Оазис высоких технологий

Украинский венчурный инвестор создал экосистему, способную непрерывно развиваться и генерировать успешные технологические бизнесы. И только после этого обеспечил регулярное финансирование.


Сергей Лобойко, управляющий директор венчурной инвестиционной компании «Техинвест»: «Для инвестора в хай-тек-сфере стоимость будущих активов, отдачу на вложенные инвестиции точно просчитать невозможно».

Опыт, полученный венчурными инвесторами после создания Силиконовой долины, схожей инфраструктуры в Индии, показал перспективное направление, в котором им стоит развиваться. А именно быть обязательными посредниками между новаторами — носителями революционных идей, и рынком — крупными корпорациями и сотнями миллионов частных клиентов. Еще несколько лет назад в Украине о таких венчурных инвесторах можно было «лишь почитать», а рынок создания информационных технологий оценивался всего в $70 млн. Потенциальные миллиардеры — авторы идей — имели возможность лишь выбиться в средний класс с заработком в тысячи долларов. Сегодня на упомянутом рынке уже работает первый отечественный игрок — венчурная инвестиционная компания «Техинвест», а также несколько международных операторов, которые способны создать для национальных идей альтернативу в виде выхода на мировые рынки, а для мировых рынков — новые возможности. Сами инвесторы в таких случаях привыкли зарабатывать от сотен до десятков тысяч процентов на вложенный капитал.

С чего начинается венчурная компания
Всего несколько лет назад украинский информационный бизнес существовал лишь за счет проектного аутсорсинга. Практически всегда заказ передавался не напрямую, а через десятые руки, и конечный заказчик даже не подозревал о существовании программистов в Украине. Доходность этих проектов была крайне низка, конкурентоспособность украинских программистов, неспособных «побить числом» индусов, китайцев или русских, также находилась на низком уровне. Практически весь бизнес был подпольным — о нем не знали не только конечные заказчики, но и государственные органы. Чтобы создать успешный бизнес в данной сфере, потребовалось построить сам рынок. «Наш инвестиционный бизнес начался с понимания того, что неправильно, — рассказывает «&» Сергей Лобойко, управляющий директор компании «Техинвест». — Неправильно вкладывать деньги в те украинские проекты, которые изначально не сориентированы на мировой рынок. Но неправильно также инвестировать в тех, кто пробует скопировать опыт индийских компаний». В Украине тем более неправильным было бы попробовать найти перспективную идею, провести ее предпродажную подготовку и отдать иностранным клиентам — разовый заработок не является бизнесом для венчурного инвестора. Поэтому в «Техинвесте» приняли решение построить экосистему, которая позволит обеспечить долгосрочную доходность. То есть вовлечь в единое бизнес-пространство потенциальных создателей новых идей, возможных клиентов, крупных венчурных инвесторов и собственно самих себя.

Шаг первый: создание экосистемы
Создание венчурного бизнеса три года назад «Техинвест» начинал не с инвестирования, создания компании, которую стал бы финансировать, и даже не с попытки выбить из государства немного преференций и денег. Он сделал больше — создал саму возможность развития — экосистему, и только затем начал использовать вспомогательные инструменты. Наиболее важным элементом для экосистемы является человеческий потенциал: люди, обладающие уникальными знаниями, способные создавать нечто принципиально новое (к этому ресурсу можно отнести и start-up-компании). «Вместе с Market Visio, подразделением Gartner Group (международная исследовательская компания), мы провели анализ украинского экспортного IT-сектора, — рассказывает Сергей Лобойко. — По его результатам у нас сформировалось представление о том, что собой представляет данный сектор и каков его потенциал. С 25 компаниями подписали договоры о сотрудничестве в рамках проекта «Украинский софтверный консорциум» (имеющий статус партнерской структуры). Цель проекта была в том, чтобы под единым брендом найти ниши для знаний и технологий собранных под ним команд. Маркетинг велся с применением различных инструментов, наиболее эффективным из которых оказались роад-шоу в США и Европе, а также прямые контакты с потенциальными клиентами и партнерами. В результате мы познакомили мир с потенциалом наших компаний и узнали, в чем нуждается мир. В консорциуме изначально было создано 15 центров компетенции, но в результате их количество сократилось до пяти». В действительности «Техинвест» пошел традиционным путем создания перспективного бизнеса (с той лишь разницей, что компания это делала не для себя, а для финансируемой в будущем фирмы) — был изучен рынок и определены перспективные направления его развития. Исследованы уникальные способности собственного рынка, дающие возможность сформировать уникальное ценностное предложение.






















Шаг второй: цель
Знание, что может понадобиться рынку и на что способны будущие украинские производители информационных технологий, потребовало следующего шага — правильного позиционирования. Как только «Техинвест» и компании-партнеры определились с тем, что выделенные направления разработок достаточно перспективны, чтобы завоевать нишу на мировом рынке, на базе «Украинского Софтверного Консорциума» началось оформление юридической структуры. В Силиконовой долине (США) была зарегистрирована компания USC (United Software Corporation) и ее «дочка» в Украине USC-Ukraine (страна регистрации была выбрана с прицелом на будущих клиентов). Рассказывает Владимир Билодид, генеральный директор USC-Ukraine: «USC — результат понимания того, каковы альтернативы развития хай-тек-бизнеса. Их всего три — аутсорсинговый бизнес (оutsorsing destination business); бизнес, основанный на компетенции (competence business); бизнес, основанный на интеллектуальной собственности (IP-based business). Мы понимали, что в аутсорсинге никогда не составим конкуренции, например, Индии и Китаю. И приняли следующее направление: двигаться по цепочке ценности (value chain) вверх. Можно делать металл, вырезать из него заготовки, можно делать автомобили, а можно их проектировать. Наш путь, то есть путь украинских компаний, лежит от создания готового продукта до формирования проекта готового продукта, являющегося интеллектуальной собственностью».




















Владимир Билодид(слева), генеральный директор USC-Ukraine, и Дмитрий Кушнир (справа), вице-президент по продуктам и технологиям USC: «Сейчас мы разрабатываем инновационные технологии и бизнес-стратегии, на основе которых создаем международные хай-тек-бизнесы».

Созданная портфельная компания USC совместно с инвестором «Техинвестом» приступила к разработке только тех направлений, которые представляли собой уникальную компетенцию либо потенциально могли стать объектом интеллектуальной собственности, привлекательной для крупных мировых игроков. «С самого начала ставилась задача: работать с лидерами мировой индустрии. Для того чтобы ее реализовать, необходимо быть достаточно мощной структурой. В Украине нет крупных (по западным меркам) компаний, тем более в IT-индустрии. В IBM работает 325 тысяч человек, и она имеет около $100 млрд. годового оборота. В каждой ведущей индийской компании трудится более двадцати тысяч человек, в то время как во всем украинском экспортном IT-секторе — менее 15 тысяч. Создание партнерской структуры «Украинский Софтверный Консорциум», а затем унитарной USC сделали нас заметными для будущих клиентов. То есть способными выполнять крупные заказы», — делится опытом Владимир Билодид. Одновременно «Техинвест» продолжил расширение экосистемы, привлекая в портфельную компанию (путем поглощений, слияний, партнерства) новые проекты, соответствующие избранной стратегии. В результате USC выросла в компанию, способную создавать бизнесы. То есть стала способной принимать в работу идеи, выращивать их, проводя по цепочке ценности до верхнего уровня (уровня интеллектуальной собственности) и выделять их в отдельный бизнес. «Мы изначально задумывали USC как фирму, развивающую идеи с потенциалом создания спиноф (spin-off) — компаний, способных выделиться в отдельный бизнес, основанный на интеллектуальной собственности. Мы ориентировались только на мировой рынок. Именно здесь можно достичь высокой инвестиционной отдачи», — объясняет логику предыдущих действий «Техинвеста» Сергей Лобойко.

«Техинвест», зная сильные и слабые стороны украинского рынка, а также потребности мирового хай-тек-рынка, снова пошел максимально «книжным» путем — он на начальной стадии стал развивать бизнес, который имеет потенциал значительного роста стоимости на незаполненном и растущем рынке.

Шаг третий: инвестирование
После создания портфельной компании USC «Техинвест» начал осуществлять в нее инвестирование. За прошедшие полтора года компания вложила в этот бизнес около $500 тыс. и недавно продала часть собственности в USC инвестору второго уровня (который готов развивать уже готовый бизнес далее). Валовая доходность вложений в USC, таким образом, уже сегодня составляет 400%, поскольку сделка принесла «Техинвесту» $2 млн. Сегодня начата подготовка по выделению из USC второго бизнеса и продажи его инвестору второго уровня. «Для отечественной практики это очень привлекательный уровень доходности — 200% в год, — размышляет Сергей Лобойко. — Но я смотрю на пример того, как работает Тим Дрейпер. Недавно он продал eBay компанию Skype за $4,1 млрд., в которую его венчурный инвестиционный фонд два года назад вложил $10 млн. И достиг он этого потому, что созданная им экосистема смогла создать условия для стремительного превращения маленькой компании Skype в большой международный бизнес». На нынешнем этапе для USC гораздо важнее денег наличие идеи, создание компании, управление ею, поиск первых клиентов, продвижение компании на рынок.

