Если еще несколько лет назад инвестирование украинских компаний в иностранные активы трудно было представить, то сейчас таких примеров становится все больше, и многие из них довольно успешны. В период экономической и политической нестабильности вопрос диверсификации источников дохода особенно актуален. В целом инвестирование за рубеж дает компании:
1) возможность уйти от высоких рисков ведения бизнеса в Украине;
2) доступ к новым рынкам сбыта (к потребителям с высокой покупательной способностью);
3) большую вероятность получения финансирования на мировых рынках капитала;
4) доступ к новым технологиям (по мировым стандартам) ведения бизнеса.
Такие приобретения, как Huta Czestochowa в Польше или Dunaferr в Венгрии «Индустриальным союзом Донбасса» известны всем. О том, что эти покупки — не единичные случаи, можно узнать только из рассказов предпринимателей. Причем предпочтения в данном процессе отдаются в первую очередь странам ЕС. Подобный выбор вполне логичен. Валюта — стабильная, размер экономики практически приближается к размерам экономики США, рынки капитала — ликвидные, а защита права сильна, как нигде в мире, утверждает журнал The Economist. Дополнительным плюсом является также географическая близость европейских государств. Но чтобы инвестиции в Европу стали успешными, необходимо учитывать массу факторов. Дополнительную сложность вносит и тот факт, что условия ведения бизнеса в европейских странах существенно отличаются. Какие факторы влияют на прибыльность инвестпроекта, где лучше разместить производственные мощности, сколько реально придется отдать в виде налогов гостеприимному правительству с полученной прибыли в тех или иных странах — ответы на эти и другие вопросы в своих исследованиях дали экономисты консалтинговых компаний McKinsey (стр. 46) и C. D. Howe Institute (стр. 54). Глобальные выводы о качестве бизнес-климата дополнены практическим опытом осуществления самого процесса инвестирования на примере отечественной компании «Реста», еще в 2002 г. открывшей ресторан в Праге (стр. 56), и компании Toyota, построившей в конце 1990-х гг. завод во Франции (стр. 52).
Экономисты McKinsey оценили европейские экономические реформы с точки зрения факторов, влияющих на условия ведения бизнеса.
В сентябре нынешнего года консалтинговая компания McKinsey провела исследование условий ведения бизнеса в европейских странах. Его результаты опровергают расхожее мнение о всей Европе как о части света, где нет экономического роста, с развитой бюрократией и обременительными социальными льготами (хотя для некоторых стран эти факторы остаются актуальными). Основной итог — бизнес-климат в государствах, входящих в ЕС, существенно отличается. И есть страны, предлагающие привлекательные условия для инвестирования даже для новичков.
Не в финансовых стимулах счастье
В Европе есть страны с привлекательными условиями ведения бизнеса и свободные ниши на рынке.
Проведя опрос топ-менеджеров, чьи компании уже инвестировали в другие страны, экономисты McKinsey выделили пять факторов, оказывающих решающее влияние на успех инвестиционного проекта. Перечень факторов неожиданностей не принес. А вот их расположение в порядке важности влияния на прибыльность инвестпроектов стало сюрпризом. Из пяти факторов финансовые стимулы (налоговые каникулы, сниженные ставки налогообложения и т. п.) оказались на последнем месте, получив поддержку только у 15% опрошенных. Треть руководителей считают важнейшим фактором высокое качество внутренней инфраструктуры (развитие транспортной системы, связь). На втором-третьем местах — условия рынка труда и качество регуляторной политики (эти факторы на первое место поставили 25% опрошенных топов). Доступность сообщения со страной, в которую вложены инвестиции, воздушным транспортом высоко оценили 21% руководителей.
Учитывая, что в Европе инфраструктура отлично развита (континент славится качеством дорог, а по количеству аэропортов занимает первое место в мире), исследователи более детально изучали рынок труда и регуляторную политику стран Европейского Союза.
