Маркетинг
McDonald’s продолжает продвигать «здоровый» имидж
Крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s продолжает активно формировать свой имидж как производителя здоровой и полезной пищи. Очередным шагом стало решение о публикации информации о питательной ценности своих продуктов прямо на упаковке. Такие данные будут представлены в виде таблицы, отражающей содержание белков, жиров, углеводов, соли, а также калорийность блюда. До настоящего времени такого рода информация размещалась в отдельных брошюрах и на веб-сайте компании. «Мы наблюдаем среди клиентов информационный голод, — комментирует новую инициативу исполнительный директор McDonald’s Джим Скиннер. — Отныне перед тем как съесть гамбургер, каждый сможет заняться подсчетом содержащихся в нем калорий».
Новая «информационная» этикетка дебютирует на Зимних олимпийских играх в Турине (Италия) в феврале 2006 г. В первой половине следующего года она появится в большей части ресторанов McDonald’s Северной и Латинской Америки и Европе.
В последнее время в адрес McDonald’s все чаще звучали обвинения в производстве высококалорийной и нездоровой пищи. Дабы улучшить свою репутацию, компания ввела в свое меню фрукты и салаты из овощей. При этом в рекламных акциях компания минимизировала использование изображений высококалорийных гамбургеров и жареной картошки, традиционно ассоциирующихся с фаст-фудом. Также было принято решение изменить образ символа McDonald’s — клоуна Рональда Макдональда (из толстого увальня он превратился в подтянутого спортсмена). По замыслу руководства McDonald’s, новый Рональд, уделяющий внимание здоровью и внешнему виду, должен будет подавать пример подросткам и призывать их заниматься спортом.
Реорганизация
15% акций атомных энергетиков уйдут с молотка
Правительство Франции одобрило частичную приватизацию крупнейшего мирового производителя атомной энергии — государственного энергетического концерна Electricite de France (EDF). Продажа 15-процентной доли предприятия будет осуществляться путем первичного размещения акций на бирже. Оставшиеся 85% активов французское правительство оставит под своим контролем (оно отказалось от прежних планов приватизации 30% компании, что лишило бы государство значительной доли полномочий по распоряжению финансовыми ресурсами). Согласно прогнозам, в зависимости от спроса на ценные бумаги продажа активов одного из основных игроков энергетического рынка (EDF вырабатывает около четверти всей электроэнергии Европы) позволит привлечь до 7 млрд. евро. Пока неизвестно, пойдут ли вырученные средства на погашение госдолга (как было сделано в случае с частичной продажей Gaz de France и France Telecom), или же они будут реинвестированы в развитие EDF.
Между тем перед французским правительством встала непростая задача. С одной стороны, необходимо найти компромисс с влиятельными профсоюзами, которые опасаются, что ослабление контроля над публичным сектором приведет к сокращению рабочих мест и объемов социальных пособий. С другой — перевести национальную энергетическую монополию на здоровое финансовое основание, которое даст ей возможность эффективно конкурировать рыночными методами. До настоящего времени EDF использовала преимущества своей монополии, чтобы получить максимальную выгоду от общеевропейского рынка. Компания скупала небольших поставщиков коммунальных услуг в надежде компенсировать возможную потерю клиентов на внутреннем рынке. (Предстоящая либерализация энергетического рынка с 2007 г. позволит коммунальным компаниям свободно выбирать поставщика электроэнергии.) Однако столь недешевая политика поставила EDF в сложное финансовое положение. Чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность, в начале текущего года компания планировала сократить расходы и поднять цены. Однако позже в связи с яростной критикой вынуждена была заявить, что рост цен будет соответствовать темпам инфляции и что в течение ближайших 5 лет компания инвестирует в национальную энергетику 20 млрд. евро.
Baltic Beverages идет по пятам SUN Interbrew
Пивоваренная компания Baltic Beverages Holding (BBH) намерена в ближайшее время создать единую сбытовую структуру, которая будет реализовывать всю продукцию основных предприятий холдинга. По словам Антона Артемьева, главы пивзавода «Балтика» (принадлежащего ВВН), в ходе преобразования сбытовой сети компания объединит системы продаж. «Как это будет выглядеть юридически, говорить пока рано. Одно могу сказать точно: это будет структура, выходящая на дистрибьюторов с единым портфелем брендов наших заводов». Предположительно на первом этапе новая структура объединит сбыт трех заводов BBH: санкт-петербургских «Балтики» и «Вены», а также красноярской «Пикра». Четвертый завод холдинга «Ярпиво» пока будет торговать своей продукцией самостоятельно, что объясняется его организационной неготовностью.
Аналитики считают объединение сбыта абсолютно логичным шагом, за счет которого BBH сможет минимизировать свои издержки и усилить сбыт (к примеру, регионального дистрибьютора, торгующего продукцией «Пикры», отныне можно будет использовать для продаж пива «Балтика» и «Вена»). Вместе с тем реорганизация продаж неизбежно повлечет за собой сокращение дистрибьюторов заводов холдинга, количество которых сейчас превышает 200. По мнению экспертов, данное решение BBH продиктовано необходимостью не отставать от своего основного конкурента — SUN Interbrew, который ранее уже провел аналогичную реструктуризацию сбытовой сети.
