Перестраховались

По результатам работы отечественного страхового рынка в I полугодии можно смело сказать: он прожил эти полгода хотя и без революционных изменений, но уж точно небезынтересно.


Наиболее яркими тенденциями стало увеличение доли реального страхования и соответственно снижение схемного страхования, а также активная экспансия зарубежных инвесторов. Пожалуй, самым долгожданным событием, которое потом превратилось и в самый наболевший вопрос, стало введение в действие с начала года обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.

Рынок классического страхования растет
Валовые страховые премии, млн. грн.Если по результатам I квартала текущего года ранее активно росший страховой рынок прибавил лишь считанные проценты, то уже по истечении полугодия валовой объем премий даже снизился почти на четверть по сравнению с первым полугодием 2004 г. Сегодня уже вряд ли у кого-то вызовет сомнение тот факт, что падение объема собранных валовых премий обусловлено резким снижением доли страхования финансовых рисков. Именно его эксперты очень часто связывают с оптимизацией налогообложения, а остроумные участники рынка порой называют «страхованием подводных сооружений от самовозгорания». Помимо прочего, если сборы премий по данному виду страхования упали более чем на 40%, то выплаты по нему просто взлетели в 18 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В связи с этим участники рынка убеждены: несмотря на упомянутые «паденческие» тенденции, рынок классического страхования, наоборот, растет. «Уменьшилась доля псевдострахования, соответственно увеличилась доля классического страхования, — убежден президент страховой компании «Гарант-АВТО» Юрий Лахно. — Если раньше классическое страхование составляло примерно 20% от объема рынка, то сейчас это где-то уже 30%». С подобной оценкой, кстати, согласны и другие участники рынка. «Действительно, вал поступления платежей в целом по страховому рынку снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако при этом возросло число поступлений от населения. Эта ситуация объяснима — ни для кого не секрет, что в прошлом году в связи с выборами показатели прироста платежей от юридических лиц были выше, в том числе из-за возросшего интереса к схемному страхованию. Ситуация нынешнего года показывает более реальную картину заинтересованности украинцев в страховании», — резюмирует Юрий Ефимов, президент «ЗАО «Страховая компания «Кредо-Классик».

Признавая результаты усилий Госфинуслуг по борьбе со схемным страхованием, страховщики также указывают на то, что и объективные рыночные факторы сами по себе стимулируют рост классического страхования. «Бум ипотечного и автомобильного кредитования в начале года дал многим страховым компаниям реальную возможность значительно укрепить свою рыночную позицию, — считает заместитель председателя правления страховой компании «Эталон» Владимир Доценко. — А в таких условиях, когда есть возможность развития реального бизнеса, использование теневых схем теряет свой смысл». Г-н Лахно также не последним фактором роста классического страхования считает автострахование, что обусловлено как увеличением продаж автомобилей в кредит (когда банк в обязательном порядке требует оформление страхования КАСКО), так и вполне понятным желанием владельцев солидных автомобилей оградить себя от нежелательных рисков. Хотя надежды на «автогражданку», которая традиционно считается основным двигателем классического рынка, по большей части не оправдались. Тем не менее премии по этому виду страхования в I полугодии составили около 5% от общих сборов, также внеся свою лепту в рост классического рынка.

Страхование жизни в I полугодии хотя занимало и продолжает занимать около 2% на рынке, однако, будучи незапятнанным всякого рода схемами, демонстрирует почти двойной прирост, уступая в этом плане, пожалуй, лишь страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Поскольку договоры страхования жизни заключаются, как правило, на минимальный период (5 или 10 лет, что соизмеримо с возрастом многих лайфовых компаний), то в этом году клиенты страховых компаний начали получать свои сбережения. Лайфовые страховщики стали производить выплаты по долгосрочным накопительным договорам страхования жизни, — рассказывает председатель правления страховой компании «Эталон жизни» Александр Кулешин. — Я имею в виду накопительную часть: пенсии и суммы по дожитию».

