Чтобы сделать легким движение руки

Спрос на устройства фотопечати остается высоким, но потребитель ищет простоты и «домашности». Конкуренция  разворачивается на этой узкой территории.


Переход на цветную печать становится основным двигателем мирового рынка принтеров и многофункциональных устройств (МФУ), объединяющих в себе функции принтера, копира и сканера. Эта же тенденция приводит к сворачиванию бизнеса фотокомпаний.


Еще несколько лет назад положение большой четверки фотоиндустрии (Kodak, Fuji, Konica и Agfa) казалось незыблемым. А сегодня во многих странах закрываются магазины и лаборатории фотопечати этих компаний. Их золотой век закончился, когда пересеклись интересы рынков пленочных фототоваров с одной стороны, и цифровой и компьютерной техники — с другой. Последние оказались сильнее.


Структура рынка печатающих устройств в Западной ЕвропеВ Западной Европе и США печать фотографий уже на 30-50% перешла из лабораторий на домашние принтеры. Спрос на цветопечать в потребительском сегменте стимулирует, конечно же, цифровая фотография. Желание обладателей цифровых фотоаппаратов печатать снимки в домашних условиях вдохновляет производителей печатающих устройств создавать все более простые в использовании и дешевые фотопринтеры.


Мотивация корпоративных покупателей печатной техники несколько иная, и убедить их перейти на цветную печать намного сложнее. Сейчас в мире менее 6% документов, распечатанных в офисах, являются цветными. Но тенденция к снижению цен на них будет делать цветную печать все более доступной. Еще три года назад выдающимся достижением было преодоление планки в $1000 за цветной лазерный принтер. А сегодня некоторые модели продают вдвое дешевле.


Структура рынка МФУ в Западной ЕвропеОсобые надежды производители возлагают на рынок стран СНГ как на один из самых больших и быстроразвивающихся. О тенденциях развития этого рынка и особенностях продвижения печатающих устройств в Украине журналу «&» рассказал региональный менеджер компании Lexmark в странах СНГ и Балтии Седрик Хамель.


Хочешь печатать? Бери и печатай!


На глобальном уровне конкуренция между производителями печатающих устройств довольно жесткая: сражение за первенство главным образом происходит между HP, Canon, Epson и Lexmark. Агрессивную политику ведет Samsung, добившийся больших успехов на рынках СНГ в сегменте черно-белой лазерной печати. В сегменте цветной лазерной печати сильны позиции Oki. Некоторые наши конкуренты также проводят дифференцированную ценовую политику в отношении разных регионов. Поэтому ниша, которую мы пытаемся занять с тем, чтобы выделиться среди них, — создание простых в использовании продуктов по разумной цене. Эту идею доносим до потребителей с помощью нового слогана — We make printing easy («Мы делаем печать проще»).


Дифференцированный подход относительно государств СНГ заключается в производстве для этого рынка недорогой продукции. Например, мы разработали специальный принтер для СНГ, восточноевропейских и некоторых азиатских стран. Это модель Е230. Она уступает западноевропейским моделям только в скорости печати, а стоит на 20-25% дешевле.


Фотолюбители-«чайники» — растущий потребительский сегмент


Как ни прискорбно, но глобальным изменениям в стратегиях многих компаний, как правило, предшествует кризис. Но мы бы хотели упреждать трудности с помощью изменений. Сейчас мы видим, что рынок движется к фотопродуктам: все больше людей приобретают цифровые фотоаппараты, поэтому количество желающих печатать фотографии в домашних условиях будет возрастать. В то же время потребители не хотят иметь у себя дома сложнейшие гиперфункциональные устройства. Им нужны принтеры, упрощающие их жизнь, а не наоборот. Потребители хотят тратить как можно меньше времени на настройку техники, они желают просто пользоваться ею.


Недавно мы проводили глобальное исследование потребительских предпочтений в США, а также самых крупных странах Европы и Азии. Оказалось, потребителей очень многое не устраивает в современной печатающей технике, и они отчетливо представляют, как должен выглядеть принтер их мечты. Это максимально простое в эксплуатации устройство, которое может печатать с помощью одного картриджа как черно-белые, так и цветные изображения. В результате исследований появились наши новые продукты — струйные принтеры и МФУ, использующие однокартриджную технологию. Эта технология стала частью нашей стратегии «легкости», позволяет печатать снимки, текст, графики (цветные и черно-белые) с помощью одного картриджа.


Примечание редактора. Применение одного картриджа в цветном струйном принтере — не открытие Lexmark. Другие производители использовали и используют его. Но один картридж обладает двумя существенными недостатками. Первый — если закончатся чернила одного цвета, то заменять придется весь картридж. Второй — если картридж трехцветный, то для получения черного текста смешиваются чернила всех цветов; в результате получается «не очень» черный цвет, а расход чернил повышается. Поэтому в офисных и профессиональных принтерах используются раздельные картриджи для каждого цвета. Но в домашних принтерах, к тому же предназначенных для фотопечати (при которой расход чернил разных цветов примерно одинаков), применение одного картриджа действительно упрощает эксплуатацию принтера и несколько снижает его стоимость.