Регуляторная политика в Европе: пессимизм преувеличен
Государственное регулирование в странах Европы призвано сохранить уникальную европейскую культуру, традиции и стиль жизни. Однако для развития бизнеса, особенно иностранного, оно служит сильным сдерживающим фактором. Например, по всей Европе маленькие магазинчики, которые являются наследственным семейным бизнесом, защищены налоговыми льготами и законами о местном самоуправлении. В Германии часы работы магазинов строго лимитированы, таким образом это препятствует обслуживанию потребителей в удобное для них время, а также созданию новых рабочих мест в случае, если бы эти магазины были открыты большую часть дня. А в Португалии собственники отелей вынуждены нанимать определенное законодательством количество персонала в каждой категории.
И хотя консультанты отмечают наличие подобных законодательных ограничений для ведения предпринимательской деятельности, Европа на фоне остальных стран, привлекающих иностранные инвестиции, выглядит достойно. Их вывод: по эффективности государственного регулирования Европа уступает только Японии и США. Производительность европейских компаний — 70 из 100% возможных при существующем государственном регулировании. Для сравнения: в Индии, одном из мировых лидеров по привлечению прямых иностранных инвестиций, этот показатель составляет только 13 из 100% возможных. Более того, только меняя правила игры со стороны государства, производительность можно увеличить еще на 27%. И Европа все активнее движется в этом направлении. Цель европейских реформ на современном этапе — унификация законодательства для всех стран Союза и улучшение бизнес-климата. Практически все страны Восточной Европы реформируют свое законодательство с целью либерализации рынков и уменьшения государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Но страны, входящие в ЕС, не меняются в унисон, утверждают консультанты компании McKinsey. Конечно, одни члены Союза покажут другим пример достижения более эффективных экономических показателей. Как доказывают экономисты, если одна страна принимает более прогрессивные изменения, то другие следуют за ней. В этом сила объединенной Европы. Но бизнес не может ждать окончания реформ. Поэтому консультанты советуют вкладывать деньги в те страны, которые уже сегодня могут предложить оптимальные правила игры.
Бизнесу не хватает «крыши»
Несмотря на забастовки, протесты и демонстрации, реформы трудового законодательства идут в Европе полным ходом.
На фото: многотысячная забастовка в Испании, организованная профсоюзами, направлена против реформы закона о пособии по безработице.
Сложности для бизнеса в Европе, по мнению консультантов, возникают в основном благодаря существующей практике земельного регулирования и трудового законодательства. Нехватка свободных земель особенно остро чувствуется в перенаселенной Европе. А желание сохранить редкой красоты многочисленные архитектурные ансамбли заставило европейцев ввести строгие правила по использованию недвижимости. Это привело к высоким ценам на нее, а также обилию регуляторных процедур. Получение разрешения на строительство новой фабрики может занять от нескольких месяцев до года. А сама стоимость строительства увеличивается из-за необходимости получения различных разрешений и лицензий (за каждую лицензию нужно платить). Такие сложности встречаются как при строительстве нового здания, так и при покупке недвижимости на вторичном рынке. Часто местные власти медлят с выдачей разрешений под давлением компаний, уже оперирующих в данной местности. Таким образом компании стараются препятствовать появлению нового конкурента. Во Франции регистрация на юридическое лицо только что приобретенной недвижимости занимает в среднем 200 дней и требует прохождения десяти различных процедур. В Германии если компания хочет переоборудовать уже построенное здание для своих нужд, необходима специальная лицензия. А если это здание хотят переоборудовать под магазин, то сложная процедура получения еще одной лицензии обеспечена. Например, французская сеть супермаркетов Carrefour и шведская компания по производству и продаже мебели IKEA столкнулись с серьезными трудностями в поиске новых площадей для своих магазинов.
Но есть страны, в которых реформы в этом направлении проводятся, и весьма успешно. На них McKinsey советует обратить внимание при выборе страны инвестирования. Так, в Швеции процедура оформления недвижимости занимает всего два дня. Земельное законодательство было реформировано также и в Нидерландах. Девелоперы смогли по упрощенной процедуре приобретать большие участки на землях, отвоеванных у Северного моря, на которых сейчас идет бурное строительство. Так что если инвестпроект нуждается в аренде больших площадей, консультанты советуют обратить внимание на страны Северной Европы.