Уровень чистых выплат по всему рынку (отношение выплат к собранным премиям без учета внутреннего перестрахования), являющийся одним из весомых индикаторов состояния рынка в I полугодии, превысил 14%. И хотя это несоизмеримо меньше показателя развитых рынков, все же позитивная динамика показателя после непрерывного сползания в последние годы вселяет оптимизм.

Нас покупают
В этом году на страховой рынок Украины активно стали проникать зарубежные операторы.

Еще в начале года председатель Госфинуслуг Виктор Суслов заявил, что ожидает настоящего бума прихода иностранного капитала на украинский страховой рынок. И сегодня вряд ли у кого-то вызовет сомнение, что этот бум уже начался. «В текущем году на страховой рынок Украины активно стали проникать зарубежные операторы, — считает Александр Кулешин. — В некоторых страховых компаниях появились зарубежные специалисты, возглавившие целые направления деятельности, другие компании просто были куплены зарубежными инвесторами». Так, в феврале крупнейший польский страховщик PZU приобрел «Скайд-Вест», войдя таким образом на рынок рискового страхования под маркой «PZU Украина» и на рынок страхования жизни под маркой «PZU Украина Страхование Жизни». Позже стало известно, что такие крупные игроки, как «Гарант-АВТО» вместе с «Гарант-Лайф», а также «АСКА», ведут переговоры о продаже части своих акций иностранным инвесторам. О планах по вхождению на рынок страхования жизни заявила также крупная международная финансовая группа SEB, купившая в прошлом году банк «Ажио». А совсем недавно свою дочернюю компании в Украине по рисковому страхованию открыл крупный российский страховщик «РОСНО» (получив контроль над ОДО «Гелиос» и «Гелиос Лайф»). При этом компания в ближайшее время намерена также выйти на рынок страхования жизни.

Доля перестрахования в валовых страховых премияхВсего же, по словам президента Лиги страховых организаций Украины Александра Филонюка, на данный момент не менее двух или трех десятков украинских страховщиков ведут переговоры о продаже части своих акций иностранным инвесторам. Наибольший интерес к страховому бизнесу в Украине проявляют в первую очередь инвесторы из Австрии, Швейцарии, Германии, Польши, Чехии, Голландии, Великобритании и России. При этом нижний предел разумных инвестиций от нового акционера, по словам А. Филонюка, составляет 10 млн. евро (законодательством предусмотрен минимальный уставный капитал для рисковых компаний на уровне 1 млн. евро, а для компаний по страхованию жизни — 1,5 млн. евро).

Структура имеющихся активов страхователей, по состоянию на 30.06.2005 г.Между тем г-н Филонюк отмечает, что лишь часть потенциальных западных инвестров согласны покупать полностью готовый бизнес в Украине, который подразумевает, как правило, хорошо развитую региональную сеть, сформированный штат сотрудников, клиентскую базу и, следовательно, хорошо известное имя. Ряд инвесторов намерены купить средний по местным меркам бизнес, если соответствующие расчеты покажут его перспективность в будущем. А есть и такие инвесторы, которые готовы начинать страховой бизнес в Украине практически с нуля. Для этого вполне подходят зарегистрированные в госреестре финансовых учреждений страховые фирмы с определенным набором лицензий, которые, однако, активно на рынке не работают. Сегодня в Украине иностранный капитал в своем уставном фонде имеют 60 страховых компаний, и, по прогнозам ЛСОУ, до конца года этот список пополнится еще несколькими операторами.
Этим летом Верховная Рада также одобрила вхождение на украинский рынок филиалов иностранных страховых компаний, однако произойти это сможет не ранее чем через 5 лет после вступления Украины во Всемирную торговую организацию.

