Маркетинговые коммуникации
Platforma будет управлять ценностью брендов на новой платформе
Бренд-консалтинговая компания Platforma Brand Advisers презентовала собственную технологию управления ценностью бренда Brand Tuning.
Прежде чем предложить рынку технологию по управлению ценностью бренда, она в течение года отрабатывала ее на практике. Была проанализирована категория соков, где значительные средства вкладываются в расширение линейки вкусов. При этом в рекламных сообщениях из года в год звучат преимущества, которые, по мнению директора компании Platforma Андрея Васильева, потребитель уже давно соотносит с категорией соков в целом. Но упускается возможность дать потребителю ощущение новизны.
На украинском рынке бренд-консалтинга работают несколько десятков компаний, из которых наиболее известными являются «Следопыт» и BrandAid. Они быстро завоевали известность в первую очередь благодаря именам своих основателей. Остальным компаниям приходится формировать собственную узнаваемость за счет предоставления качественных услуг, специализации, планомерного построения репутации через реализованные проекты и самопиар. В частности, Platforma предполагает использовать такой инструмент продвижения, как тренинги по технологии Brand Tuning, которые пройдут в ноябре-декабре текущего года. «Мы считаем, что в Украине нужен более длительный контакт с клиентом, нежели это предполагает работа консультанта, — говорит Андрей Васильев. — Ведь каждый новый сезон и каждый год появляются новые игроки, меняющие отношение потребителя к категории и восприятие выгод продукта. Это значит, что остальным участникам рынка необходимо постоянно пересматривать задачи, проводить исследования и искать новые возможности для удержания старых потребителей и привлечения новых».
Банки
$20 млн. — тестирование рынка на интерес к банку «Форум» прошло успешно
Инвестиционный банк Concorde Capital успешно завершил частное размещение 10% акций АКБ «Форум» среди иностранных инвесторов, сообщил Игорь Мазепа, генеральный директор Concorde Capital.
По информации Concorde Capital, количество заявок на приобретение акций банка «Форум» превысило предложение в 1,8 раза. Общая сумма привлеченных средств составила около $20 млн. Покупателями акций выступили более 10 крупных институциональных фондов из США и Западной Европы. Продавцы, акционеры банка, — юридические лица. Во время размещения капитализация банка выросла до $200 млн. Коэффициент рыночной капитализации к собственному капиталу (P/BV) составил 2,9 на момент завершения размещения. Подобные показатели, по мнению И. Мазепы, свидетельствует о хороших перспективах отечественного финансово-банковского сектора, а также доверии инвесторов к самому банку и его основным акционерам.
Как сообщил «&» Ярослав Колесник, председатель правления АКБ «Форум», продажа 10% акций иностранным инвесторам входила в стратегические планы банка на 2005 г. Ей предшествовала серьезная подготовительная работа. «Она включала предварительное глубокое и всестороннее изучение рынка, сопоставление уже имеющихся результатов по продаже финансовых институтов в Украине, встречи со многими потенциальными инвесторами, — разъясняет Я. Колесник. — Был проработан ряд чисто технических моментов, таких как подтверждение рейтинга банка. Удачному размещению способствовала и эффективная работа банка в текущем году — это и привлечение синдицированного кредита, и подписание двух новых прямых соглашений с ЕБРР о выделении кредитов на $10 млн. и $7 млн. для финансирования малого и среднего бизнеса, и достаточно успешное развитие филиальной сети». Правильно было выбрано и время размещения, когда рынок пребывал под впечатлением успешной продажи банка «Аваль» Raiffeisen International за $1,028 млрд.
По словам Я. Колесника, «10% — лишь первый шаг, проба, определенное тестирование рынка на интерес к банку». Кроме того, «при продаже до 10% акций не возникает никаких корпоративных рисков», — в свою очередь отметил «&» Константин Фисун, руководитель аналитического департамента Concorde Capital. По словам председателя правления «Форума», форма частного размещения была выбрана вследствие большей эффективости. «Частное размещение можно осуществить достаточно быстро. Альтернативный вариант — IРО — более длителен и затратен», — уточнил К. Фисун.
Я. Колесник пока не стал раскрывать дальнейших планов банка по привлечению иностранных инвесторов, при этом отметив, что о них будет известно после собрания акционеров «Форума» 28 октября текущего года.
На 1 октября 2005 г. активы банка «Форум» составили 3,4 млрд. грн. Региональная сеть включает 19 филиалов и 42 отделения. До конца года банк намерен увеличить общее число филиалов и отделений до 100.
ИБ Concorde Capital (Киев) создан в ноябре 2004 г. Для инвестиционного банка эта сделка по частному размещению акций стала пятой в 2005 г. За указанный период среди иностранных вкладчиков были размещены 5% акций «АвтоКрАЗа» ($4,5 млн.), 7,5% акций «ДнепроАзота» ($7,3 млн.), 10% акций «Концерна «Галнафтогаз» ($14 млн.), 10% акций Банка Грузии ($4,5 млн.).
Карточный бизнес
Visa назвала пять слагаемых своего успеха в Украине в 2006 г.
Сегментация карточных продуктов, развитие рынка кредитных карт, расширение сети приема карт Visa по всей Украине, сохранение позиции лидера в новых технологиях, консультации и поддержка банковского сектора страны в создании рынка безналичных платежей. Именно эти мероприятия в рамках реализации стратегии Visa Int. на 2006 г. должны обеспечить успешное продвижение карточного бизнеса международной платежной системы на отечественном рынке. Об этом сообщил Сергей Равняго, глава представительства Visa в Украине, выступая на пресс-конференции по случаю выпуска 10 млн. платежных карт под брендом Visa в нашей стране.
