Инновационная стратегия развития предполагает наличие в государстве соответствующей системы целей, а также инфраструктуры, созданной для их достижения. Механизм уже отработан другими.
Анализируя внедрение экономики, основанной на знаниях, понимаешь, что построение и управление инновационным государством, по сути, проходит практически так же, как и развитие любой компании. Как и фирма, страна определяет для себя стратегию развития, формирует бюджет, вкладывает в новые технологии, заботится о воспитании и развитии своих «сотрудников», использует основные приемы knowledge management и бенчмаркинга. Получается знакомый процесс управления компанией, состоящий из последовательных и взаимосвязанных этапов.
Видеть цель и идти к ней
Двадцать лет назад стержень экономики (в частности экспорта) Финляндии можно было бы определить как деревянный. Сейчас он стальной, высокотехнологичный и многофункциональный. Казалось бы, между лесом и мобильными телефонами нет ничего общего, но исток успеха современной финской экономики лежит как раз в решении модернизировать деревообрабатывающую промышленность. «Финны выбрали производство, которое было для них традиционным, — обработка древесины. И поставили цель: превратить продукт деревообрабатывающей отрасли в инновационный, — рассказывает Юрий Бажал, доктор экономических наук, декан факультета экономических наук Киево-Могилянской академии. — Начиная с выращивания, заготовки, сохранения и заканчивая обработкой и производством готового продукта, они стремились внедрить инновации на каждом этапе производства и перейти на новый уровень экономической деятельности. Конечно, они не вышли на инновационный продукт на всех этапах, но сделали главное — оформили идею
создания инноваций в систему».
Аналогично поступил Тайвань. «В 1960 году правительством Тайваня была поставлена цель — стать мировым лидером в производстве зонтиков, а сейчас эта страна вышла в лидеры по целому ряду сегментов современной электроники и информационных технологий», — говорит Борис Малицкий, директор Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки. То есть даже не так важна суть конечной цели, как запуск механизма разработки инноваций на всех стадиях производства. Именно он является отправным пунктом стремительного развития высоких технологий.
Не прячьте свои денежки — вложите в R&D
Неслучайно отчисления на research&development и количество патентов, зарегистрированных в США, являются одними из основных критериев инновационности экономики. Регулярное создание инноваций обеспечивается только непрерывным финансированием, причем чем больше вложить, тем больше получаешь в результате. Это видно уже по тому, что две страны с наибольшим процентом отчислений на R&D в Евросоюзе — Швеция и Финляндия — входят в тройку наиболее конкурентоспособных государств мира. По оценкам специалистов, в развитых странах инвестиции «в знания» уже догоняют инвестиции в основной капитал.
Кроме прямых инвестиций, как отмечает Борис Малицкий, государства все чаще используют косвенные схемы стимулирования НИОКР. Это вычитание затрат на НИОКР из облагаемого налогом дохода компании, предоставление налогового кредита и ускоренная амортизация (до 100% в год).
В Украине законом предусматриваются отчисления в научно-исследовательскую сферу не менее 1,7% ВВП, при этом реальные инвестиции в науку не превышают 0,5%. Отсутствует и внятная политика налоговых льгот для НИОКР. Как результат — в 2004 году количество заявок на изобретения, по данным Департамента интеллектуальной собственности, уменьшилось вдвое по сравнению с 2003-м, вернувшись на уровень 2000 года.
Кредит в образование
Специалисты Гарвардского университета считают, что конкурентоспособное образование должно прежде всего пробуждать любознательность, воспитывать умение отделять зерна от плевел и воплощать свои знания непосредственно в продукт. Страны, создавшие такую систему обучения, становятся конкурентоспособными в мировой экономике.
Ирландия благодаря серьезной поддержке высшего образования сумела заслужить славу самой образованной страны ЕС. Это одна из немногих европейских стран, где учеба в университетах финансируется из бюджета. Кроме того, здесь вузы сотрудничают с крупными IT-компаниями. Показательна кампания Intel Ireland, в рамках которой студентам предоставляются стипендии и возможность стажировки в корпорации. В Швеции с высшими учебными заведениями сотрудничает каждая третья инновационная компания.
