Бег с низкого старта

Сегодня качество бизнес-среды ставит Украину в один ряд со странами третьего мира. Впрочем, именно благодаря низкому старту уже через 5-10 лет страна сможет догнать западные экономики.


Мировой банк и МФК представили третье совместное ежегодное исследование «Бизнес в 2006 году: создание рабочих мест». этот доклад, как полагают его авторы, — настоящий кладезь знаний в первую очередь для инвесторов: именно из него можно узнать, насколько тяжело вести дела в той или иной стране мира. Но этим его ценность не ограничивается. Ведь результаты исследования могут служить ориентиром и своего рода системой координат для национальных игроков, готовых и способных лоббировать решения для улучшения делового климата в стране.

«Гидрометцентр» для бизнес-климата
Важнейшим преимуществом доклада, помимо его авторитетности, является и глобальность. В нем впервые приводится обобщенная классификация 155 стран мира по ключевым показателям делового законодательства и реформ. Впрочем, если в «организационном» плане нынешнее исследование мало чем отличается от предыдущего, то в тематическом — некоторые изменения произошли. Главный позитив доклада — страны Восточной Европы вырвались на первое место по числу проводимых в 2004 г. реформ, значительно опередив лидеров 2003 г. — членов Организации экономического сотрудничества и развития. Основной негатив — Украина по качеству своей деловой среды потеряла практически 20 позиций в общемировом рейтинге и в этом плане теперь мало чем отличается от наименее развитых стран мира.

Однако повода для паники нет. Даже несмотря на столь незавидное положение, в котором оказалась Украина, аналитики все же предрекают ей светлое будущее. В их числе один из руководителей проекта «Бизнес в 2006 г.» Симеон Дьянков — эксперт департамента мониторинга, анализа и политики при вице-президенте Группы Мирового банка по развитию частного сектора. В эксклюзивном интервью «&» он выразил уверенность, что Украина стоит на пороге грандиозных рыночных трансформаций, которые уже в ближайшее десятилетие позволят ей достичь по качеству бизнес-среды планки западных экономик. Правда, обольщаться тоже не стоит. Переход от сурового бизнес-климата к «умеренно-континентальному» будет сопровождаться высоким политическим давлением, нестабильной температурой деловой среды, порывистыми ветрами инвестиционной активности и колебаниями макроэкономических индикаторов.

Масштаб национальный: звезда второго плана
Все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Все намного хуже. Эта фраза как нельзя лучше отражает нынешнее состояние национальной бизнес-среды. Согласно докладу «Бизнес в 2006 г.», Украина не только не вошла в 100 наиболее удобных для предпринимательства стран мира, но и любезно пропустила вперед всех своих коллег по региону, опередив разве что страны третьего мира. Более того, в плане оптимизации бизнес-климата Украина по сравнению с 2003 г. продемонстрировала не улучшение, а регресс. Создается впечатление, что украинский деловой климат эволюционирует по принципу: шаг вперед — два назад.
С. Д.: Если сравнить положение Украины в нынешнем общемировом рейтинге стран по уровню бизнес-среды с предыдущим, то страна сдала позиции. За год она опустилась с 103 на 124 место. Движению в обратном направлении «способствовало» прежде всего усложнение процедуры получения лицензий на ведение бизнеса. Тот факт, что наша страна сегодня занимает столь низкое место в рейтинге, объясняется просто. Вспомните, с чего вы начали — с социалистической системы, которую необходимо было принудительно «переродить» в систему рыночно-демократическую. Почему, к примеру, послевоенный Ирак обошел Украину на 10 позиций? Именно потому, что ему не нужно было этого делать. К тому же когда Украина начала проводить реформы в конце 1990-х гг., она начала с социального сектора, который не имеет прямой связи с бизнесом. В таких странах, как Ирак, социальный сектор не стоял на пути бизнеса. Более того — частный сектор там стал важнейшей составляющей общества. То факт, что Украина оказалась позади своих коллег по Восточной Европе, тоже вполне объясним: вы «раскачивались» в реформаторском плане около 10 лет. Тогда как в других странах региона ключевые реформы были проведены гораздо быстрее.


