Кризис-менеджмент
Западные автоконцерны лихорадочно латают дыры
Западноевропейское автомобилестроение находится на грани кризиса. Ужесточение конкуренции, уменьшение спроса из-за роста цен на бензин, снижение покупательной способности, а также ужесточение контроля за качеством продукции — и все это на фоне колебаний курса евро, которые выливаются в падение прибыли от экспорта автомобилей. Вышеуказанные факторы ставят автопроизводителей в условия катастрофического падения рентабельности производства. Чтобы минимизировать убытки и окончательно не оказаться в минусе, компании вынуждены прибегнуть к масштабным антикризисным программам.
Так, Mercedes Car Group — одно из ведущих подразделений американского DaimlerChrysler — в течение ближайшего года сократит более 8 тыс. сотрудников (около 5% штата), чем планирует достичь экономии в 950 млн. евро. В нынешнем году финансовое положение Mercedes пошатнулось. Среди причин, в частности, называют расходы на реструктуризацию подразделения по выпуску миникаров Smart (около 1,2 млрд. евро), а также смену модельного ряда.
Mercedes последовал примеру своего конкурента Volvo Group — шведской «дочки» Ford. В августе концерн также вынужден был сократить порядка 1,5 тыс. рабочих мест (около 18% штата), чтобы достичь ежегодной экономии в 110 млн. евро.
В то же время немецкая корпорация Volkswagen планирует избавиться от двух «дочек» — Europcar (прокат автомобилей) и Gedas (консалтинг в сфере IТ). Цель такого шага — снизить себестоимость продукции. Чтобы получить средства, Volkswagen заявил о намерении продать 15% своих акций производителю люксовых спортивных автомобилей Porsche. Стоимость сделки составит 3 млрд. евро. В результате приобретения Porsche будет владеть 20% акций VW и станет его крупнейшим акционером.
Американские автопроизводители поставлены в не менее серьезные условия работы. Одним из основных факторов, бьющих по их рентабельности, являются непомерные социальные выплаты сотрудникам. К примеру, DaimlerChrysler получил согласие канадского профсоюза автомобильной промышленности на увольнение 2,5 тыс. сотрудников своих канадских подразделений. Еще одной жертвой кризиса стал Ford Motor Co. — во II квартале 2005 г. прибыль концерна упала на 19%. В итоге он вынужден был не только уволить 2750 административных сотрудников американского подразделения (около 12% персонала), но и продать свое подразделение по прокату автомобилей Hertz Corp. Более того, Ford объявил о планах закрытия в среднесрочной перспективе пяти своих предприятий по сборке автомобилей.
Между тем ситуацией падения спроса на дорогие марки автомобилей европейского и американского производства решили воспользоваться азиатские компании. В частности, о планах по расширению своего присутствия заявил ведущий южнокорейский производитель Hyundai Motor, рассматривающий возможность строительства нового завода в Восточной Европе (предположительно в Чехии, Польше или Венгрии). У компании уже есть производственная база в Словакии и Турции. Благодаря новым мощностям уже в 2005 финансовом году планируется повысить продажи на 23% (до 462 тыс. авто). Кстати, в мае нынешнего года Hyundai открыл свой первый завод в американском штате Алабама.
Реорганизация
Carlsberg готовит экспансию в Восточную Европу
Датская Carlsberg A/S, пятая в мире пивоваренная компания, готовится закрыть 14 из своих 29 пивоварен. Речь идет о второстепенных предприятиях в Западной Европе, производящих продукцию под брендами Carlsberg и Tuborg. Правда, временные рамки реструктуризации еще не обозначены. По словам представителей компании, эксперты будут прорабатывать этот вопрос еще как минимум 1-2 года.
Датские пивовары вынуждены пойти на такой шаг из-за ужесточающейся конкуренции на рынке и сокращения потребления пива старшим поколением, которое предпочитает иные напитки. Вследствие этого, несмотря на постоянный рост производства пива (с 78,6 млн. дал в 2002 г. до 92 млн. в 2004-м), оборот Carlsberg с каждым годом падает. Так, за последние два финансовых года он сократился более чем на 26% (с 6,5 до 4,8 млрд. евро). При этом продажи на западноевропейском рынке только во II квартале 2005 г. снизились на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Запланированная реорганизация призвана решить сразу несколько задач. Во-первых, уменьшить расходы как минимум 67 млн. евро, тем самым восстановив рентабельность производства. Во-вторых, построить более эффективную международную сеть по производству пива в ЕС. В-третьих, сместить географические акценты с западноевропейского региона (на него приходится 60% прибыли) на более динамичные рынки Восточной Европы (30%) и Азии (10%). В частности, Carlsberg собирается сконцентрироваться на перспективных рынках России и Китая.