ОСАГО — главное разочарование рынка
Вступившее в силу с начала этого года обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) было большой надеждой классического рынка. Но в результате стало его разочарованием. Стройная на словах стратегия «молниеносного» внедрения, «автогражданки», дала сбой, и не в последнюю очередь по политическим причинам. «Вопрос стал политическим, от этого страдают как граждане — владельцы транспорта, так и все население, — говорит Юрий Лахно. — Сегодня не работает этот закон и нет социальной защиты тех, кто страдает в ДТП». После того как в конце января были проданы первые полисы ОСАГО, количество договоров страхования стало увеличиваться нарастающими темпами, но только до конца апреля — месяца, когда в соответствии с законом сотрудникам ГАИ разрешалось начать проверку наличия у водителей страховок. Вопреки этому самому закону водители в назначенный срок так и не получили ожидаемого «стимула» в виде проверок на дорогах, что совершенно предсказуемо в мае привело к резкому падению заключенных договоров страхования. Очень скоро к дискуссии вокруг «автогражданки» подключились парламентарии, и в Верховной Раде было зарегистрировано несколько законопроектов — если не ставивших крест на этом виде страхования в случае их принятия, то как минимум оставлявших вопрос в подвешенном состоянии. В частности, среди них были законопроекты, предлагавшие изменить статус «автогражданки» с обязательного на необязательный или же перенести срок начала контроля на дорогах наличия у водителей полисов страхования на тот или иной период. Это фактически означало бы отсрочку вступления в силу закона.

Уровень страховых выплатПолитики заработали свои баллы, но закон по сегодняшний день никто не отменил и не поменял. И тем не менее данный вид страхования работает далеко не в полную силу со всеми вытекающими из этого последствиями — как для водителей, так и для страховщиков. «Введение обязательного страхования при отсутствии контроля над наличием у водителей страховых полисов поставило под вопрос стабильность рынка в целом», — убежден Владимир Доценко. По его мнению, в данной ситуации, когда обязательный вид страхования не стал массовым, страховые портфели многих компаний оказались несбалансированными в связи с неоднородностью данного сегмента рынка: у кого-то в портфеле преобладают высокие риски по страхованию автотранспорта в крупных городах, у кого-то — грузового транспорта и т. д. «А значит, — говорит В. Доценко, — их (страховщиков. — Прим ред.) платежеспособность может уже в ближайшее время оказаться под вопросом».

Между тем сейчас количество продаваемых ежемесячно полисов ОСАГО плавно растет, чему, очевидно, способствует изданное летом внутреннее распоряжение МВД, которое устанавливает обязательный контроль страховок при прохождении техосмотра автомобилей. Оптимизм страховщикам вселяет и тот факт, что все же количество страховых платежей по «автогражданке» растет, и сегодня в Украине уже застрахована почти пятая часть всех водителей. Важно также и то, что страховщики выполняют свои обязательства по договорам — ежемесячно сумма выплат увеличивается в 1,5-2 раза. В связи с этим необходимо отметить, что неписаная солидарная ответственность между страховщиками особенно проявляется в таких социально направленных и массовых видах страхования, как «автогражданка». И потому качество работы каждой компании обусловливает то, как рядовой водитель будет относиться к данному виду страхования в целом.

Лицензии на страхование автогражданской ответственности получили 80 с лишним компаний. Однако, как и следовало ожидать, рынок распределился весьма неравномерно. На сегодняшний день лидером по количеству проданных полисов является «Оранта», которая с самого начала заявила о своих весьма амбициозных планах по завоеванию нового рынка. Также в пятерку лидеров входят страховая группа «ТАС», «УПСК», «Княжа» и «Гарант-АВТО». Если в начале введения «автогражданки» прогнозы экспертов относительно емкости этого вида страхования колебались в пределах от 1 до 2 млрд. грн. в год, то привлеченные за I полугодие 330 млн. грн. (по данным Госфинуслуг) дают лишь слабую надежду на то, что нижний предел прогнозируемых платежей будет достигнут в нынешнем году.

