Реорганизация
NTT DoCoMo сделает модной продажу с сотового молотка
Ведущий мобильный оператор Японии NTT DoCoMo и национальный гигант электронной коммерции Rakuten создают альянс в области интернет-аукционов, который бросит вызов лидирующему на японском рынке Yahoo! Подписанное соглашение предусматривает, что 1 декабря Rakuten выделит свой аукционный бизнес в самостоятельную компанию под названием Rakuten Auction, а NTT DoCoMo приобретет 40% ее акций за $37 млн. Оставшиеся 60% предприятия будут принадлежать Rakuten. Организационные процедуры завершатся к 15 декабря.
«Мы планируем выстроить самый крупный в Японии аукционный бизнес, — прокомментировал сделку гендиректор Rakuten Хироси Микитани. — Я уверен, что наше партнерство будет весьма плодотворным». И его оптимизм, по мнению экспертов, не лишен оснований. Так, на аукционном портале Flea Market, принадлежащем Rakuten, на продажу выставлено около 5,3 млн. товаров, а число его покупателей достигло 17,3 млн. Однако до сих пор клиенты осуществляли покупки преимущественно с помощью персональных компьютеров — сотовыми телефонами для этого пользовались не более 10%. Руководители Rakuten и NTT DoCoMo выразили надежду, что после заключения соглашения ситуация изменится.
Залогом успеха эксперты компаний считают богатый опыт NTT DoCoMo в предоставлении услуг беспроводной связи. Этот оператор, контролирующий около 60% японского рынка сотовой связи, в свое время первый предложил абонентам услуги связи третьего поколения на базе технологии i-mode (мобильная телефонная система, обеспечивающая доступ в Интернет). Сегодня подобными услугами в стране пользуются 45 млн. человек. Эти абоненты, как предполагается, и составят основную часть покупателей на аукционе Rakuten Auction.
Hi-tech
Реальные войны за виртуальное пространство
На рынке мгновенных интернет-сообщений развернулись настоящие баталии. Чтобы увеличить долю рынка, основные игроки — America OnLine, Microsoft Corp., Yahoo Inc. и Google Inc. — вынуждены не только предлагать клиентам все более новые услуги, но и «наращивать мышечную массу» путем активных поглощений и заключения договоров о сотрудничестве с конкурентами. Между тем особенность этого рынка заключается в том, что практически все самые популярные интернет-пейджеры являются проприетарными технологиями с закрытым исходным кодом и между собой решительно несовместимыми.
По мнению экспертов, захватить рынок смогут те компании, которые сумеют интегрировать свои технологии. Этим и решили воспользоваться корпорации Microsoft и Yahoo! Они приняли решение объединить свои интернет-пейджеры в единую систему обмена мгновенными сообщениями. Тем самым общее количество только американских пользователей совместимых клиентов MSN Messenger и Yahoo! Messenger составит 49,2 млн. Это позволит альянсу догнать лидера рынка АOL (количество пользователей ее сервисов составляет 51,5 млн.). «До сегодняшнего дня America OnLine была безоговорочным лидером на рынке и могла диктовать не только условия своим партнерам, но цену рекламодателям, — отмечает аналитик IDC Роберт Маховард. — Теперь союз столь крупных компаний, которым надоело плестись в хвосте, вынудит AOL изменить тактику». Сделку предполагается завершить к июню 2006 г. Позднее планируется внедрить в новую систему и функции голосовой связи VoIP.
В то же время корпорация Google совместно с кабельным оператором Comcast заявила о своем намерении приобрести интернет-бизнес компании AOL. Стоимость 50% акции America OnLine составит около $5 млрд. В случае удачного завершения сделки Google станет владельцем 61% ценных бумаг AOL.
Слияния и поглощения
Британия въехала в Европу на испанском транспорте
Британский оператор автобусных и железнодорожных перевозок National Express Group объявил о поглощении своего конкурента — крупнейшей частной транспортной компании Испании Alsa. Стоимость сделки обошлась в 461 млн. фунтов стерлингов, из которых 349 млн. составил долг Alsa. Владелец испанского оператора Хорхе Космен получит 9,9% акций объединенной компании и тем самым станет вторым крупнейшим держателем ее ценных бумаг. К 2008 г. эту долю планируется увеличить до 15%.
Нынешнее поглощение даст возможность National Express, которая сегодня работает в Великобритании, США и Канаде, расширить зону своей деятельности за счет международных путей сообщения по всей Западной Европе и в Марокко. Это позволит увеличить пассажиропоток с нынешних 1 млрд. человек в год до 1,93 млрд. Количество же транспортных средств объединенной компании превысит 1,4 тыс. единиц, а обслуживающий персонал составит 40 тыс. человек. Таким образом, нынешнее поглощение приведет к появлению на европейском рынке крупнейшего оператора железнодорожных и автобусных перевозок.
Профильные аналитики позитивно оценивают шаг National Express. Согласно их прогнозам прибыль объединенной компании в несколько первых лет будет расти на 5-6% в год. Кроме того, намеченная на ближайшее время приватизация испанских железных дорог поможет британцам получить двойную выгоду от работы на новом рынке. Поглощение Alsa, например, существенно повысит шансы National Express выиграть тендер на дальнейшую приватизацию транспортных компаний Испании.
