Еще вчера суперпопулярные «Маски-шоу» сегодня не попадают в формат телевидения. Так что же нужно менять — формат «Масок» или ТВ?
Полунин по-одесски
«&»: Вероятно, знаковой была встреча с Вячеславом Полуниным?
Г. Д.: Да. В 1979-м Слава был на гастролях в Одессе. После концерта мы пригласили его к нам в студию. Подружились. Его театр произвел на нас огромное впечатление. Пантомима в цветных костюмах, а не в классическом черно-белом трико — это было открытием. Слава создал театр клоунады (первый и единственный тогда в Союзе). Помните Асисяя, свистки и желтого человечка? В 1982 г. я учился у него в студии, была перспектива постоянной работы. Но в то же время меня пригласили в коллектив, который только-только создавался в Одессе при филармонии. А свой театр — это была мечта.
«&»: Полунин по-одесски? С этого и начались «Маски»?
Г. Д.: Первоначально действительно хотелось создать нечто, подобное театру Полунина, но в своем оригинальном стиле. И еще. В то время я находился под впечатлением от увиденного во время гастролей за границей шоу Бенни Хилла и подумал: «Вот то, что сейчас можно сделать для телевидения». Но подражать Хиллу было бессмысленно, нужно было сделать по-другому, нужно было сделать лучше. Мы написали несколько сценариев. Однако на телевидении наши начинания не вызвали интереса, нас просто отправляли подальше.
Тогда мы с Юрой Володарским и Борей Барским сочинили песню и сценарий клипа «Одесса-мама», сняли его «на кино». Этот клип произвел фурор на кинофестивале «Альтернатива», потом попал во «Взгляд» и в «Утреннюю почту». После чего Юрий Николаев захотел снять передачу в Одессе, и мы совместно с КВНовскими авторами написали очень смешной сценарий «Утренней почты по-одесски». Потом, в 1987-м, сняли еще один клип — в стиле рэп (у нас в стране тогда еще никто не пел рэп, а клип был на уровне хорошего американского). Так и начали появляться на телевидении.
Но клипы не были первым выходом на широкую аудиторию. До этого, еще в 1985-м, был показан клоунский номер «Мана-мана» в передаче «Вокруг смеха».
У вас формат есть? Нет? А в Колумбии все есть!
«&»: В какой момент, по-вашему, клоунада стала профессиональным занятием? Или, вернее, поставим вопрос так: когда это стало приносить деньги?
Г. Д.: Как только началась рыночная экономика. До этого схема работы была такая: деньги на съемку давало государство (телеканал или киностудия), оно же и распоряжалось правами.
Деньги за показы мы сначала не получали. На телевидении стали платить деньги только с 1992 г. И то — оч-ч-чень маленькие… Хватало только, чтобы выдать людям зарплату. Но затем, с каждым годом — все больше и больше. И в 1995-м наконец появилась ощутимая прибыль.
Тогда мы уже делали «Маски-шоу», начав их снимать в 1992 г.. Первую серию мы с Юрой Володарским сняли в Колумбии. Он договорился с крупной местной кинокомпанией. Они предоставили нам технику и съемочную группу, мы им — мастер-копию для показа на колумбийском телевидении. Такой себе бартер. Там, кстати, наш фильм показали несколько раз — рейтинг оказался довольно высоким. Когда через год мы приехали в Колумбию на гастроли, то были просто мега-звездами. Невозможно было пройти по улице. До этого, у себя, мы никогда не чувствовали такой популярности. Нам предложили работу в Колумбии, и мы серьезно даже раздумывали, а не остаться ли. На российском же телевидении фильм прошел практически незаметно. Его показали так, что никто и не понял, «а що це було».
«&»: И все же вы остались в России?
Г. Д.: Да. В 1993-м мы подписали контракт на 11 серий с российским телевидением, они — финансировали, мы — снимали, права же делились, как и положено. Тогда начался цивилизованный шоу-бизнес. А до этого даже договоров никаких не было. Переговоры велись приблизительно так:
— У нас есть столько-то денег. Можете снять, уложившись в такой бюджет?
— Ну, вообще-то нет…
— Ну, давайте что-то все-таки сделаем.
От украинских телеканалов предложений не было. Основной бюджет всегда шел из России. Московский продюсер заказывал, имея договоренность с российским телевидением, и только потом продавал сериал украинским каналам, выпускал «Маски» на видеокассетах и DVD, распространял в регионах и за границей.
«&»: Когда же название «Маски-шоу» превратилось в бренд?
Г. Д.: Наверное, в 1993-м. Год до этого «Маски» еще оставались незамеченными. Фильмы показывали по телевизору, но ставили в неудобное время, как правило, затыкая дыры в программе. А в 1993 г. случился всплеск популярности. Среди обычных людей, то есть зрителей (критики нас еще не признавали).
Единственное, что мы делали для продвижения «Масок», так это пиарили их. Я часто давал интервью, участвовал в ток-шоу. У режиссеров эта обязанность, то бишь продвижение собственного продукта, обычно почему-то вызывает негодование. А мне нравилось… Я с удовольствием общался с журналистами, хотя не все они оказывались порядочными людьми, многие ради скандала сочиняли такое…
Да, бытует мнение, что скандал способствует популярности. Но я с этим не согласен.
Г. Д.: «Маски» нельзя назвать успешным бизнес-проектом. Дело в том, что на сегодняшний день ни один российский и ни один украинский канал не соответствует «Маскам», или, наоборот, «Маски» не соответствуют телеканалам. Нам говорят: «Это — не наш формат». А что такое «их» формат? Развлекательные программы, скопированные с западных ток-шоу? Единственное исключение — КВН, чисто отечественный продукт, чудом задержавшийся на телевидении. Тоже ведь — не формат, но популярность сомнений не вызывает. С «Масками» так, к сожалению, не произошло.
