Вероятность успешного выхода из кризиса возрастет, если санация будет сопровождаться программами по снижению расходов и перепрофилированием производства.
Санационные мероприятия в финансовой сфере могут осуществляться одновременно с реструктуризацией всей организационно-производственной сферы. Такая синхронность существенно повысит эффективность процедуры санации. Именно так и поступили в свое время антикризисные менеджеры концерна Telefunken (Германия). Из-за неудачной политики в области производства и сбыта бытового оборудования и оборудования для атомных электростанций Telefunken оказался на грани финансового кризиса. Чтобы покрыть значительные убытки, уже было израсходовано более половины основного капитала (резервный и дополнительный капитал). Компания вынуждена была обратиться к радикальным оздоровительным мероприятиям. На внеочередном собрании акционеров была рассмотрена и принята санационная концепция концерна, направленная на восстановление платежеспособности и прибыльности предприятия. Выбор в пользу санации (в противовес ликвидации) базировался на выводах санационного аудита. Понятно, что такой аудит должен быть непредубежденным и свободным от всякого влияния. Иначе санация будет означать лишь отсрочку ликвидации предприятия и ничего, кроме дополнительных убытков для кредиторов и собственников, не принесет.
Алгоритм санации
Концепция санации концерна базировалась на трех блоках санационных мероприятий, которые проводились одновременно.
1. Реструктуризация активов и структурная перестройка производства:
• закрытие нерентабельных структурных подразделов и филиалов;
• перепрофилирование на прибыльные виды деятельности;
• продажа части финансовых вложений концерна в корпоративные права других предприятий.
2. Мероприятия по снижению расходов:
• долгосрочные программы снижения расходов производства и улучшение их структуры;
• программы экономного использования всех имеющихся ресурсов;
• сокращение непроизводительных рабочих мест (до конца 1980 г. их было сокращенно около 13000).
3. Реструктуризация пассивов
3.1. Чтобы «оздоровить» баланс, уставный капитал уменьшили в соотношении 3:1. Соответствующая санационная прибыль достигла DM620 млн., которую полностью направили на покрытие балансовых убытков.
3.2. Далее уставный фонд увеличивали в соотношении 1:1 эмиссией дополнительных акций. Проведение санации подняло рыночный курс акций до DM150 за одну акцию при номинальной стоимости DM50. Вся эмиссия была выкуплена банковским консорциумом, члены которого являлись одновременно и основателями концерна. В результате было привлечено DM930 млн. собственного капитала (из них DM310 млн. уставного фонда и DM620 млн. дополнительного капитала в виде эмиссионного дохода).
3.3. Для улучшения положения воспользовались еще одним инструментом санации — конверсионными облигациями. Была осуществлена их эмиссия на общую сумму DM155 млн. при условии конверсии облигаций в обычные акции на протяжении двух лет в соотношении 2:1. Соответствующее увеличение уставного капитала составляло DM77,5 млн. Выпустили и обычные облигации на сумму DM315 млн. Итого в результате выпуска разных видов облигаций удалось привлечь DM470 млн.
3.4. С несколькими банками-кредиторами, которые одновременно были и владельцами корпоративных прав предприятия, договорились о списании задолженности за просроченными кредитами на общую сумму DM250 млн.
Проведение финансовой санации облегчило заключение мирового соглашения с кредиторами. Предприятие пришло к соглашению с банками относительно пролонгации кредитов на сумму свыше DM2 млрд. сроком на 8 лет. С одним из банков-кредиторов заключили соглашение о полном списании задолженности на сумму DM240 млн.