Зазывая международный бизнес в Украину, власть так и не создала единый орган, ответственный за предоставление совещательных инвестуслуг. Есть спрос. Нет предложения.
В ситуации, когда интерес зарубежного бизнеса к Украине остается высоким, рынок глобального консалтинга фактически вакантен.
Неразвитая информационно-консультационная инфраструктура (в частности, государственных и некоммерческих организаций, ориентированных на сопровождение зарубежного бизнеса) является слабым звеном в процессе привлечения иностранного капитала в украинскую экономику. В то же время при решении этой проблемы на высшем государственном уровне форма вновь берет верх над содержанием. Несмотря на то что Украина уже давно объявила привлечение иностранных инвестиций одним из стратегических приоритетов, индикатор ее системной работы на международном уровне продолжает оставаться на нулевой отметке. Тогда как спрос на качественную информацию об инвестиционных возможностях Украины, а также на общие экспертные консультации и организационно-правовое сопровождение растет в геометрической прогрессии. Однако все предыдущие попытки государства повысить эффективность рынка прямых инвестиций через развитие его инфраструктуры заканчивались провалом. Виной тому зачастую оказывался непрофессиональный подход институтов власти, а то и просто нежелание привлекать внимание зарубежных бизнесменов к «аппетитным» неприватизированным объектам или перспективным секторам экономики.
Итог плачевный — при отсутствии единого государственного органа, ответственного за информационное сопровождение зарубежного бизнеса, иностранный инвестор вынужден действовать на ощупь. В такой ситуации консалтинговый вакуум относительно перспектив и рисков работы в Украине частично заполняют лишь специализированные коммерческие организации. Хотя объемы и качество предоставляемых ими услуг явно не отвечают растущим запросам клиентов. В подобных условиях рынок консалтинговых услуг для потенциальных инвесторов на сегодня становится нишевым для бизнеса.
Свято место пока пусто
Парадоксально, но после реформирования Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины не осталось ни одного реально функционирующего официального механизма, позволяющего власти слышать голос крупнейших отечественных инвесторов (не говоря уже об иностранных предпринимателях). И это в условиях, когда ухудшающиеся макроэкономические индикаторы просто обязывают высшие чины согласовывать интересы государства с «системообразующим» бизнесом.
Впрочем, обвинять государство в бездействии было бы несправедливо. Правда, и аплодировать тоже нечему. В стремлении решить проблему создания организационно-правового поля для привлечения иностранного инвестора украинская власть явно перестаралась. В июне нынешнего года участники киевского «мини-Давоса» настоятельно рекомендовали Президенту Украины создать группу специалистов для поддержки иностранных инвесторов. На тот момент вряд ли кто-либо из высоких гостей всерьез рассчитывал на то, что уже к концу лета в стране будет создано целых три организации, претендующие на главную роль в этом процессе. Так, в июне Виктор Ющенко своим указом создал Национальный совет Украины по инвестициям и инновациям, который должен был исполнить роль совещательного органа при Президенте. Кроме того, было учреждено Государственное агентство по инвестициям и инновациям — опять-таки вспомогательный орган, подчиненный главе государства. Спустя две недели Кабмин объявил о создании Украинского центра содействия иностранным инвестициям как бюджетной организации, подотчетной Министерству экономики. Между тем, несмотря на внешнюю привлекательность идеи функционирования специального инвестиционного органа с высоким статусом, украинские власти, судя по всему, не до конца понимают всю сложность задач, которые предстоит решать в данном направлении.
Нам нет дела до дела
Успешная реализация заявленных планов — залог «инвестиционной благосклонности» зарубежных предпринимателей в Украине и основной повод для пессимизма украинских экспертов.
Ощущения инвестора, пытающегося вкладывать в украинскую экономику, можно сравнить с впечатлениями, испытываемыми туристом, заблудившимся в чужом городе. Незнакомая культура, слабое владение языком, нераспознанная сеть мобильного оператора, чувство собственной незащищенности могут довести до состояния паники кого угодно. В такой ситуации именно инвестиционная служба должна быть гидом, сопровождающим инвесторов в стране и приходящим на помощь в форс-мажорных обстоятельствах. Разумеется, ее задачи этим не ограничиваются: первичной является работа по поиску и привлечению целевого (исходя из отраслевых особенностей национальной экономики и государственных приоритетов) бизнеса к инвестированию.