Черный PR на украинский лад
В числе факторов, которые формируют негативный имидж украинской бизнес-среды — чрезмерное количество процедур для организации бизнеса, сложность регистрации прав собственности и неэффективность законодательства в случае банкротства. А такие показатели, как стоимость банкротства и уровень защиты прав инвесторов, вообще ставят страну на последние места в соответствующих региональных, а порой и общемировых рейтингах.

Не на руку Украине и тот факт, что она имеет уровень выплат в сфере соцобеспечения один из самых высоких в мире (он выше, чем в благоустроенной Западной Европе). Чтобы содержать штат, работодатель обязан выплачивать фондам социального страхования 36% объема заработной платы сотрудников. Чтобы их уволить — выплатить каждому из них зарплату за 17 недель. Результат этого замкнутого круга — высокий уровень неофициальной занятости, который вообще не предусматривает социальной защиты для наемных рабочих.

Но все же настоящим испытанием для предпринимателей является сегодняшняя налоговая система. Они рискуют заблудиться в лабиринте финансовых платежей (вследствие огромного количества платежей Украина входит в последнюю десятку стран мира). Чтобы их заработать, украинские предприниматели тратят более 273 рабочих дней в году.


С. Д.: Не все критерии, по которым мы оцениваем уровень привлекательности бизнес-среды, равнозначны. Если мы говорим о переходных экономиках типа украинской, то наибольший «удельный вес» здесь имеет критерий открытия бизнеса. Прежде всего стоит говорить о быстроте и стоимости регистрации компании, которые могут служить и стимулом, и вместе с тем «красным флажком» для начала предпринимательской деятельности. Вторая базовая категория — доступность кредитов. Здесь речь идет не столько о реформе банковского сектора с целью упрощения доступа к кредитным ресурсам, сколько о его институциональной поддержке в процессе выделения займов (регистрации кредитных бюро, доступности кредитной информации и т. д.). Последние два критерия — налоговый режим и упрощенная процедура принудительного выполнения контрактов (в идеале она должна занимать не более 1-2 месяцев). Только улучшив эти сферы, имеет смысл переходить к модернизации трудового законодательства, корпоративного управления, процедуре выхода из банкротства и др. Что касается Украины, то в отношении перечисленных индикаторов ее тяжело отнести к числу лидеров, так как она движется в верном направлении.


Рейтинг стран с наиболее благоприятной бизнес-средойВпрочем, сказать, что украинское правительство в 2004 г. бездействовало в реформаторском плане, было бы несправедливо. Согласно докладу наша страна сумела реорганизовать две области регулирования бизнеса. Она упростила условия регистрации новых компаний. Хотя с практической точки зрения это улучшение выглядит довольно сомнительным. Действительно, в 2004 г. стоимость организации бизнеса сократилась с 17,6 до 10,6% дохода на душу населения. Но это достижение «компенсировалось» тем, что минимальный начальный капитал за указанный период возрос на 69,1% дохода. При этом количество процедур, необходимых для регистрации, а также время их прохождения, осталось неизменным, как величина «пи».

Реформа номер два касалась оптимизации управления кредитными ресурсами, что стало возможным благодаря совершенствованию регулирования на кредитных рынках и принятию нового закона о залоге. Данный документ дает возможность предпринимателям использовать в качестве залога более широкий перечень активов, а кредиторам — реализовывать предмет залога, избегая длительных судебных разбирательств. С практическим эффектом этих инициатив куда яснее — индекс защиты прав заемщиков за отчетный период возрос с 6 до 8, приблизив Украину к идеальному показателю в 10 единиц (ему соответствует Гонконг).

На пороге «высшей лиги»
Впрочем, достигнутые результаты тяжело назвать удовлетворительными. Правда, здесь стоит оговориться: нынешнее исследование проводилось по результатам реформаторской деятельности стран на 1 января 2005 г. Так что реформы «оранжевого» правительства в подотчетный период не попали. И хотя пессимисты полагают, что Украина и экономическое процветание — вещи совместимые редко и ненадолго, С. Дьянков уверяет: это не более чем предубеждение.


