Маркетинговые коммуникации
Названы самые продающие рекламные кампании
Ежегодно Европейская ассоциация коммуникационных агентств (EACA) вручает премии Euro Effie. Награды присуждаются не организациям, а рекламным и другим маркетинговым кампаниям, при этом исключительным критерием оценки является их коммерческая эффективность. Премии поддерживают рекламу как эффективный и действенный маркетинговый ресурс.
В нынешнем году лучшим сетевым агентством названо Grey Europe, Middle East & Africa, так как его работы получили самое большое количество наград. В частности, были отмечены: кампания P&G Lenor «Поэзия» (объемы продаж Lenor увеличились на 55% в Бельгии и на 15% в Германии), кампания Synoptik «Скидка на возраст» (совокупный оборот Synoptik в Дании, Норвегии и Швеции превысил запланированные 10% и вырос до 24%), кампания SEAT Leon «Для тех, кто верит» (продажи SEAT Leon выросли с 28% до 39% на всех рекламных рынках) и др.
Grey World Wide представлен у нас в стране рекламным агентством «Grey-Украина». Операционный менеджер этого агентства Юрий Луценко считает, что по своей эффективности многие украинские разработки достойны быть представленными на Effie. Однако по условиям конкурса кампания должна охватывать несколько национальных рынков.
Слияния и поглощения
В Западной Европе появится крупнейшая аптечная сеть
Крупнейший британский продавец фармацевтических препаратов — Boots Group PLC — объявил о предстоящем слиянии со своим основным конкурентом — Alliance UniChem PLC.
Объединиться со своим конкурентом Boots вынудило ухудшение финансовых показателей. В 2004 г. компания столкнулась с серьезным давлением со стороны крупнейших сетей супермаркетов Tesco и Asda, которые приняли решение о выходе на рынок медикаментов и средств гигиены. Вследствие падения продаж Boots пришлось снизить цены на продукцию, а также инвестировать значительные средства в модернизацию розничной сети. В итоге прибыль Boots за минувший год сократилась на 11%. По словам представителей компании, слияние позволит ей уже к 2010 г. достичь экономии в 100 млн. фунтов стерлингов — прежде всего за счет более эффективной логистики, совершенствования системы продаж и сокращения рабочих мест (увольнения затронут около 1% персонала новой компании). В то же время широкая аптечная сеть Alliance UniChem (ритейлор владеет активами в 11 странах и занимает второе место по величине среди аптечных сетей Европы) позволит Boots не только увеличить рыночную долю в Европе, но и выйти на перспективные азиатские и американские рынки. К 2010 г. новые регионы, как ожидается, будут приносить около 50% общей прибыли.
Сделку планируется завершить к концу 2006 г. Главным ее результатом станет появление на европейском рынке крупнейшей аптечной сети Alliance Boots с капитализацией около 7 млрд. и годовым оборотом более 13 млрд. фунтов стерлингов. Общее количество аптек объединенной компании достигнет 2,6 тыс. в Великобритании и 300 — в странах континентальной Европы. При этом общая дистрибутивная сеть Alliance Boots охватит 88 тыс. торговых точек.
Toyota купила «кусочек» Subaru
Японская Fuji Heavy Industries — производитель автомобилей Subary — сообщила о расторжении делового сотрудничества со своим акционером — американской General Motors. Пакет акций в 11,4% GM выставит на фондовые торги, еще 8,7% будут проданы за $315 млн. компании Toyota Motor. Сделку предполагается завершить в IV квартале 2005 г.
Отраслевые эксперты позитивно оценивают результат этого решения. Так, для General Motors продажа активов позволит поправить финансовое положение, пошатнувшееся в начале текущего года (убытки производителя за данный период составили почти $1,5 млрд.). В то же время небольшое количество совместных проектов с Fuji, по словам представителей компании, более не оправдывали взаимное сотрудничество.
Вхождение в капитал конкурента для Toyota означает доступ к новым технологиям — в первую очередь новому виду батарей для гибридных бензин-электрических моторов. В настоящее время такие «гибриды», как Toyota Prius и Honda Civic, оснащаются никель-гидридными батареями производства Panasonic. Однако они имеют более короткий срок службы и работают в меньшем диапазоне температур, чем марганцево-литий-ионные батареи Fuji. Доступ к новым технологиям позволит Toyota уже в ближайшие пять лет довести производство «гибридов» с нынешних 134 тыс. до 1 млн. в год.
В самой Fuji Heavy к новому владельцу относятся спокойно — автомобили, выпускаемые компаниями, практически не конкурируют друг с другом.