Страховщики клюнули на «рыбные ниши»
Структура страховых премий и выплат по видам страхованияЕще одна интересная тенденция, проявившаяся на страховом рынке в последнее время, — локализация страховщиков в определенных узкоспециализированных «рыбных местах», таких как МРЭО, сотрудничество с туристическими компаниями, банками, автосалонами. «Но подобных ниш не так уж много по сравнению с числом страховых компаний, претендующих на них и старающихся оттеснить друг друга», — разъясняет Владимир Доценко. Результатом такой дарвиновской борьбы за выживание становится демпинг со стороны страховщиков, что, в частности, находит свое проявление в автостраховании, а также повышение комиссионного вознаграждения посредникам, например банкам или туроператорам. «В конечном счете сокращается прибыльность страховых компаний, ухудшается качество самих продуктов и систем урегулирования, снижается возможность формировать достаточные страховые резервы», — подчеркнул г-н Доценко. По его мнению, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать формирование страховщиками собственных сетей продаж. В этом случае страховые тарифы могут быть снижены на те же 15-20%, которые вымываются сейчас из тарифа в виде комиссионных посредникам.

Рынок страхования прибавит «в весе»
Процессы, происходящие в последние полгода на страховом рынке, могут привести к противоположным тенденциям. С одной стороны, приход в Украину западных страховщиков будет стимулировать установление новых стандартов работы компаний по всем параметрам, а также повышение конкуренции на рынке. В итоге это станет способствовать еще большему разграничению между группой лидеров и кандидатами на выбывание из игры. Очевидно, что в условиях усиления конкуренции на рынке для ряда игроков неизбежным окажется как минимум одно из двух — либо снижение тарифов, либо повышение качества обслуживания клиентов.

С другой стороны, упомянутый симбиоз страховщиков, например, с банками или туроператорами, клиенты которых почти автоматически становятся клиентами страховых компаний, приводит к подорожанию страховых продуктов за счет комиссионных выплат посредникам. При этом качество этих самых продуктов отнюдь не выигрывает.

Следует также отметить, что приход на местный рынок западных инвесторов неизбежно связан с гораздо большей капитализацией рынка, чем при существующих внутренних инвестициях. Это в свою очередь приведет к увеличению емкости рынка и в результате позволит сократить объемы перестрахования у нерезидентов, оставив таким образом значительные средства внутри страны.

Сегодня у участников рынка накопился целый ряд принципиальных вопросов, ожидающих своего решения на уровне высшего руководства страны. В числе наиболее важных — введение международных стандартов бухгалтерского учета и аудита, а также возможные изменения в налогообложении страховщиков. Очевидно, что без решения этих проблем возможности для реализации различных «оптимизационных» и мошеннических схем будут оставаться. Что же касается находящейся в полуподвешенном состоянии «автогражданки», то у страховщиков остается надежда, что, заработав в полную силу, она станет настоящим локомотивом для классического страхования. Однако в преддверии приближающихся парламентских выборов у тех или иных политических сил наверняка появится соблазн получить дополнительные очки за счет манипуляций с соответствующим законом. Кроме того, не исключено, что популярность схемного страхования также увеличится в связи с финансированием избирательных кампаний. 







Что ждет страховой рынок в ближайшей перспективе?

Игорь Арцимович, председатель наблюдательного совета ОАО «Страховая компания «НОВА»:
— Страховые премии вряд ли будут расти. Если давление государственных органов на операторов страхового рынка не уменьшится, тогда, наверное, стоит ожидать как минимум стабилизации объема премий, а может быть, и какого-то падения. Что касается роста выплат, то в любом случае оно будет, потому что при замедлении прироста премий в классическом страховании рост выплат неизбежен. Ведь рынок рос несколько лет, выплаты кумулятивно накапливались, есть заявленные и неоплаченные убытки, которые на сегодняшний день в публичной отчетности Госфинуслуг не фигурируют. Можно сказать, что это та сумма, которую страховому рынку предстоит выплатить.

Доля реального (классического страхования) на рынке обычно находится в районе 20-30% в течение года. Сейчас она, вероятно, достигла 30%, а в прошлом году была на уровне 20%. Что будет в конце года — зависит от множества факторов, в том числе от стабильности и последовательности действий государственных институтов во взаимоотношениях со страховым рынком. Поэтому делать прогноз на следующий год я не берусь.

