Без налаживания дееспособного механизма создания, оценки, защиты и финансирования инноваций практически невозможно удержать конкурентоспособность стран и компаний на высоком уровне.
Весь мир обратил свои взоры к инновациям потому, что в них кроется реальный способ заработать сверхприбыль, защищенную к тому же законом об авторском праве. Для этого нововведения и разработки должны быть нужным образом коммерциализированы (превращены в конечный продукт, используемый на рынке). Иначе новые идеи не могут считаться инновациями. «Упаковка» и преобразование знаний предполагает слаженную работу всех субъектов рынка инноваций: изобретателей, компаний, заказывающих разработки, инвесторов, государства и других участников.
Расписанные роли
Отсутствие экономических стимулов в Украине удерживает рынок инноваций на начальных стадиях формирования. Тут, как и на остальных рынках, должны встретиться спрос и предложение. «Предложение на рынке инноваций формируют научно-исследовательские институты, занимающиеся разработкой новых технологий, а также отдельные команды изобретателей. А спрос зависит от предприятий, способных внедрить перспективные технологии на производстве; наличия венчурных инвесторов, которые готовы делать высокорисковые инвестиции в перспективные проекты, имеющие прорывные технологии, ноу-хау; наличия бизнес-инкубационной инфраструктуры, позволяющей легко выращивать новые компании на ранних этапах развития», — отмечает директор компании «Техинвест» Сергей Лобойко.
Пока же украинские предприниматели в основном закупают оборудование и готовые технологии на Западе, пытаясь снизить себестоимость и повысить производительность. О собственных разработках задумываются немногие. Как рассказал «&» Сергей Мацедонский, директор компании «Центр технологий управления и консалтинга», «Инновацию, как кубик, можно собрать из разных элементов — импортных, отечественных — своими усилиями на основе инновационной идеи. Но для этого нужно данную идею оценить, а затем организовать работу в указанном направлении. Например, небольшое харьковское фармацевтическое предприятие «Микрофарм» за 6 лет создало технологию производства аэрозольных противоастматических препаратов — единственное в СНГ. Все остальные завозят готовые компоненты и бутылируют. Как удалось? Директор предприятия поставил себе такую задачу, нашел специалистов, стимулировал их работу и получил результат. При этом не использовал ни одного элемента импортного оборудования — закупал имеющееся в Украине и своими силами модернизировал под новый технический процесс. Кто мешал пойти по такому пути крупным предприятиям? Никто».
Одной из главных причин успеха Силиконовой долины (наряду с наличием двух ведущих университетов, мобильностью рабочей силы, хорошим доступом к венчурному капиталу) эксперты называют особый менталитет, образ мыслей, направленный на новые технологии и желание заработать на этом. Пока в Украине не начнут менять подход и психологию работы с инновациями, массового процесса внедрения нововведений достичь не удастся.
Пилюли эффективности
Наиболее эффективным механизмом коммерциализации технологий на данный момент являются технологические центры, такие как Силиконовая долина в США, Нокиа-Ленд (Финляндия), Херцелия (Израиль), Бангалор (Индия) и др. «Успех технологических центров связан с территориальной близостью венчурных инвесторов, предпринимателей, технологических компаний и научно-исследовательских институтов, а также с наличием инфраструктуры для бизнес-инкубации новых компаний», — говорит Сергей Лобойко.
В нашей стране, чтобы связать науку с производством, было предпринято только 8 попыток создать технопарковые структуры (причем не всегда удачные). Для сравнения: в США сейчас функционируют около 150 технопарков, в Великобритании — 40. Хотя база для этого имеется. В Украине со времен СССР остались мощные научные центры, например, Институт электросварки им. Патона, Харьковский национальный научный центр «Украинский физико-технический институт», Институт низких температур, Институт монокристаллов и др. На базе их разработок и строятся те немногочисленные примеры удачного продвижения на мировой рынок украинских технологий и разработок.
Научные институции могут существенным образом способствовать быстрому развитию инновационного рынка в Украине, подготовив базы данных технологических разработок с должным уровнем защиты прав собственности на них, чтобы инвесторам не приходилось искать иголку в стоге сена. Как сказал в интервью «&» Йон Джей Чан, глава представительства «Samsung Electronics Украина». «Основная проблема, с точки зрения инвесторов, — отсутствие информации о том, какие разработки вообще существуют, кто ими владеет, как можно получить к ним доступ, а с точки зрения разработчиков — как применить разработки или к кому обратиться, не потеряв при этом все. Возможно, необходимо создать контролирующую систему, которая послужила бы мостом между покупателями и продавцами, а также гарантировала бы безопасность обеим сторонам, беспристрастность отношений и справедливые цены».
Представитель Союза промышленности Финляндии Юкка Ахтела отметил на бизнес-форуме «Украина—Финляндия»: «В Финляндии, например, государственные и частные инвестиции составляют 3,5% ВВП, что намного превышает среднеевропейские показатели. Страна традиционно инвестирует наибольшие суммы в исследования и разработки, внедряя современные товары и услуги. Для этих целей национальное технологическое агентство TEKES предоставляет компаниям средства для реализации различных технологических проектов, включая и высокорисковые. А финский национальный фонд исследований и разработок Sitra принимает активное участие в развитии новых технологий и бизнеса, предоставляя кредиты для создания новых бизнесов».