Концепция Сингапура «Учиться всю жизнь» (Long-life learning) позволила стране стать лучшим образовательным центром Азии. Согласно исследованиям Business Environment Risk Intelligence, Сингапур занимает первое место в мире по качеству рабочей силы.
Финляндия уже не ограничивается стандартными приемами, а выводит поддержку образования на высший, философский, уровень. Сама атмосфера, дизайн, интерьер финских университетов призваны разбивать устоявшиеся стереотипы и генерировать принципиально новые идеи. Ставка сделана правильно: очень трудно в абсолютно необычном зале думать и действовать привычными методами.
«В учебных заведениях должны готовить специалистов, необходимых бизнесу. Здесь я хотел бы обратиться к опыту Силиконовой долины, к примеру, Стэнфордского университета. На протяжении долгого времени Стэнфорд является инкубатором инноваций, который питает новыми идеями и технологиями такие всемирно известные компании, как Hewlett-Packard, Cisco, Yahoo!. Стэнфорд поддерживает тесные партнерские связи с бизнесом, поощряет коммерциализацию идей», — говорит генеральный директор «Квазар-Микро» в Украине Богдан Купич. У нас же хотя и бесплатное образование, но уровень знаний выпускников безнадежно далек от требований работодателей. В основном вчерашние студенты заново учатся уже «в полях». Отдельные отрасли, в частности банки, вынуждены заключать договоры с лицеями и университетами, бизнес-школами, где готовят специалистов для себя. А те работники, которые отвечают требованиям новой экономики, работают за рубежом, реализуя португальскую или греческую инновационные стратегии.
Откройтесь и потянитесь друг к другу
Главным фактором успеха «азиатских тигров» называют создание благоприятных условий для иностранных инвестиций в высокие технологии. В 1990-х годах экономическая политика Тайваня основывалась на либерализации экономики и обеспечении свободного потока товаров, капитала и информации. В результате в страну пришли мощные транснациональные корпорации IBM, HP, Microsoft, Compaq. Кроме инвестиций в производство, они принесли с собой доступ к новейшим технологиям и неоценимый опыт организации и ведения «инновационного бизнеса», который азиатские страны не преминули позаимствовать. Подобный страновой бенчмаркинг привел к тому, что сейчас «силиконовый брат» производит 60% мирового выпуска ноутбуков и 80% материнских плат. Вследствие аналогичной политики открытости рынка Корея является одним из мировых лидеров по производству бытовой техники и автомобилей, занимает четверть рынка судостроения.
Подобным путем пошла и Европа. «Ирландия, например, своим успехом обязана двум факторам. Во-первых, туда пришли лидеры hi-tech рынка, которые вложили огромные деньги в экономику и привнесли новые технологии. Свою роль в такой заинтересованности инвесторов сыграл и английский язык, родной для Ирландии. Во-вторых, правительство Ирландии объявило налоговые каникулы, фактически создав оффшорные зоны. Объединение англоязычного интеллектуального потенциала страны и благоприятных условий для инвестиций дало колоссальный рывок в ирландской экономике», — рассказывает Юрий Бажал.
Заимствование высоких технологий — одна сторона медали. Вторая — стимулирование их создания внутри страны. А для этого необходимо, чтобы друг к другу потянулись бизнес и наука, что было удачно и грамотно сделано в той же Финляндии. С момента возникновения национального технологического агентства TEKES направления научных исследований стали определяться интересами и потребностями бизнеса. Налаженный диалог оказался выгоден всем: финский бизнес регулярно получает инновационные разработки, а ученые — достойную оплату умственного труда.
Предыдущие шаги дают результат лишь при наличии развитой информационной инфраструктуры. Развитость ее характеризуется количеством компьютеров на душу населения, стоимостью Интернета, доступностью исследовательских лабораторий для желающих. Создание национальных баз данных, возможность обмена новыми идеями и обеспечение доступа к знаниям по всей стране является тем пятым элементом, который увязывает остальные в систему и заставляет их работать. Формирование инфраструктуры можно назвать главной задачей страны в построении новой экономики. Если остальные элементы инновационной стратегии худо-бедно могут обойтись без прямой поддержки государства, то этот может возникнуть только при участии госструктур.