С. Д.: В последние годы Украина демонстрировала рекордный макроэкономический рост — около 6% годовых. И неудивительно — развиваться такими высокими темпами после длительного периода застоя довольно легко. Важно понимать, что «голый» экономический рост без соответствующего регуляторного подспорья продержится не более 2-4 лет. Показательным в этом плане является пример стран Латинской Америки: высокий национальный доход, низкий уровень инфляции, стабильная национальная валюта и практически никакого роста (не более 1% в год на протяжении последних 25 лет).

Думаю, Украина стоит на пороге грандиозных реформ. Страна сегодня имеет те же стартовые условия, что и другие переходные экономики Восточной Европы в 1996-97 гг. Несмотря на разницу в показателях, Украину трудно назвать белой вороной среди государств региона. Скорее она поздний реформатор. Наша страна на 6-7 лет отстает от восточноевропейских реформаторов «первой волны» — Чехии, Румынии, Болгарии, Венгрии и др. Представители «второй волны» — прежде всего Литва и Словакия — сумели догнать своих коллег к 2003 г. Так что Украина вполне может идти по проторенному пути и не повторять ошибок предшественников.

За последние три года страна частично реформировала 3-4 сферы, в первую очередь процедуру регистрации компании и налогообложение. Прогресс довольно скромный, но это только начало. Новое украинское правительство ставит перед собой амбициозные цели и уже меняет правила игры на внутриэкономическом поле. И думаю, первые результаты его работы будут заметны уже в начале 2006 г. (как показывает опыт тех же Сербии и Грузии, новому правительству требуется около 16 месяцев для практической реализации своей программы). Так что не исключено, что по результатам нашего следующего доклада Украина окажется в десятке самых активных реформаторов. А это уже шаг вперед: Сербия и Черногория, которая по результатам 2003 г. вошла в этот список, за год поднялась на 30 позиций в рейтинге по уровню комфортности бизнес-среды (сегодня она на 92 месте).

Масштаб региональный: назло рекордам
равнительная характеристика индикаторов бизнес-климата в Украине и в регионеЕсли Украину в ходе внедрения реформ можно сравнить с показательными выступлениями кандидата в мастера спорта по спортивной ходьбе, то Восточная Европа и Центральная Азия — это настоящие олимпийские призеры по бегу. И речь не только о скорости, а и профессионализме. В 2004 г. государства региона успешнее других показали свою способность стимулировать развитие предпринимательства путем проведения масштабных регуляторных реформ, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса и упрощение налогообложения. За отчетный период каждое из государств Восточной Европы (и в частности СНГ) сумело улучшить как минимум один аспект деловой среды, а две страны — Сербия и Черногория и Грузия — заняли высшие строчки в общемировом рейтинге по количеству проведенных реформ.





С. Д.
: Если вы посмотрите на развитие различных регионов мира, то увидите, что наибольший прогресс произошел именно в переходных экономиках. В данном плане Восточная Европа — очень амбициозный регион. Масштабные реформы были проведены в пяти странах региона. И это неудивительно — большинство восточноевропейских государств начали свое рыночное становление с очень сложных условий социалистического режима. Их страх вернуться в прошлое и желание приобщиться к западному миру будет сильнейшим стимулом к проведению грандиозных трансформаций в последующие 5-10 лет. Уже сейчас очевидно стремление переходных экономик интеллектуально развиваться, подтягиваться к стандартам Запада, вводить гибкие методы регулирования рынка. Конечно, есть и отстающие. Но среди таковых нет ни одной страны, которая не сформировала бы свое четкое видение эффективного управления экономическим ростом. Так что сегодня не будет приуменьшением говорить о реформаторском «прорыве» восточноевропейского региона. «Технически» он произошел благодаря амбициозным реформам системы налогообложения, которые были осуществлены значительно быстрее, чем в других странах мира.