В погоне за первенством


Особенности региональных рынков принтеров и МФУУ любого перспективного изобретения рано или поздно появляются последователи. И тенденция последних лет такова, что скорее рано, чем поздно они появятся. Изобретателю новинки практически не остается времени на то, чтобы почивать на лаврах еще и потому, что исследования и развитие — достаточно долговременный процесс, иногда намного более долговременный, чем потребление продукта. Должны быть проведены исследования, продуман вид продукта, место и средства для его производства, налажен контакт с компанией, которая будет заниматься производством. С момента, когда вы решили внедрить новый продукт, до момента выхода этого продукта на рынок проходит минимум 18 месяцев. Поэтому если наши конкуренты надумают прибегнуть к такой же стратегии или производству аналогичных продуктов, мы все равно будем впереди, так как у нас уже будут эти 18 месяцев.


Мы постоянно инвестируем в новые разработки, новые поколения существующих продуктов. Традиционно мы вкладываем 6% нашего годового дохода в исследования и развитие.


Важная тенденция рынка — рост спроса на МФУ. В Западной Европе доля многофункциональных устройств на рынке за один год (с 2003 по 2004 г.) подскочила с 26 до 39%. И еще остаются очень большие возможности для роста. Также, по нашим прогнозам, в 2006 г. цветные МФУ будут занимать 53% рынка многофункциональных устройств — этот сегмент также очень быстро растет. Поэтому цветные устройства и МФУ вообще — направление, в которое в средне- и долгосрочной перспективе мы собираемся вкладывать большие средства.


Сейчас потребители уже хотят легко печатать фотографии с мобильных телефонов. Поэтому в начале следующего года мы планируем запустить продукт со специальным адаптером, чтобы это стало возможным.






Паспорт продавца домашней фотопечати


Седрик Хамель, региональный менеджер компании Lexmark в странах СНГ и Балтии. Родился в г. Аррас (Франция) в 1970 г. Окончил Нормандскую бизнес-школу во Франции по специализации «менеджмент». Работает в Lexmark с 1995 г. Женат, имеет двух детей. Хобби — зимой катается на горных лыжах, летом ходит под парусом, независимо от времени года — бегает. Смысл жизни видит в том, чтобы найти баланс между профессиональной и личной жизнью, получать удовлетворение от работы, развивая долгосрочные деловые отношения, построенные на взаимном уважении и доверии.


Компания Lexmark International — один из мировых лидеров в области разработки, производства и поставки решений печати, включая лазерные и струйные принтеры, многофункциональные устройства, сопутствующие расходные материалы и услуги для корпоративных и домашних пользователей.


Компания создана в 1991 г. на базе подразделения по разработке и производству средств информатизации корпорации IBM, которое было преобразовано в независимую компанию. Штаб-квартира компании находится в Лексингтоне (штат Кентукки, США), ее филиалы расположены в 150 странах мира. В 2004 г. доход компании составил более $5,3 млрд.






И цифра будет править миром


Количество напечатанных цифровых снимков вырастет с 15,4 млрд. в 2003 г. до 66 млрд. в 2007 г., прогнозируют специалисты исследовательской компании IDC. В том же 2007 г. на печать отправится больше цифровых снимков, чем сделанных пленочными фотоаппаратами. Количество фотографий, снятых на пленку, за 2004-2007 гг. сократится в среднем на 8%. Рынок фотопечати приспосабливается к новым условиям, расширяя количество услуг по обработке цифрового фото, в том числе предлагая посылать снимки на печать через Интернет. Кроме того, в США, к примеру, работают уже десятки тысяч киосков самообслуживания, где можно отредактировать и отправить на печать цифровые снимки непосредственно с карт памяти. В целом же, по оценкам IDC, благодаря росту потребительского спроса объем мировых поставок цифровых фотокамер в 2008 г. превысит 100 млн. единиц.


Все конкуренты смотрят в одну сторону


Компания Hewlett-Packard остается лидером рынка цифровых устройств печати и обработки изображений. Чтобы сохранить свои позиции, HP старается предугадать дальнейшее развитие рынка. По информации агентства IDC, в Западной Европе продолжается взрывной рост продаж цифровых камер, который стабилизируется лишь к 2006 г. На рынке струйных принтеров наблюдается тенденция к переходу на МФУ. Уже в нынешнем году многофункциональные устройства обгонят обычные принтеры по объему продаж. В России в 2004 г. поставки МФУ выросли почти в 4 раза — до 240 тыс. штук, 56% из которых носят логотип HP. Согласно результатам опросов чуть более 50% пользователей твердо намерены в ближайшем будущем печатать снимки дома, а не нести в фотоателье. Поэтому именно рынок домашней фотопечати сулит хорошие прибыли производителям в течение ближайших 3-5 лет. Исходя из таких прогнозов HP решила уделить повышенное внимание именно домашней фотопечати.


Принтеры и МФУ являются одним из трех ключевых направлений бизнеса и компании Epson в области визуализации, заключенной в стратегии «Три И»: помимо «Изображения на бумаге», это «Изображение на экране» (проекторы) и «Изображение на стекле» (дисплеи).


Наилучшие перспективы — у цветной лазерной печати


По оценкам исследовательской компании Gartner, в 2005 г. объем мирового рынка принтеров и МФУ вырастет на 7,8% по сравнению с 2004 г. и составит 124,7 млн. единиц. В денежном выражении доход производителей достигнет $59,7 млрд., что на 4,5% выше уровня 2004 г. Эксперты пророчат мировому рынку печатающих устройств стабильный рост на протяжении всего прогнозного периода — по 2009 г. включительно. К концу 2009 г. объем мировых поставок этих устройств достигнет 148,9 млн. ед., а доход производителей — $60,7 млрд. Самые высокие темпы роста продемонстрируют сегменты цветных лазерных принтеров и цветных лазерных МФУ.

Залишити відповідь