Hilton борется за чистоту бренда
Американский концерн Hilton Hotels Corp. выступил с предложением объединения двух ранее независимых компаний, имеющих право на бренд Hilton. За британскую сеть отелей Hilton Group Plc. американская компания предлагает $6,29 млрд. Данное предложение вызвано стремлением Hilton Hotels воссоединить свой бизнес после 40 лет разрозненного существования. Так, в 1964 г. единая компания Hilton, которую основал Конрад Хилтон в 1919 г., разделилась на британскую Hilton Group Plc. и американскую Hilton Hotels Corp.
На сегодня американская Hilton Hotels Corp. владеет брендом Hilton только на территории США и Мексики, хотя количество отелей сети превышает число отелей британской компании (500 против 403). Британская же сеть, помимо отелей Hilton по всему миру, также владеет такими брендами, как Scandic и Conrad. Кроме гостиничного бизнеса, прибыль Hilton Group приносят оздоровительные клубы и игорные заведения. В частности, компания владеет одной из крупнейших сетей букмекерских контор в Великобритании Ladbrokes (2,1 тыс. залов).
Как отмечают эксперты, в случае удачного завершения сделки на рынке появится мощный игрок с персоналом более 84 тыс. человек и сетью гостиниц в 80 странах мира. Причем осуществление сделки вполне вероятно на фоне восстановления гостиничного бизнеса в США (во II квартале 2005 г. Hilton Hotels увеличила прибыль в два раза на фоне роста стоимости номеров).
Кризис-менеджмент
Реорганизуясь, Mattel попробует защитить традиционное детство
Американский производитель игрушек Mattel Inc. объявил о проведении масштабной реорганизации. Компания намерена объединить независимые отделы по производству игрушек — Fisher-Price (Нью-Йорк) и Girls & Boys/Entertainment (Эль-Сегундо, штат Калифорния) — в одно крупное подразделение. Оно займется выпуском продукции под легендарными брендами Barbie, Hot Whells (игрушечные железные дороги), Fisher-Prive (игрушки для малышей). Исключением станет только премиальный кукольный бренд American Girls.
Решение о реорганизации бизнеса вызвано неудовлетворительными финансовыми и операционными показателями компании. Только в первой половине 2005 г. продажи Mattel упали на 5%, а прибыль — на $87 млн. Компания начала сдавать позиции в связи с падением спроса на традиционные игрушки, причиной которого эксперты называют усиление конкурентного давления со стороны производителей развлекательной электроники (видеоигр, мобильных телефонов и компьютеров). Кроме того, серьезным ударом по бизнесу компании стало резкое повышение стоимости энергоносителей, которое привело к росту закупочных цен на сырье и сократило затраты домашних хозяйств. В связи с этим американский ритейлеровый гигант Wal-Mart уже начал отменять часть своих заказов на игрушки. К тому же согласно прогнозам существенного улучшения показателей в традиционной игрушечной отрасли в ближайшие месяцы ожидать вряд ли стоит.
Таким образом, целью нынешней реструктуризации бизнеса Mattel является укрепление положения компании в преддверии рождественского сезона продаж. Эта задача будет возложена на исполнительного президента нового подразделения Нила Фридмана, в прошлом главы отдела Fisher-Price. Его кандидатура была выбрана неслучайно — Фридман на протяжении последних нескольких кварталов сумел удержать рост продаж своего отдела на фоне общего падения сбыта корпорации. Первая операционная задача нового СЕО — в IV квартале 2005 г. повысить продажи основного бренда Barbie на 4%.
Siemens проводит собственную распродажу
Как писал «&» в №39, немецкий промышленный концерн Siemens AG под давлением своих акционеров запустил масштабную программу реструктуризации Fit4More, цель которой — улучшить финансовые и операционные показатели концерна. Сделать это планируется за счет выведения в плюс убыточных бизнес-структур. Основные организационные изменения затронут подразделение по техническому обслуживанию клиентов Siemens Business Services (за последние пять кварталов оно принесло концерну потери в размере 300 млн. евро, в частности, только 109 млн. за последний квартал).
Концерн уже принял решение продать один из департаментов SBS — Operation Related Services (ORS), занимающийся аутсорсингом, — французской технологической компании Atos Origin. В то же время другое отделение SBS — Product Related Services (PRS), обеспечивающее около половины всех продаж подразделения, — может быть продано крупнейшему производителю компьютеров Fujitsu Siemens. Между тем департамент Siemens IT, вероятнее всего, останется в компании и станет частью Siemens Communications — подразделения, занимающегося разработкой продуктов и услуг для мобильных, фиксированных и корпоративных сетей.
В целом концерн намерен в течение следующих двух лет сократить численность штата SBS на 2,4 тыс. человек, что позволит уже к 2007 финансовому году достичь экономии в размере 1,5 млрд. евро. Более того, Siemens к 2008 г. закроет 41 из 63 немецких представительств SBS.