Налаживание работы специализированной службы, привлекающей иностранных инвесторов, настолько же очевидно и востребовано, насколько сложно и дорого в реализации. Будущее вспомогательных органов при Президенте Украины выглядит, мягко говоря, неопределенным. Их судьба прояснится разве что 20 октября — на первом со времени прихода новой власти заседании Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций. Пока же совет не принял ни одного решения, которые могли бы зафиксировать его стратегические ориентиры. И это с учетом того, что при нем регулярно заседает экспертная группа под руководством одного из заместителей главы Секретариата Президента. Создается впечатление, что никто и не собирается увязывать повседневную работу указанного органа с ориентирами, провозглашенными членами совета. Перспективы же Национального совета по инвестициям и инновациям и одноименного Агентства будут зависеть от позиции инициаторов их создания. Пока ее сложно назвать активной: на сегодня отсутствуют не только уставы этих органов, но и какие бы то ни было информационные поводы, связанные с деятельностью данных организаций.
В сфере привлечения иностранных инвесторов государство действует методом словесных проб и популистских ошибок
Наилучшие шансы перерасти в профессиональное агентство «полного цикла» имеет Центр содействия инвестициям при Минэкономики. Причин тому как минимум две. Во-первых, за последние годы министерские служащие среднего звена получили достаточно четкое представление о функционировании аналогичных структур за рубежом. Во-вторых, основатели Центра целенаправленно занимаются привлечением грантов развития от международных организаций. А дополнительная финансовая поддержка — это более квалифицированный персонал, значит и более широкие возможности реализовать амбициозные проекты на государственном, равно как и на международном уровне.
Пока же украинские власти заняты «определением принципов» и «формированием стратегий», реальная ситуация с инвестиционным климатом в Украине остается катастрофической.
Предлагаем совещательные услуги. Дорого. Ненадежно
В условиях фактического вакуума государственного влияния на процесс привлечения зарубежного бизнеса на роль проводника инвесторов пытаются претендовать специализированные некоммерческие организации. Некоторые из них добились признания и успешно консультируют иностранных бизнесменов на региональном уровне. Но отсутствие авторитета, надежных связей с властью, с одной стороны, и высокие требования инвесторов — с другой, воспрепятствовали большинству из них получить статус влиятельных игроков на этом поприще. Кроме того, такого рода организации ограничены в своих функциях. Так, деятельность бизнес-ассоциаций не заключается в непосредственном предоставлении совещательных инвестиционных услуг. Хотя и позволяет их членам получать необходимую информацию и перенимать инвестиционный опыт своих коллег. Еще один пример — торговые советники зарубежных государств в Украине. Они хотя и считаются достаточно надежным источником информации и консультаций для иностранных инвесторов, однако не могут исследовать специфические запросы. Иными словами, украинские некоммерческие организации, претендующие на оказание совещательных инвестиционных услуг, способны предоставлять лишь обобщенные данные, а не удовлетворять специфические запросы зарубежных предпринимателей. Более того, их деятельность направлена исключительно на действующий бизнес, а не на потенциальных инвесторов.
Предоставление совещательных инвест услуг во многих странах – прерогатива государства. В украине их оказывают только коммерческие институты
Инвестиционные агентства по качеству и объему предоставляемых совещательных инвестиционных услуг относятся к совершенно иному уровню. Такого рода услуги являются общедоступными, преимущественно бесплатными и стандартизированными. Сама же деятельность агентств направлена не столько на обслуживание бизнесменов, уже работающих в стране, сколько на целевой поиск и привлечение новых. Поддержка тесной взаимосвязи с органами власти — еще одна отличительная черта агентств по привлечению инвестиций. Именно она позволяет организациям реально влиять на инвестиционный курс государства, собирать необходимую информацию от министерств и ведомств, а также способствовать установлению прямого диалога инвесторов с органами власти. В идеале (и это уже вполне распространенная практика за рубежом) такого рода агентства должны исполнять роль «адвокатов» иностранного бизнеса, активно лоббирующих его интересы. Те же Чехия, Венгрия, Словения, Польша, а позже и прибалтийские страны как раз с помощью агентств сумели устранить обеспокоенность зарубежных предпринимателей надежностью финансовых вложений и установить прямой контакт инвесторов с органами центральной и местной власти. Усилия в данном направлении оказались оправданными: благодаря увеличению объемов финансовых вливаний извне эти восточноевропейские страны стали лидерами региона по уровню экономического развития.