В целом рынок станет более интересным для клиентов реального страхования. Страхователи, в том числе и потенциальные, увидят, что страховые компании выплачивают, перестанут делаться акценты в публикациях и аналитике на несправедливые обвинения реального рынка в низком объеме и низком удельном весе выплат и падении выплат. Потому что все понимают: за этим раньше крылось увеличение объемов схемного страхования, а уж никак не нежелание классических страховщиков выплачивать своим клиентам. Как раз классические страховщики все время платили «классическим» клиентам. Когда клиенты будут справедливо проинформированы о том, что удельный вес выплат растет, то это станет одним из обычных публичных факторов влияния на их мнение о том, что страховой рынок — это рынок, с которым можно иметь дело по экономической защите собственности.






«Оптимизаторы» уйдут первыми
На конец первого полугодия 2005 г. в Украине было зарегистрировано без малого 4 сотни страховых компаний, из которых 51 имеет лицензию на страхование жизни. При этом о размере большинства компаний можно судить хотя бы по тому, что 50 крупнейших рисковых компаний собрали более 75% всех премий в секторе non-life, а 10 первых компаний по страхованию жизни — более 90% премий в своем секторе. Эксперты утверждают, что непомерно раздутое количество игроков на страховом рынке продолжает увеличиваться, тогда как для нашей страны вполне достаточно около полусотни компаний в рисковом сегменте. Данный факт, кстати, подтверждает опыт ближайших западных соседей. Поэтому сами страховщики не исключают, что количество компаний будет сокращаться. Причем первыми с рынка уйдут те компании, которые зарабатывали на оптимизационных схемах.

Впрочем, изменения возможны не только среди аутсайдеров, но и в стане лидеров рынка. Учитывая небольшой разрыв между компаниями из лидирующей группы в контролируемой доле рынка (причем доля лидера — 8%), можно сделать вывод, что даже новичок с достаточными амбициями и инвестициями в недалеком будущем может составить им серьезную конкуренцию.







Главные тенденции на страховом рынке в I полугодии 2005 г.
Игорь Гордиенко, председатель правления страховой компании «ИНГО Украина»:
— В первом полугодии наиболее заметными были четыре тенденции.

Первая — абсолютное уменьшение сборов премий приблизительно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причин две — окончание выборов Президента и приход в органы власти новых людей; действия регулятора по противодействию схемному страхованию.

Снижение премий по схемному страхованию привело к тому, что уровень выплат по классическому страхованию увеличил свою долю в общих показателях выплат. Кроме того, анализ роста уровня выплат по компаниям свидетельствует о том, что определенная часть схем начала реализоваться через страховые выплаты. Данные факторы привели к росту уровня страховых выплат с 7,5% по итогам прошлого года до более чем 20% по итогам первой половины текущего года. Указанные тенденции сохранятся и будут действовать до конца года.

Вторая — активный рост (в два раза) розничных продаж страховых продуктов как результат начала операций по продажам полисов обязательного страхования ответственности автовладельцев и страхованию рисков ипотечного кредитования. Рост премий — в 2 раза.

Третья — резкое снижение объемов премий, передаваемых в перестрахование перестраховщикам-нерезидентам.

Четвертая — удвоение портфеля премий по страхованию жизни.





