Фонд должен сосредоточиться на анализе специфических слабостей и противоречий, создающих опасность кризисов и сдерживающих процесс интеграции стран в мировую экономику.
Уверенность в светлых перспективах мировой экономики была недавно поколеблена резким ростом цен на нефть, стихийными бедствиями, такими как ураган «Катрина», и растущими глобальными дисбалансами — огромными избытками в одних странах в противовес огромному дефициту в других.
То, какое воздействие эти проблемы оказывают на отдельные государства, а также на всю мировую экономику, демонстрирует реальность глобализации. Действительно, чтобы уравновесить громадную потенциальную выгоду и риск, связанные с усиливающейся интеграцией мировой экономики, правительствам необходимы все новые средства и механизмы и более глубокое понимание действующих сил. Перед более бедными развивающимися странами стоят еще более крупные проблемы: им необходимо подключиться к глобальной экономике, чтобы сократить разрыв с остальным миром и обеспечить конкретную выгоду своим гражданам.
Глобализация продолжает свою быструю эволюцию, возникают новые проблемы и задачи. Увеличились размер, скорость и радиус действия экономических потрясений. Интегрированные рынки капитала позволили некоторым странам иметь крупный дефицит текущего платежного баланса, в то время как другим удалось диверсифицировать свои активы или застраховаться против кризисов путем наращивания резервов. Возникли новые реалии и сложности, связанные с интеграцией рынков.
Все это означает, что МВФ должен продолжать адаптироваться к новым условиям. Сегодня необходимо переориентировать приоритеты фонда, чтобы помочь странам справиться с новыми задачами, поставленными глобализацией, — либо посредством разработки лучшей бюджетной и кредитно-денежной программы, реформ по адаптации к росту объемов торговли или усиления финансовых систем.
МВФ должен отказаться от всеобьемлющего подхода и более дифференцированно работать с проблемами глобализованного мира
Следует отказаться от всеобъемлющего подхода в пользу более глубокого анализа специфических слабостей и противоречий, создающих опасность кризисов или сдерживающих процесс интеграции в мировую экономику. Это требует большей вовлеченности Фонда в политические дебаты, формирующие общественное мнение и влияющие на выбор политического курса.
На глобальном уровне МВФ может внести вклад в лучшее понимание глобализации, предлагая более глубокий анализ важнейших тенденций, особенно на финансовых рынках. Фонд является уникальным форумом для совместного поиска решений основных вопросов и проблем путем, например, понимания и устранения текущих и будущих глобальных экономических дисбалансов.
В конечном счете именно сотрудничество фонда с каждой страной-членом представляет наибольшую важность для работы по выявлению слабых мест в экономике и обеспечению долгосрочного стабильного роста. Чтобы предоставить каждому правительству правильный анализ и совет, а также в случае необходимости — соответствующее финансирование, наши экономисты должны работать над самыми неотложными экономическими вопросами.
В развитых странах большее внимание должно уделяться глобальным последствиям экономической политики и способам придания рекомендациям МВФ большей убедительности. В государствах с развивающейся экономикой главной задачей должно быть улучшение систем раннего предупреждения, пересмотр путей наилучшего урегулирования кризиса и рассмотрение возможной роли фонда в предупреждении кризиса. В странах с низкими доходами борьба с бедностью должна быть сосредоточена на основных сферах макроэкономической экспертизы фонда, надо находить пути внедрения большей гибкости в предоставлении кредитов МВФ, следует провести оценку достижимости целей развития ООН в новом тысячелетии, оказать содействие как странам-донорам, так и странам-получателям в увеличении объемов помощи и ее эффективности, упростить процедуры для повышения эффективности сотрудничества с МВФ.
Фонд как международное государственное учреждение должен демонстрировать высокие стандарты прозрачности и подотчетности. Мы уже представляем собой открытую организацию, публикующую все свои решения и результаты исследований. Но наш собственный процесс принятия решений должен быть модернизирован и отражать реалии XXI века, в том числе и в отношении прав стран-членов по голосованию и по формированию капитала фонда.
По мере того как мы реагируем на изменения, происходящие в быстро глобализирующемся мире, необходима дальнейшая эволюция. Будущие кризисы наверняка будут отличаться от предыдущих. МВФ должен быть подготовленным и достаточно гибким для того, чтобы помочь миру смотреть в лицо непредсказуемому.