Вся проблема в том, что телеканалы не знают, кто это будет смотреть? Дети или взрослые? Женщины или мужчины? Соответственно непонятно, в какое время ставить. Вот и вставляют во все «дыры». Но «Маски» — это ни на что не похожий продукт. Я не могу позиционировать его на какую-нибудь узкую аудиторию. Например, думал, что снимаю для взрослых, а оказалось, смотрят и дети (хотя им, по-моему, вряд ли могут быть понятны наши сюжеты и юмор). Считал, что смотреть будут преимущественно мужчины, а оказалось, что женщинам «Маски» нравятся даже больше. Предполагал, что пожилым это будет совсем неинтересно — и опять ошибся. Я думал, что «Маски» понятны только нашим соотечественникам, но зрители за границей тоже смотрят с большим удовольствием (в Германии например).
Загадка непопулярной популярности
«&»: Вы снимали по два фильма в год. Не опустошались?
Г. Д.: Да, в 1997-м мне действительно расхотелось снимать, но выпасть из процесса было уже сложно. Тем более именно тогда мы сняли самый удачный, на мой взгляд, сериал «Масок»: «Маски в партизанском отряде», «…в поезде», «…на пожаре», «…на Диком Востоке», «…в колхозе» и «…на необитаемом острове». В этих фильмах и сценарии очень насыщенные, и драматургия по-голливудски правильная, и актерская игра интересная. У нас шесть основных актеров, включая меня. Каждый должен сыграть по две-три роли в фильме. Сначала ты насильно впрягаешься в процесс, а потом все равно получаешь удовольствие от съемки. Последний фильм (8 новых серий: «Маски в троллейбусе», «…в кафе», «…в кинотеатре», «…на киностудии», «…на митинге» и др.), мы снимали осенью 2004 г.
«&»: Телеканалы предлагают изменить сериал так, чтобы он вписывался в формат?
Г. Д.: В том-то и дело, что нет. Во всяком случае внятных предложений не поступало. Это для меня загадка. Если бы только какой-нибудь канал предложил, каким образом можно превратить «Маски» в востребованный для телевидения продукт… Сегодня же я должен бегать, обивая пороги, что-то доказывать, водиться с ними — ходить на банкеты и вечеринки (как это, наверное, положено) ради того, чтобы завязать «с кем надо» неформальные отношения. Мне, если честно, как-то жалко тратить на это свое время.
«&»: А как же «Маски»? Они не погибнут без вас?
Г. Д.: Не пропадут. Кстати, мы уже в ноябре едем на гастроли по Сибири с «Масками». Этот тур обговорили с продюсером еще в мае, когда играли в Новосибирске «Чердаки» (новый спектакль Славы Полунина). С нами должна была поехать и брит-поп-группа «Качели-Качели» с программой «Хулиган с большой буквы». Но потом все же решили эти два тура разделить — не стоит смешивать совершенно самостоятельные проекты.
Конечно, гастроли приносят доход. Но главная цель этих поездок заключается не в этом. Мы же все-таки артисты, и наша святая обязанность — радовать зрителей, выходить на сцену и каждый вечер дарить людям праздник. И только на второй план я отнес бы уже сказанное, что за это еще и платят.
Сцена — это и бизнес, и образ жизни, а частично — смысл жизни…
How is your feeling now?
Паспорт делового клоуна Родился 1 января 1960 года в Херсоне. Учился на архитектора в Одесском инженерно-строительном институте (1977-1982 гг.), по специальности проработал два года в Пятигорске и Кишиневе, попутно открывая в этих городах театры-студии пантомимы, на режиссера эстрады в ГИТИСе — 1986-1989 гг. С 1984 г. — артист Ленинградского театра Вячеслава Полунина «Лицедеи»; в этом же году — артист коллектива пантомимы при Одесской филармонии, спустя полгода работы — художественный руководитель и режиссер труппы. Снял 98 фильмов сериала «Маски-шоу» и 12 серий «Игры в классики», художественный фильм «7 дней с русской красавицей» (режиссер-постановщик, автор сценария и исполнитель главной роли), короткометражную драму «Редкий дождь». Играл в фильмах Киры Муратовой «Второстепенные люди», «Чеховские мотивы», «Настройщик» (премия за лучшую главную мужскую роль кинофестиваля «Стожары-2005»), в немецком художественном фильме Ульрике Оттингер «12 стульев» (роль Остапа Бендера), в фильме «7 дней с русской красавицей» (1991 г., роль Фурича). В свободное от основной работы время — депутат Одесского городского совета (комиссия по культуре, просвещению, делам молодежи и спорта); художник; солист и автор текстов песен (альбом «Хулиган с большой буквы») брит-поп-группы «Качели-Качели». Награды комик-труппы «Маски» — диплом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады, премия «Золотой нос» (Габрово, Болгария), лауреаты артистов цирка в Пхеньяне (Северная Корея), лауреаты Всемирного конкурса артистов цирка, премия «Золотой Остап» за лучший спектакль, награда Ассоциации каскадеров России за вклад в трюковое кино, премия «Золотой Георгий», премия «ТВ-триумф», участие в номинации швейцарского телевизионного фестиваля «Золотая роза».
Георгий Делиев — заслуженный артист Украины, академик Международной академии трюка, художественный руководитель, автор, режиссер и актер комик-труппы «Маски».