Развитие инфраструктуры инвестиционного рынка в Украине в условиях реального бездействия власти делает эту нишу перспективной для частного сектора, что может стать одним из ключевых факторов притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Выиграют от этого все — как отечественные предприятия, критически требующие дополнительных финансовых вливаний, так и зарубежный бизнес, который ищет возможность перспективного вложения капитала.
«Адвокаты» зарубежных инвесторов
В начале 1980-х гг., когда только начинался бум трансграничного движения капитала, правительства большинства стран в мире способствовали учреждению специализированных органов для привлечения иностранных инвестиций. Их основной целью было снижение непрямых издержек международных инвесторов, связанных с преодолением институциональных различий между страной-реципиентом и страной происхождения капитала. Со временем эти службы переросли в инвестиционные агентства, которые действуют как органы исполнительной власти с автономным статусом. Сейчас в мире насчитывается более 180 инвестиционных агентств национального и более 300 — субнационального уровня, которые работают под эгидой Всемирной ассоциации инвестиционных агентств (WAIPA). Функциональный спектр этих организаций включает:
• поиск и привлечение в страну инвесторов;
• комплексные консультации по вопросам ведения бизнеса в стране (законодательство, налоги, риски, отраслевые приоритеты и т. д.);
• помощь в налаживании контактов с органами центральной и местной власти;
• мониторинг тенденций инвестиционного рынка, информационно-аналитическая работа (подготовка исследований, отчетов, поддержка веб-сайтов для инвесторов и др.);
• просветительская работа (организация тренингов, подготовка справочников для госслужащих и соискателей инвестиций и пр.);
• формирование предложений органам власти по совершенствованию государственной, отраслевой и региональной политики в сфере привлечения инвестиций.
Черно-белый PR с украинским оттенком
Техническими аспектами проблема создания организационной инфраструктуры для привлечения иностранного инвестора не исчерпывается. «Иногда неподготовленные люди из разных ведомств дают безосновательные обещания инвесторам, выражая огромный оптимизм по поводу радужных перспектив развития экономики и формирования благоприятного бизнес-климата, — отмечает советник Президента Украины по вопросам иностранных инвестиций Юссеф Харес. — Но инвесторы, являясь профессионалами, могут сами отлично оценить общую политическую и экономическую ситуацию в Украине». Стремление власти приукрасить в глазах инвестора реальное положение дел напоминает попытки кролика загипнотизировать удава. Эффект такого дешевого популизма один — катастрофическое падение степени доверия к украинскому правительству.
Отсутствие системного подхода к позиционированию Украины в плане ее инвестиционной привлекательности больно бьет по имиджу страны, не позволяя использовать кредит доверия, выданный после «оранжевой революции». Но даже поручение этой работы профессионалам, знающим международного инвестора «в лицо», вряд ли приведет к успеху. Причина — отсутствие у власти консолидированной позиции относительно инвестиционных процессов в стране. Сейчас, когда команда власти не монолитна, заявления ее участников по поводу инвестиционных перспектив, мягко говоря, несогласованны. В конечном итоге это создает атмосферу неопределенности, вынуждая компании повременить со своими инвестиционными планами.
То же происходит на уровне многосторонних организаций. К примеру, международное сообщество, в частности, Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (MIGA), Консультативная служба по иностранным инвестициям (FIAS) и ряд других организаций неоднократно заявляли о готовности бесплатно предоставить техническую помощь и обучить украинских специалистов, способствовать популяризации совещательных инвестиционных услуг. От украинской власти требуется только согласие. Но не успело Минэкономики в лице заместителя министра и заместителя председателя наблюдательного совета Украинского центра по содействию иностранному инвестированию Владимира Игнащенко выразить намерение воспользоваться помощью Международного агентства США (USAID), как страну вновь захлестнула волна кадровых пертурбаций. Это осложнит работу с международными организациями, которые совсем не уверены в том, что новые чиновники будут выполнять «старые» обязательства.