Кризис-менеджмент
P&G сядет на кокосовую диету
Стремительный рост цен на нефть вынуждает промышленные компании творчески подходить к поиску источников альтернативного сырья. Например, Procter & Gamble изучает возможность вместо нефти использовать при производстве порошка Tide и шампуня Head & Shoulders кокосовое масло. По словам финансового директора корпорации Клейтона Дейли, P&G рассчитывает в течение 3-5 лет снизить использование нефти для получения суфрактантов (главный ингредиент моющих средств) на 10-20%.
Косточковое пальмовое и кокосовое масла — эффективный заменитель сырой нефти. Это сырье P&G начала применять еще в 1990-е годы, однако лишь сейчас в связи со стремительным ростом стоимости нефти корпорация удвоила усилия по диверсификации источников важнейшего компонента своих продуктов. P&G уже принадлежит совместное с малайзийским правительством предприятие по производству данного продукта. Однако на этом компания останавливаться не намерена: по словам ее гендиректора Алана Лефли, P&G инвестировала значительные средства в производство спирта из косточкового и кокосового масел в Индонезии. В планах компании и заключение контрактов с производителями указанного сырья, что позволит застраховаться от роста цен на нефть в долгосрочной перспективе. Более того, корпорация готова выделить средства на запуск собственной переработки кокосового масла.
Рейтинг
Financial Times пересчитала капиталистов
Британская газета Financial Times опубликовала промежуточные результаты своего ежегодного рейтинга крупнейших компаний мира по объему рыночной капитализации — FT Global 500. По итогам III квартала в рейтинге произошли серьезные изменения. Впервые за последние несколько лет в списке сменился лидер: благодаря взлету цен на нефть резко возросла рыночная капитализация ExxonMobile, которая оттеснила General Electric на 2 место. По тем же причинам BP смогла перебраться с 6 на 4 место, Chevron — с 26 на 20, Total — с 15 на 12.
За отчетный период в сотню крупнейших компаний вошли девять фирм, среди которых — оператор Sprint Nextel (69 место), горнодобывающая Rio Tinto (74), интернет-аукцион e-Bay (92), нефтяная Statoil (96), производители телекоммуникационного оборудования Texas Instruments (94) и Motorola (97), банковская группа Credit Suisse (98), а также автопроизводитель DaimlerChrysler (99). В числе 33 новичков — энергетический гигант Gaz de France (184), автомобильный Huindai Motors (389) и производитель алкогольных напитков Pernod Ricard (447). В список 25 компаний, рыночная капитализация которых за последние четыре месяца резко возросла, вошли 8 японских (так, Nippon Steel перескочила с 384 сразу на 225 позицию). «Падениями квартала» можно назвать автомобильных гигантов General Motors и Ford (они съехали с 317 на 381 и с 331 на 376 места соответственно).
Маркетинг
Microsoft проводит мобилизацию накануне онлайновых войн
Корпорация Microsoft официально представила свою новую систему продажи контекстной рекламы adCenter. Сервис будет работать на базе интернет-службы MSN. Основное его отличие от предложений конкурентов (прежде всего Yahoo! и Google) — онлайновая реклама от Microsoft учитывает демографическую составляющую, в том числе пол, возраст и местоположение посетителя веб-страницы. К примеру, если поисковый запрос по слову «розы» проводит мужчина, на страницах с результатами поиска он увидит рекламу магазина цветов, если женщина — рекламу магазина, продающего садовые принадлежности. Необходимую информацию о пользователях корпорация будет получать из данных, отправленных ими при регистрации на других серверах компании, среди которых — Passport identity service и Hotmail. Кроме того, Microsoft планирует активнее использовать product placement в своих бесплатных программах, включая видеоигры для Xbox. Глобальный запуск adCenter намечен на весну 2006 г.
По мнению отраслевых аналитиков, с выпуском системы целевой рекламы от Microsoft на рынке начнется настоящая ценовая война между онлайновыми компаниями, которая для самих рекламодателей будет означать снижение цен на услуги. И существенного спада активности в этой сфере ближайшем будущем ожидать вряд ли стоит — контекстная реклама является одним из самых перспективных сегментов рекламного рынка. Так, за первые 6 месяцев 2005 г. обороты американского рынка онлайновой рекламы достигли рекордных $5,8 млрд. (что на $1,2 млрд. превышает аналогичный показатель 2004 г.). При этом 40% от общего оборота принесла реклама на поисковиках, 20% — обычная баннерная реклама, 18% — платная реклама на досках объявлений.