Персонал — иллюзия богатого выбора
Следующий фактор, который создает проблемы в ведении бизнеса в Европе, — трудовое законодательство. Если американский рынок труда считается чудом гибкости (по информации журнала Economist, он создает и аннулирует около 30 млн. рабочих мест в год), то в европейских странах комбинация из сильных профсоюзов, социального законодательства, регуляторной политики приводит к установлению более высоких зарплат, чем в случае определения их размера исключительно рынком. Так, в Европе минимальная зарплата в два раза выше, чем в США. И как следствие, американские ритейлеры могут позволить себе нанимать на 50% больше персонала, чем их французские коллеги. Именно этот факт и способствует более высокой безработице в Европе (на сентябрь текущего года в странах Европейского Союза насчитывалось 17 млн. безработных). Европейская точка зрения, что каждый, кто работает полный рабочий день, должен иметь возможность содержать не только себя, но и свою семью, может, социально и справедлива. Но уж точно не способствует развитию бизнеса.
С процедурами найма работников также есть проблемы. Как отмечают консультанты, например, французские работодатели должны содержать небольшую армию юристов для изучения запутанного трудового законодательства. Наверное, благодаря подобному трудовому законодательству европейские фирмы, по подсчетам американской консалтинговой компании Forrester, потеряют до 2015 г. 118712 рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности, что на 70% больше, чем США, которые потеряют 74642 рабочих места в пользу развивающихся стран.
Экономисты из McKinsey, изучив качественный состав европейских специалистов, пришли к выводу, что большинство выпускников университетов стран Центральной и Восточной Европы вполне подходят для работы в многонациональных компаниях. Для сравнения: в Индии и Китае таких насчитывается только 10% от общего числа получивших дипломы. Чехия, Польша, Венгрия, а также Россия вместе насчитывают столько же англоговорящих инженеров, сколько и Индия, население которой в пять раз превышает население перечисленных стран. С учетом того, что средняя безработица по 25 странам ЕС среди молодежи составляет 18,7%, упомянутые выше цифры могут создать иллюзию богатого выбора рабочих рук. Но это заблуждение — существующий инвестиционный бум создаст дефицит специалистов. Консультанты McKinsey предсказывают такой дефицит для Чехии уже в начале 2006 г. Поэтому они советуют компаниям при выходе на рынки других стран не смотреть на общее число специалистов с высшим образованием, а на соотношение спроса и предложения на местном рынке труда. Высокий спрос на квалифицированные кадры будет давить на уровень оплаты труда, и компания может не уложиться в запланированный уровень затрат.
Выгоднее нанимать работников через частные агентства
Но ситуация с подбором персонала в Европе все-таки не безнадежна. Во-первых, компании могут с выгодой воспользоваться услугами частных агентств, в которых работают более двух миллионов человек. Через такие агентства можно нанять работника на небольшой срок. И скорость поиска нужного специалиста намного выше, чем если этим заниматься самостоятельно. Кроме того, все социальные льготы платит агентство, а не компания. Также законодательство по всей Европе требует, чтобы работодатель платил новому работнику зарплату и социальные льготы не меньше, чем тому, кто работал на этом месте до него. Альтернатива — увольнение, которое обходится компании еще дороже. А если воспользоваться услугами агентства, то в увольнении нет необходимости. Работника можно вернуть агентству в любой момент. Хотя при использовании таких посредников в странах с жестким и зарегулированным трудовым законодательством (Германия, Италия и Испания) существуют определенные ограничения. К примеру, в некоторых отраслях промышленности (строительство в Германии и Бельгии) компании не могут воспользоваться услугами подобных агентств.
Во-вторых, у инвесторов есть и другой выход — выбрать страну, в которой в результате реформ отношения работодателя и работника стали более либеральными. Реформы трудового законодательства в Дании, