Наиболее активными пользователями банковских услуг являются потребители в возрасте 21-44 лет с личным доходом свыше 1000 грн. в месяц. Это государственные служащие, служащие частных компаний и собственники бизнесов. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Украинские банки глазами потребителей», которые в конце октября представила компания «MASMI Украина». Его целью было изучение поведения потребителей в сфере банковской деятельности, а также их отношение к украинской банковской системе в целом. И хотя результаты исследования, конечно же, не претендуют на истину в последней инстанции, обозначенные им тенденции все же заслуживают внимания.
В частности, исследование показало, что за последний год только 43% взрослого городского населения пользовались теми или иными банковскими продуктами (не считая оплаты коммунальных услуг). Причем наиболее известные из них — кредитование, использование платежных карточек. Важный момент: для пользователей услуг украинских банков гораздо важнее дешевые кредиты (42% опрошенных), нежели более выгодное размещение средств на депозитах (37% респондентов). Это очень важная тенденция, свидетельствующая о том, что украинцы уже психологически готовы повышать потребление даже за счет заемных средств (к чему ранее относились с большой осторожностью).
Наиболее известны украинским потребителям банки «Аваль» (59% опрошенных) и ПриватБанк (54%). Вместе с тем услугами «Аваля» в нынешнем году пользовались 26% опрошенных, а ПриватБанка — 43% респондентов. «Такое несоответствие степени известности и потребления услуг должно стимулировать банки к более эффективной работе со своей целевой аудиторией», — считает Олег Соснюк, руководитель отдела качественных исследований компании «MASMI Украина». Исследователи также отмечают, что 42% опрошенных удовлетворены качеством услуг, предоставляемых банками. Однако на вопрос «Что может произойти, если в Украине начнут активно работать зарубежные банки?», 62% респондентов ответили: «банковский сервис улучшится». По мнению О. Соснюка, это свидетельствует о наличии у потребителей скрытых неудовлетворенностей сервисом украинских банков.
Упомянутое исследование проводилось в конце августа — начале сентября 2005 г. по стандартной технологии омнибус. В ходе исследования было опрошено 2000 респондентов в возрасте 18-64 года из 52 городов.