Для развития и внедрения инноваций нужно по-другому подойти к менеджменту и маркетингу (которые в Украине находятся в зачаточном состоянии). «Главное — это понимание того, что основным капиталом компании являются люди, сотрудники — носители идей. В маркетинге для молодых технологических компаний предпочтительнее использовать так называемый партизанский маркетинг — налаживание бизнес-связей через личные контакты, через сеть партнеров. Такой подход при правильном применении может дать очень большую отдачу при минимальных затратах», — отмечает Сергей Лобойко.
Где деньги зарыты?
Финансирование научных разработок, как правило, идет по двум схемам. Крупные компании, как Dupont, General Electric, ЗМ, Samsung, финансируют значительную часть разработок из общего бюджета. Небольшие компании, не имеющие достаточного количества средств, обращаются преимущественно к венчурному финансированию. «Риск довольно высокий, ведь только одна из десяти инвестиций успешна. Но если итог таких инвестиций все же появляется на рынке, результаты обычно ошеломляющие. Главный секрет для новатора — наличие хорошего и опытного юриста, который сможет обеспечить полную защиту прав собственности. Наша компания требует полной защищенности прав новатора, и только в этом случае мы можем рассматривать вопрос о каком-либо сотрудничестве. Если собираешься вкладывать миллионы в новый продукт, нельзя подвергаться риску быть вовлеченным в судебное расследование накануне выпуска новой продукции на рынок только потому, что кто-то из сотрудников решил схитрить или сэкономить», — констатирует Йон Джей Чан.
Как отмечает Сергей Лобойко, «сейчас у украинских ученых есть такие пути поиска средств для проведения исследований: заинтересованность венчурного инвестора, государственное финансирование, организация бизнеса на основе аутсорсинга или продажи консультационных услуг (чтобы заработать средства на исследования), привлечение денег так называемых бизнес-ангелов (angel investors) — близких людей, родственников и т. д. При этом доля в собственности и прибыль технологической компании, построенной на базе инноваций, по классической схеме распределяется следующим образом: 30% получает изобретатель, 30% — менеджер, 30% — венчурный инвестор. В случае если венчурный инвестор осуществляет бизнес-инкубирование, то есть формирует менеджмент-команду, то его доля может возрасти».
Оценка «энергетических потенциалов»
С ростом конкуренции возрастает роль процедур оценки и защиты инноваций. Без наличия патентов компаниям порой трудно конкурировать на высокотехнологических рынках, поскольку приходится платить значительные суммы владельцам технологий. На европейский, американский и многие азиатские рынки входным билетом является наличие собственного интеллектуального капитала, выраженного в виде патентов.
Простого и быстрого способа оценки инноваций не существует, потому что неизвестно, над чем работают конкурирующие компании и как разрабатываемая технология соотносится с другими технологиями. «Сегодня разработка нового продукта — очень сложный процесс, требующий напряженных командных усилий, когда буквально сотни составляющих должны быть соединены вместе и эффективно работать. В Украине одна из самых больших проблем состоит в том, что в советские времена поощрялась политика секретности, и ученые не спешили делиться идеями друг с другом. В результате существуют скорее небольшие очажки новаторства, а не центры исследований, где идеи буквально расцветали бы. Исходя из нашего опыта самая большая проблема для нас заключается в поиске и финансировании украинских разработок, так как большая часть разработок, которые нам предоставляются, — всего лишь часть чего-то более значительного. Нам часто довольно сложно оценить действительную жизнеспособность проектов», — отметил Йон Джей Чан.
Сергей Мацедонский предлагает использовать метод оценки на основе экономического эффекта (срок окупаемости, чистый доход (прибыль), чистый дисконтированный доход). Необходимо ответить на вопрос: инновация что-то ускоряет, экономит, дает новые свойства и тому подобное? Специалист должен это выявить, оценить количественно, сравнить с тем, что применяется сейчас, и по разнице определить степень преимущества. То есть знать: 1) выигрыш в количественном выражении и экономический эффект — для потребителя технологии; 2) стандартные экономические характеристики нового проекта — для инвестора.
Действенный механизм оценки инноваций — их оценка международными экспертами. Такой принцип реализован во Всеукраинском конкурсе высоких технологий, соорганизатором которого является компания «Техинвест». «Проекты, подаваемые на конкурс, проходят комплексную экспертизу представителями ведущих технологических и венчурных компаний, которые дают свои рекомендации относительно инвестирования в данный проект. Финалисты конкурса представляют свои проекты венчурным инвесторам в ходе роад-шоу в США», — говорит Сергей Лобойко.
Защита от взлома
Опрошенные «&» эксперты единогласны в том, что интеллектуальную собственность необходимо защищать. Ведь если этого не делать — теряется смысл многомиллионных вложений в исследования и разработки. Защита прав интеллектуальной собственности — это путь, выгодный как для покупателя, так и продавца. Покупатель получает гарантированно высокое качество и проверенный продукт, а продавец обеспечивает безопасность своим инвестициям, партнерским договоренностям и будущему компании. При этом можно идти двумя путями: патентовать технологии или привлекать разработчиков технологии в специально созданную компанию, что снизит риск утечки. Сегодня срабатывает принцип: если фирма постоянно улучшает созданные продукты, внедряет современные технологии и использует современные достижения науки — догнать ее очень сложно. Это становится возможным лишь в случае остановки «инновационного конвейера», что фактически означает уход с рынка, как, например, в ситуации с компанией Polaroid.
Для того чтобы в стране заработал инновационный рынок, необходимо создать венчурную инфраструктуру, включающую научные организации, вузы, венчурные компании, соответствующие государственные структуры и частные компании.