Еще вчера суперпопулярные «Маски-шоу» сегодня не попадают в формат телевидения. Так что же нужно менять — формат «Масок» или ТВ?
Георгий Делиев, такой смешной и шаловливый на экране, в жизни — необычайно серьезен и строг. Вместо рыжего клоуна видишь перед собой организатора, администратора и делового человека. Творческие проявления Г. Делиева многообразны, поэтому мы заранее решили ограничиться одной темой и говорили о сериале «Маски-шоу» как о бизнес-проекте.
Полунин по-одесски
«&»: Вероятно, знаковой была встреча с Вячеславом Полуниным?
Г. Д.: Да. В 1979-м Слава был на гастролях в Одессе. После концерта мы пригласили его к нам в студию. Подружились. Его театр произвел на нас огромное впечатление. Пантомима в цветных костюмах, а не в классическом черно-белом трико — это было открытием. Слава создал театр клоунады (первый и единственный тогда в Союзе). Помните Асисяя, свистки и желтого человечка? В 1982 г. я учился у него в студии, была перспектива постоянной работы. Но в то же время меня пригласили в коллектив, который только-только создавался в Одессе при филармонии. А свой театр — это была мечта.
«&»: Полунин по-одесски? С этого и начались «Маски»?
Г. Д.: Первоначально действительно хотелось создать нечто, подобное театру Полунина, но в своем оригинальном стиле. И еще. В то время я находился под впечатлением от увиденного во время гастролей за границей шоу Бенни Хилла и подумал: «Вот то, что сейчас можно сделать для телевидения». Но подражать Хиллу было бессмысленно, нужно было сделать по-другому, нужно было сделать лучше. Мы написали несколько сценариев. Однако на телевидении наши начинания не вызвали интереса, нас просто отправляли подальше.
Тогда мы с Юрой Володарским и Борей Барским сочинили песню и сценарий клипа «Одесса-мама», сняли его «на кино». Этот клип произвел фурор на кинофестивале «Альтернатива», потом попал во «Взгляд» и в «Утреннюю почту». После чего Юрий Николаев захотел снять передачу в Одессе, и мы совместно с КВНовскими авторами написали очень смешной сценарий «Утренней почты по-одесски». Потом, в 1987-м, сняли еще один клип — в стиле рэп (у нас в стране тогда еще никто не пел рэп, а клип был на уровне хорошего американского). Так и начали появляться на телевидении.
Но клипы не были первым выходом на широкую аудиторию. До этого, еще в 1985-м, был показан клоунский номер «Мана-мана» в передаче «Вокруг смеха».
У вас формат есть? Нет? А в Колумбии все есть!
«&»: В какой момент, по-вашему, клоунада стала профессиональным занятием? Или, вернее, поставим вопрос так: когда это стало приносить деньги?
Г. Д.: Как только началась рыночная экономика. До этого схема работы была такая: деньги на съемку давало государство (телеканал или киностудия), оно же и распоряжалось правами.
Деньги за показы мы сначала не получали. На телевидении стали платить деньги только с 1992 г. И то — оч-ч-чень маленькие… Хватало только, чтобы выдать людям зарплату. Но затем, с каждым годом — все больше и больше. И в 1995-м наконец появилась ощутимая прибыль.
Тогда мы уже делали «Маски-шоу», начав их снимать в 1992 г.. Первую серию мы с Юрой Володарским сняли в Колумбии. Он договорился с крупной местной кинокомпанией. Они предоставили нам технику и съемочную группу, мы им — мастер-копию для показа на колумбийском телевидении. Такой себе бартер. Там, кстати, наш фильм показали несколько раз — рейтинг оказался довольно высоким. Когда через год мы приехали в Колумбию на гастроли, то были просто мега-звездами. Невозможно было пройти по улице. До этого, у себя, мы никогда не чувствовали такой популярности. Нам предложили работу в Колумбии, и мы серьезно даже раздумывали, а не остаться ли. На российском же телевидении фильм прошел практически незаметно. Его показали так, что никто и не понял, «а що це було».
«&»: И все же вы остались в России?