И вновь продолжается бой
Сегодня участники рынка практически единогласны во мнении, что схемному страхованию стало тесно на рынке. В то же время они весьма далеки от иллюзии, что победа над «схемщиками» близка. Действительно, цифры недвузначно свидетельствуют, что благодаря усилиям Госфинуслуг значительно сократилось перестрахование у нерезидентов, в котором огромную долю ранее занимали суммы, уходившие на счета фиктивных компаний в Прибалтике и Молдове. Однако такое псевдоперестрахование отнюдь не является единственной возможной схемой на рынке. «Не стало перестрахования в Прибалтике, Молдове. Значит нашлись другие схемы — работа с ценными бумагами, через возмещение убытков», — убежден Юрий Лахно. Например, сегодня участники рынка отмечают резкий рост выплат у ряда компаний, связывая его с новым направлением в схемном страховании. Но наряду с этим бытует также мнение, что таким образом происходит возврат ранее перераспределенных средств, тем самым свидетельствуя о закрытии той или иной осуществлявшейся ранее схемы. Как бы там ни было, но эксперты признают, что на сегодня борьба со схемным страхованием в основном напоминает борьбу с синдромами болезни, тогда как любой серьезный недуг требует вмешательства на более существенном уровне. «Если есть рынок потребления, то сбыт будет», — говорит о схемах Юрий Лахно. Сегодня как минимум две объективные причины позволяют «схемщикам» чувствовать себя безнаказанно, по крайней мере так долго, сколько это необходимо для выполнения их «основной» задачи — отсутствие бухгалтерского учета и аудита по международным стандартам, а также невозможность со стороны Госфинуслуг контролировать операции страховщиков в режиме реального времени. «Если страховщиков перевести на систему международного бухгалтерского учета, то Госфинуслуг останется только контролировать наличие резервов», — убежден Юрий Лахно.

Впрочем, в этом направлении пока что не отмечено особого прогресса. Точно так же, как и касательно второго пункта. Так, по словам г-на Суслова, который не раз сетовал на скромный бюджет своей комиссии, внедрение электронной системы ежедневной отчетности страховщиков наподобие той, которая действует в банках, может обойтись в несколько миллионов долларов (что соизмеримо с годовым бюджетом его органа). Пока же страховщики подают финансовую отчетность в Госфинуслуг по завершению каждого квартала. А это, безусловно, оставляет единственную возможность госрегулятору реагировать на нарушения с большим опозданием.





Финансовая устойчивость страховщиков растет
Павел Фурсевич, председатель правления ЗАО «ПРОСТО-страхование»:
— Самая важная тенденция первого полугодия: продолжает возрастать финансовая устойчивость национального страхования. Общий объем собственного капитала страховщиков по состоянию на 01.07.2005 г. составил $2,6 млрд. Рост в 1,5 раза по сравнению с аналогичной датой прошлого года. Такие темпы капитализации удалось достичь благодаря выполнению большинством страховых компаний минимальных требований Закона Украины «О страховании», а также резкая капитализация некоторых из них. Кроме того, на рынок стали приходить иностранные инвесторы, что свидетельствует о привлекательности отечественного страхового рынка на ближайшую перспективу.

Постепенно возобновляется доверие населения к страховым компаниям, повышается культура страхования. И как результат — возрастают страховые платежи, полученные от физлиц. На 01.07.2005 г. платежи от населения (по рисковым видам страхования) составили 688,9 млн. грн., что превышает аналогичный показатель I полугодия 2004 г. в 1,75 раз. Также важным показателем является двукратный рост суммы страховых выплат. Увеличение объема страховых выплат в основном произошло за счет увеличения суммы выплат по добровольному имущественному страхованию. Это свидетельствует о росте «реального» страхования и влияет на укрепление доверия к страховым компаниям. Учитывая, что происходит сокращение схемных операций и увеличиваются объемы классических видов страхования, тенденция по увеличению выплат будет сохраняться. И позитивная составляющая этой тенденции будет сохраняться, в том числе благодаря развитию рынка ОСАГО.

Относительно перестрахования. В I полугодии 2005 г. общая сумма премий, переданных в перестрахование, сократилась на 2109,2 млн. грн. Данные изменения произошли за счет резкого уменьшения премий, переданных в перестрахование нерезидентам. При этом объем премий, переданных резидентам, сократился незначительно. Причинами снижения величины переданных в перестрахование премий являются мероприятия Госфинуслуг по борьбе с фиктивным перестрахованием. В частности, ужесточение требований к операциям перестрахования и введение специального режима контроля заключаемых договоров перестрахования с нерезидентами. Важно отметить, что сумма выплат перестраховщикам-резидентам увеличилась в 3,8 раз, что свидетельствует о значительной переориентации потоков, ранее уходивших на Запад.

Залишити відповідь