Слияния и поглощения
Укрепление позиций обойдется Ericsson в 1,2 млрд. фунтов
Один из мировых лидеров на рынке беспроводных сетей — шведская Telefon AB LM Ericsson — покупает телекоммуникационный бизнес Marconi Corp. За 75% активов своего британского конкурента Ericsson выплатит 1,2 млрд. фунтов стерлингов.
По оценкам экспертов, нынешнее поглощение является выгодным для обеих компаний. Так, покупка Marconi позволит шведскому гиганту укрепить свое положение в быстрорастущем сегменте транспортных решений для IP-телефонии. На сегодня при растущей потребности в мобильном и фиксированном широкополосном доступе к Интернету совершенствование этих технологий приведет к увеличению трафика в области передачи данных, а значит — и к росту доходов. Кроме того, Marconi имеет долгосрочные контракты с ведущими операторами фиксированной связи (British Telecom, Deutshe Telecom, Telecom Italia, Vodafone и др.). Таким образом, приобретение добавит Ericsson около 1 млрд. фунтов стерлингов в продажах и позитивно отразится на стоимости ее акций в 2007 г.
С другой стороны, вхождение в состав Ericsson позволит Marconi восстановить свои операционные показатели. Позиции компании сильно ослабли после того, как в апреле нынешнего года она потеряла контракт на модернизацию оборудования своего основного клиента BT Group. После включения в структуру Ericsson британская компания будет переименована в Telent Plc. и продолжит вести операции как самостоятельная бизнес-единица. При этом она станет позиционироваться как ведущий провайдер телекоммуникационных услуг для операторов и предприятий.
Между тем в рамках интеграции приобретенного бизнеса руководство Ericsson намерено провести масштабные сокращения: предполагается уволить до 20% нынешнего штата британской компании (около 1,3 тыс. сотрудников). Сделку планируется завершить к концу года.
Инвесторы набросились на американский фаст-фуд
Французский производитель алкогольной продукции Pernod Ricard SA заявил о намерении продать свою американскую «дочку» Dunkin Brands, владеющую популярными сетями закусочных (включают подразделение по продаже пончиков Dunkin’ Donuts, мороженого Baskin Robbins и сэндвичей Togo’s). В результате сделки французский концерн намерен выручить $2 млрд. Средства от продажи фастфудового бизнеса Pernod Ricard направит на развитие своего профильного направления — производства спиртных напитков. По мнению экспертов, это вполне обоснованно: сегодня компания имеет все шансы претендовать на роль мирового лидера этой индустрии. После приобретения за $13,9 млрд. британской алкогольной компании Allied Domecq Plc. (владевшей в то время Dunkin’ Donuts) французы уже стали вторым по величине производителем алкогольной продукции в мире, уступая лишь американской корпорации Diageo.
На сегодняшний день за роль покупателей Dunkin Brands готовы побороться сразу две крупные международные инвестгруппы. В первую входят Thomas H. Lee Partners, Bain Capital и Carlyle Group, во вторую — Blackstone Group и Texas Pacific Group. Однако, учитывая, что сети недорогих закусочных и кофеен в последнее время пользуются все большей популярностью у американских и других инвесторов, аналитики не исключают появления других покупателей. Согласно прогнозам Bloomberg, только в нынешнем году фирмы-скупщики франшиз потратят $222 млрд., что на 47% больше показателей 2004 г. Dunkin Brands становится еще более привлекательной сферой вложений, если учесть его последние успехи. В первом полугодии операционная прибыль крупнейшей в мире сети по торговле выпечкой (5,5 тыс. закусочных в более чем 30 странах) выросла на 36% — до $79,8 млн. При этом уровень продаж поднялся на 28% — до $218 млн. В 2004 г. общая прибыль Dunkin’ Donuts, Baskin Robbins и Togo’s составила $4,8 млрд.
BskyB предложит клиентам услуги «3 в 1»
Британский спутниковый телеканал BskyB, принадлежащий медиахолдингу News Corp., завершил слияние с провайдером широкополосного доступа в Интернет компанией Easynet. Сумма сделки составила 211 млн. фунтов стерлингов. Такой шаг позволит BSkyB предложить 8 млн. своих клиентов услугу «три в одном», состоящую из спутникового телевидения, телефонии и широкополосного доступа в Интернет. До этого времени такой полноценный пакет услуг предоставляли лишь компании NTL и Telewest, слияние которых произошло в начале октября текущего года. В то же время BSkyB удерживала лишь место лидера британского рынка платных телеуслуг, хотя растущая конкуренция в этом секторе приводила к падению финансовых показателей компании. Нынешнее поглощение даст возможность BSkyB не только освоиться на одном из наиболее динамичных рынков, но и за счет предоставления качественно новых услуг уже к 2010 г. увеличить число своих пользователей с сегодняшних 8 млн. до 10 млн. человек (что соответствует 18% национального рынка).