Г. Д.: Да. В 1993-м мы подписали контракт на 11 серий с российским телевидением, они — финансировали, мы — снимали, права же делились, как и положено. Тогда начался цивилизованный шоу-бизнес. А до этого даже договоров никаких не было. Переговоры велись приблизительно так:
— У нас есть столько-то денег. Можете снять, уложившись в такой бюджет?
— Ну, вообще-то нет…
— Ну, давайте что-то все-таки сделаем.
От украинских телеканалов предложений не было. Основной бюджет всегда шел из России. Московский продюсер заказывал, имея договоренность с российским телевидением, и только потом продавал сериал украинским каналам, выпускал «Маски» на видеокассетах и DVD, распространял в регионах и за границей.
«&»: Когда же название «Маски-шоу» превратилось в бренд?
Г. Д.: Наверное, в 1993-м. Год до этого «Маски» еще оставались незамеченными. Фильмы показывали по телевизору, но ставили в неудобное время, как правило, затыкая дыры в программе. А в 1993 г. случился всплеск популярности. Среди обычных людей, то есть зрителей (критики нас еще не признавали).
Единственное, что мы делали для продвижения «Масок», так это пиарили их. Я часто давал интервью, участвовал в ток-шоу. У режиссеров эта обязанность, то бишь продвижение собственного продукта, обычно почему-то вызывает негодование. А мне нравилось… Я с удовольствием общался с журналистами, хотя не все они оказывались порядочными людьми, многие ради скандала сочиняли такое…
Да, бытует мнение, что скандал способствует популярности. Но я с этим не согласен.
«&»: Насколько успешны «Маски» как бизнес-проект?
Г. Д.: «Маски» нельзя назвать успешным бизнес-проектом. Дело в том, что на сегодняшний день ни один российский и ни один украинский канал не соответствует «Маскам», или, наоборот, «Маски» не соответствуют телеканалам. Нам говорят: «Это — не наш формат». А что такое «их» формат? Развлекательные программы, скопированные с западных ток-шоу? Единственное исключение — КВН, чисто отечественный продукт, чудом задержавшийся на телевидении. Тоже ведь — не формат, но популярность сомнений не вызывает. С «Масками» так, к сожалению, не произошло.
Вся проблема в том, что телеканалы не знают, кто это будет смотреть? Дети или взрослые? Женщины или мужчины? Соответственно непонятно, в какое время ставить. Вот и вставляют во все «дыры». Но «Маски» — это ни на что не похожий продукт. Я не могу позиционировать его на какую-нибудь узкую аудиторию. Например, думал, что снимаю для взрослых, а оказалось, смотрят и дети (хотя им, по-моему, вряд ли могут быть понятны наши сюжеты и юмор). Считал, что смотреть будут преимущественно мужчины, а оказалось, что женщинам «Маски» нравятся даже больше. Предполагал, что пожилым это будет совсем неинтересно — и опять ошибся. Я думал, что «Маски» понятны только нашим соотечественникам, но зрители за границей тоже смотрят с большим удовольствием (в Германии например).
Загадка непопулярной популярности
«&»: Вы снимали по два фильма в год. Не опустошались?
Г. Д.: Да, в 1997-м мне действительно расхотелось снимать, но выпасть из процесса было уже сложно. Тем более именно тогда мы сняли самый удачный, на мой взгляд, сериал «Масок»: «Маски в партизанском отряде», «…в поезде», «…на пожаре», «…на Диком Востоке», «…в колхозе» и «…на необитаемом острове». В этих фильмах и сценарии очень насыщенные, и драматургия по-голливудски правильная, и актерская игра интересная. У нас шесть основных актеров, включая меня. Каждый должен сыграть по две-три роли в фильме. Сначала ты насильно впрягаешься в процесс, а потом все равно получаешь удовольствие от съемки. Последний фильм (8 новых серий: «Маски в троллейбусе», «…в кафе», «…в кинотеатре», «…на киностудии», «…на митинге» и др.), мы снимали осенью 2004 г.
«&»: Телеканалы предлагают изменить сериал так, чтобы он вписывался в формат?