Инициативы, связанные со снижением налогового пресса, имели место в половине стран региона. Так, Словакия благодаря введению единой налоговой ставки на прибыль и добавленную стоимость упростила налоговую регистрацию. Кроме того, она упразднила 3-процентный налог на трансферт собственности, забронировав себе место в десятке стран с наиболее простой процедурой регистрации собственности. В итоге стоимость регистрации собственности снизилась с 3,1 % до 0,1% ее цены. Румыния ввела единую налоговую ставку в размере 16% и сократила налог на заработную плату, тогда как Чехия, Латвия, Эстония и Польша снизили корпоративные налоги. В Грузии количество налогов в стране было «урезано» с 21 до 12.

Впрочем, налоговой политикой репертуар реформ в странах Восточной Европы и Центральной Азии не ограничился. Так, Сербия и Черногория превратила процесс регистрации компании из процедуры судебной в административную и ввела онлайновую регистрацию, сократив время на открытие бизнеса с 51 до 15 дней. В конечном итоге количество новых зарегистрированных компаний за год возросло на 42%. Да и правительство страны уменьшило время на принудительное выполнение контрактов с 1028 до 635 дней. Литва, Румыния, Словакия, Армения и Кыргызстан зарегистрировали частные кредитные бюро, открыв заемщикам более широкий доступ к финансовым ресурсам. Словакия установила временные ограничения на получение лицензии на торговлю. Результат впечатляет: время для открытия бизнеса сократилось с 80 дней в 2003 г. до 25 дней в 2004 г. Сербия и Черногория, Македония и Армения сделали более гибким трудовое законодательство, тогда как Польша показала себя наиболее активным реформатором в сфере бизнес-лицензирования. Список можно продолжать.

Вместе с тем ход реформ в странах СНГ все же отстает от стран Восточной Европы. Камнем на шее для большинства стран Содружества продолжает оставаться административная система. Так, один из основных выводов доклада: вопреки общему убеждению именно таможенная бюрократия и прочая бумажная волокита (так называемая мягкая инфраструктура) — «виновница» наибольших задержек для компаний, специализирующихся на экспортно-импортных операциях. Как раз в этом, а не в реальной инфраструктуре причина более трех четвертей задержек. Пример тому — Азербайджан, где предприниматель должен представить 18 документов и поставить 55 подписей только для того, чтобы начать импорт продукции.

Как долго при таких условиях можно удерживать высокие темпы и сохранять лидерство? У С. Дьянкова есть четкое мнение на сей счет.



Симеон Дьянков: «В ближайшее десятилетие Восточная Европа повторит судьбу Юго-Восточной Азии, а Украина станет второй Словенией».


С. Д.: Мой прогноз относительно Восточной Европы более чем оптимистичен. Думаю, регион будет наращивать темпы развития еще 5-10 лет и в конечном итоге может стать второй Юго-Восточной Азией. У бывших коммунистических стран есть цель — достичь одного уровня бизнес-среды с Великобританией, Новой Зеландией или северными странами. И что важно — у них выработалась своя «трансформационная философия», которая и определяет пути достижения цели. Думаю, именно благодаря этому восточноевропейские страны смогут двигаться семимильными шагами и в результате выйдут на передовые позиции. Единственное условие — государства СНГ должны активизировать свои реформаторские усилия и подтянуться к меркам Восточной Европы в целом. Это вполне реально. Как показывает мировой опыт, в переломный период истории страна вполне может провести радикальные реформы одновременно по всем направлениям. Пример тому — Южная Корея начала 1980-х гг., Малайзия середины 1990-х гг., ЮАР, Чили, Бразилия, Египет.