По его прогнозам, украинские банки-члены Visa Int. к концу текущего года могут увеличить эмиссию карт этой платежной системы на 3 млн. — до 13 млн. Как считает С. Равняго, 2006 год станет годом кредитных карт в Украине. В настоящее время, по его оценке, в стране выпущено около 3 млн. кредитных карт, по которым предоставляется овердрафтное кредитование, и около 1 млн. классических кредитных карт с возобновлением лимита кредитования. По словам главы представительства Visa Int., отношение оборота по картам Visa в Украине к ВВП страны составляет 8%. «Это неплохой результат, но этого мало», — подчеркнул С. Равняго. Глава представительства Visa Int. в Украине также спрогнозировал, что за пять лет количество торговых точек, принимающих к оплате карты Visa, с сегодняшних 42 тыс. возрастет в 10 раз. По количеству банкоматов на душу населения (общее количество банкоматов в Украине — 9 тыс.) Украина приближается к стандартам Западной Европы и через год-два будет полностью соответствовать им, уточнил он.
В свою очередь президент Visa CEMEA (регион — Центральная и Восточная Европа) Енн Кобб отметила, что по сравнению с другими странами региона в Украине высокий «уровень проникновения» — количество карт на одного жителя государства и большое разнообразие карточных продуктов. Кроме того, Украина по прежнему удерживает третью позицию в регионе CEMEA по числу выпущенных карт системы Visa, уступив по данному показателю России и ЮАР. Г-жа Кобб подчеркнула, что, несмотря на весомые достижения Visa Int., пока, к сожалению, не удается переломить психологию рядового украинца, который сегодня использует пластиковые карты только для получения наличных в банкомате и практически не пользуется «пластиком» при расчете за товары и услуги. В то же время, по мнению Лу Наумовского, старшего вице-президента Visa CEMEA, активное использование системы электронных платежей дало бы возможность государству экономить до 1% ВВП ежегодно. Такая экономия достигается за счет ускорения оборота средств при использовании электронных систем расчетов.
Розница
«ПАККО» создаст сеть гипермаркетов «Там-Там» до конца 2007 г.
Корпорация «ПАККО» (Луцк) предполагает в 2005-2007 гг. открыть сеть из пяти гипермаркетов, сообщил «&» вице-президент корпорации по торговле Олег Крыжанивский. Объекты планируется разместить в Западной, Центральной и Восточной Украине. В первый «Там-Там», который будет работать в Луцке с ноября 2005 г., вложено $16 млн. Сеть «Там-Там» — совместный проект «ПАККО» и СП «Западная нефтяная группа» (известной по своей торговой марке WOG).
Причиной выхода корпорации (владеющей супермаркетами и центрами cash&carry) в сегмент гипермаркетов Олег Крыжанивский назвал то, что в Западной Украине подобных магазинов нет, а в целом по стране сегмент гипермаркетов находится в стадии становления. «Независимо от страны или региона прослеживается универсальная схема эволюции форматов розничной торговли: вначале открытые рынки, потом супермаркеты и далее гипермаркеты».
Общая площадь первого гипермаркета составила 9,6 кв. м, в том числе продовольственный гипермаркет занимает 4,5 тыс., а производственные помещения — 2,5 тыс. кв. м.
Корпорация «ПАККО» — управляющая компания, руководящая сетями сash&carry «ПАККО» (7 магазинов) и супермаркетами «Вопак» (19 магазинов). Товарооборот (включая дистрибуцию) в 2004 г. составил $73 млн., а за три квартала 2005 г. — $79,451 млн. В целом в 2005 г. корпорация рассчитывает на товарооборот в $115 млн.
Дистрибуция
«Стара Фортеця» занялась дистрибуцией новых категорий
Ведущий финский переработчик молока — концерн Valio — с начала августа 2005 г. сотрудничает с новым украинским дистрибьютором — ООО «Стара Фортеця Трейдинг». Партнеры огласили намерение довести продажи продуктов Valio в Украине в 2006 г. до 1 тыс. т. Ранее дистрибьютором финского молокопереработчика была компания «Морская свежесть» (Харьков), не всегда удовлетворявшая требованиям поставщика.
Продукция Valio представлена в Украине плавлеными сырами «Виола». До конца 2005 г. начнутся поставки масла и твердого сыра Oltermanni. Основными конкурентами этой продукции являются ТМ President, Hohland и Arla. Позже ассортимент будет расширен творожным сыром и линейкой йогуртов.
Поводом для увеличения поставок продукции Valio в Украину послужили ненасыщенность ценового сегмента молокопродуктов «выше среднего», снижение таможенных сборов и дальнейшее формирование ключевой розницы, способной привлечь потенциальных покупателей. Рост поставок будет подкреплен развитием мощностей украинского дистрибьютора. В начале 2006 г. «Стара Фортеця Трейдинг» откроет в регионах Украины первые два представительства. Сейчас она действует в областях совместно с местными партнерами. Также появятся распределительный центр под Киевом и еще четыре — в регионах. Земельные участки для них уже отведены.
В середине октября «Стара Фортеця Трейдинг» также начала поставки российского бренда «Кухня без границ» — продуктов быстрого приготовления в ценовом сегменте «выше среднего», который компания считает все еще малонасыщенным.
«Стара Фортеця Трейдинг» — эксклюзивный дистрибьютор различных торговых марок: чай Edvin, кофе «Черная карта» и Luxor, оливок Exoliva и «Корсель», оливкового масла RS и дистрибьютор плодоовощной продукции собственных торговых марок «Саме той» и «Карнау».