Г. Д.: В том-то и дело, что нет. Во всяком случае внятных предложений не поступало. Это для меня загадка. Если бы только какой-нибудь канал предложил, каким образом можно превратить «Маски» в востребованный для телевидения продукт… Сегодня же я должен бегать, обивая пороги, что-то доказывать, водиться с ними — ходить на банкеты и вечеринки (как это, наверное, положено) ради того, чтобы завязать «с кем надо» неформальные отношения. Мне, если честно, как-то жалко тратить на это свое время.
Я уверен, что рейтинг у «Масок» сегодня был бы высоким. Выше, чем раньше. Ведь продажи видеокассет показывают, что сериал популярен, люди хотят видеть и новые, и старые наши фильмы. Но у руководителей телеканалов как будто шоры на глазах. Я имел удовольствие общаться с некоторыми из них. Создается впечатление, что мы говорим на разных языках. Они хотят сделать из меня телеведущего. Но мне это абсолютно неинтересно. Если бы не было другой работы… Но, слава богу, работы у меня — просто валом. И актерской, и режиссерской. Очень интересной. И я уже соскучился по живому зрителю. У нас есть свой театр в Одессе — «Дом клоунов». Мы поставили шесть спектаклей — «Отелло», «Дон Жуана» и др. Скоро уезжаю с Полуниным (я играю Желтого Асисяя в «Снежном шоу») в Голландию, потом — в Португалию, Италию…
«&»: А как же «Маски»? Они не погибнут без вас?
Г. Д.: Не пропадут. Кстати, мы уже в ноябре едем на гастроли по Сибири с «Масками». Этот тур обговорили с продюсером еще в мае, когда играли в Новосибирске «Чердаки» (новый спектакль Славы Полунина). С нами должна была поехать и брит-поп-группа «Качели-Качели» с программой «Хулиган с большой буквы». Но потом все же решили эти два тура разделить — не стоит смешивать совершенно самостоятельные проекты.
Конечно, гастроли приносят доход. Но главная цель этих поездок заключается не в этом. Мы же все-таки артисты, и наша святая обязанность — радовать зрителей, выходить на сцену и каждый вечер дарить людям праздник. И только на второй план я отнес бы уже сказанное, что за это еще и платят.
Сцена — это и бизнес, и образ жизни, а частично — смысл жизни…
How is your feeling now?
Паспорт делового клоуна Родился 1 января 1960 года в Херсоне. Учился на архитектора в Одесском инженерно-строительном институте (1977-1982 гг.), по специальности проработал два года в Пятигорске и Кишиневе, попутно открывая в этих городах театры-студии пантомимы, на режиссера эстрады в ГИТИСе — 1986-1989 гг. С 1984 г. — артист Ленинградского театра Вячеслава Полунина «Лицедеи»; в этом же году — артист коллектива пантомимы при Одесской филармонии, спустя полгода работы — художественный руководитель и режиссер труппы. Снял 98 фильмов сериала «Маски-шоу» и 12 серий «Игры в классики», художественный фильм «7 дней с русской красавицей» (режиссер-постановщик, автор сценария и исполнитель главной роли), короткометражную драму «Редкий дождь». Играл в фильмах Киры Муратовой «Второстепенные люди», «Чеховские мотивы», «Настройщик» (премия за лучшую главную мужскую роль кинофестиваля «Стожары-2005»), в немецком художественном фильме Ульрике Оттингер «12 стульев» (роль Остапа Бендера), в фильме «7 дней с русской красавицей» (1991 г., роль Фурича). В свободное от основной работы время — депутат Одесского городского совета (комиссия по культуре, просвещению, делам молодежи и спорта); художник; солист и автор текстов песен (альбом «Хулиган с большой буквы») брит-поп-группы «Качели-Качели». Награды комик-труппы «Маски» — диплом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады, премия «Золотой нос» (Габрово, Болгария), лауреаты артистов цирка в Пхеньяне (Северная Корея), лауреаты Всемирного конкурса артистов цирка, премия «Золотой Остап» за лучший спектакль, награда Ассоциации каскадеров России за вклад в трюковое кино, премия «Золотой Георгий», премия «ТВ-триумф», участие в номинации швейцарского телевизионного фестиваля «Золотая роза».
Георгий Делиев — заслуженный артист Украины, академик Международной академии трюка, художественный руководитель, автор, режиссер и актер комик-труппы «Маски».