Масштаб глобальный: игра в салки
Доклад «Бизнес в 2006 г.» показал: стремление стран мира улучшить свой бизнес-климат очевидно. Но очевидно и то, что различие в уровнях экономического развития и целевых установках правительств не позволяет всем регионам двигаться в «реформаторский унисон». Как показало исследование, в 2004 г. 99 стран провели в общей сложности 185 реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды. При этом основной акцент законодательных инициатив был сделан на упрощении бизнес-регулирования, гарантировании прав собственности, снижении затрат на экспортно-импортные операции, ослаблении налогового давления и повышении доступа к кредитным ресурсам. В целом в 2004 г. наиболее активно реформы проводились в европейских государствах.

Восточноевропейский прорывНынешний доклад также определил 30 стран мира с наиболее благоприятной средой для ведения бизнеса. Впрочем, по сравнению с предыдущим годом расстановка сил практически не изменилась. В пятерке лидеров, как и раньше, Новая Зеландия, США и Сингапур. А вот Гонконг и Австралия уступили место Канаде и Норвегии. Это вовсе не значит, что эти страны активнее других регулируют предпринимательскую деятельность. Просто они делают это менее дорогостоящими и обременительными способами, что позволяет национальным компаниям оставаться максимально продуктивными. Как правило, правительства стран-лидеров фокусируют внимание на тех областях, где вмешательство государства может оказаться наименее болезненным для бизнеса — гарантировании права собственности и соцзащите.

В то же время наибольшие регуляторные препятствия для бизнеса существуют в странах африканского континента и Ближнего Востока. Именно эти регионы оказались на обочине остального мира — проводимые там реформы слишком медленные и фрагментарные. В этих странах также самые высокие в мире налоги, что вынуждает компании уходить в тень и тормозить развитие бизнеса.

Если же говорить о мире в целом, то предприниматели продолжают сталкиваться с огромными трудностями. Порой доходит до абсурда. Так, для получения лицензии на ведение бизнеса в Боснии и Герцеговине необходимо иметь минимальный капитал в размере 8735,4% дохода на душу населения. Для регистрации собственности в Хорватии потребуется 956 дней. Если же заплатить все обязательные налоги в Сьерра-Леоне, то они составят 164% валовой прибыли компании. В Сирии с момента прибытия импортируемых товаров в порт назначения и до момента их доставки на склад пройдет 63 дня.

Впрочем, уверяют авторы «Бизнеса в 2006 г.», результаты исследования не стоит воспринимать как вердикт. Критерии, проанализированные в докладе, — лишь доля того, что оценивают инвесторы в ходе принятия решения о размещении капитала. Так, эксперты МБ и МФК не принимали в расчет макроэкономические показатели страны, состояние инфраструктуры, стабильность национальной валюты, интерес инвесторов или уровень преступности. Поэтому неудивительно, что Ямайка стоит на 43 месте прямо перед Францией, хотя в реальности уровень преступности в стране и макроэкономическая нестабильность делают ее, мягко говоря, непривлекательной для инвестора.


С. Д.: Страны, которые в нашем рейтинге комфортности бизнес-среды занимают низкие позиции, зачастую не являются привлекательными для иностранного инвестора (в качестве исключений выступают разве что Китай, Египет и Индонезия). А вот то, что высокие макроэкономические показатели уже сами по себе являются приманкой для инвестора — не более чем миф. Поэтому часто возникает вопрос, как в таком случае макроэкономические показатели страны коррелируют с ее бизнес-средой. Анализ, проведенный в проекте «Бизнес в 2006 г.», показывает: страны, занимающие позиции в первой половине нашего рейтинга, растут в среднем на 2,2% быстрее остальных. Иными словами, если Украина сумеет кардинально реформировать деловую среду и «застолбить» место в общемировом списке лидеров, это уже гарантирует ей двухпроцентную прибавку к росту. Более того, уровень безработицы в стране автоматически снизится на 3,7%, а теневая экономика — на 9,1%. Если же страна так и останется на низкой позиции в рейтинге, это вовсе не означает, что она не может расти такими же темпами, как Китай. Это означает лишь то, что она не сможет удерживать такие темпы на протяжении значительного периода времени. Собственно для того и необходимо трансформировать бизнес-среду, чтобы поддерживать экономический рост определенным правовым фундаментом. 

Залишити відповідь