Создание венчурного бизнеса начинается с обеспечения самой возможности развития – экосистемы. И только затем используются вспомогательные инструменты.

«USC — детище целого ряда родителей, — говорит В. Билодид. — Первый родитель — «Техинвест» как инвестор. Второй родитель — «Техинвест», создавший экосистему вокруг USC. Третий родитель — все сотрудники и компании, являющиеся частью USC. Именно они находят и развивают идеи до вершины цепочки ценностей — готового интеллектуального продукта. С созданием технопарка на базе одного из украинских вузов или исследовательских институтов мы надеемся на появление нового родителя — студенчества и ученых. Мы также ожидаем на более активное появление иностранных венчурных инвесторов, после прихода в Украину фонда DFJ-Nexus».
Лишь в денежном вопросе венчурный инвестор повел себя неклассически (конечно, по украинским меркам) — он не просто вложил деньги в рост, а стал наряду с носителями идей родителем бизнеса, доказавшего свою жизнеспособность и успешность. И если такой инвестор зарабатывает сотни процентов для себя и своих вкладчиков, то это лучшее подтверждение правильности выбранной стратегии в инвестиционном бизнесе. 
 Виктор Прудковских






Виды венчурных инвестиций в зависимости от стадии финансирования
Seed money investments — так называемое стартовое финансирование. Подразделяется на предстартовое и стартовое. Предстартовое финансирование предполагает, например, создание рабочих моделей, патентование интеллектуальной собственности, поиск и анализ рынков сбыта. Стартовое финансирование призвано обеспечить начало деятельности компании (получение первого контракта, привлечение менеджмента, маркетинг и т. д.).

Second, third round investments — финансирование развития существующего бизнеса. Финансирование характеризуется неспособностью молодой компании привлечь существенные финансовые ресурсы и значительно сниженным риском инвестиционных вложений по сравнению с первой стадией венчурного финансирования. Часто компания проходит на этапе развития несколько стадий данного финансирования, преобразуясь в крупный бизнес.

IPO — превращение компании в публичную является способом выхода венчурного инвестора из выросшего в международный бизнес проекта. На этом этапе фиксируется доходность инвестора развития. С выходом на публичные рынки связаны наиболее громкие success story (истории успеха) — Hotmail, Google, eBay, Baidu и других компаний.






Необходим мост между авторами идей и глобальным рынком

Сергей Лобойко, управляющий директор венчурной инвестиционной компании «Техинвест»:
— В бытность Юлии Тимошенко на посту премьер-министра я участвовал в слушаниях по поводу развития информационного сектора. Рассматривались всего два варианта — вернуть льготы технопаркам или дать больше денег государственным ведомствам на развитие науки. В ходе своего выступления я привел пример Google. Эта компания сегодня по стоимости равна величине ВВП Украины — $84 млрд. Восемь лет назад она была создана практически с нуля в основном двумя людьми — предпринимателем из Стенфорда и математиком Сергеем Брином, который приехал туда учиться. Я задал риторический вопрос: каковы были бы альтернативы Сергея в Украине? Наняться куда-нибудь подороже и пополнить редкие ряды среднего класса, зарабатывая две, три, четыре тысячи долларов в месяц? В США у него появилась альтернатива — создать бизнес на основе своих идей с помощью венчурного инвестора. Пьер Лемонт, давший деньги на этот бизнес, в Украине еще не появился. А в США с его помощью стало возможно создать за восемь лет бизнес, который по стоимости равен ВВП Украины. В Украине живут сотни и тысячи Сергеев Бринов, у которых пока нет альтернативы. Льготы и дотации тут не помогут. Что требуется — это создание рынка венчурных инвесторов, которые послужат мостом между авторами идей и глобальным рынком, создадут альтернативу. Пока государство не осознало этого, мы и без него движемся по данному пути.

Хорошая идея должна быть еще и своевременной

Дмитрий Кушнир, вице-президент USC по продуктам и технологиям:
— В компанию поступил проект доработки поискового портала в Интернет, на основе оригинального решения, разработанного тремя молодыми специалистами. Рынок данного продукта выглядит очень привлекательным, но для продвижения на этот рынок необходимо будет оттеснять гигантов индустрии, что потребует привлечения огромных финансовых и временных ресурсов. Хотя в конечном итоге подобная конкуренция закончится позитивно. Но рентабельность в проценты, а не в разы — не стратегия USC. Компания отказалась от проекта, потому что авторы пришли с хорошей идеей, но слишком поздно.

Залишити відповідь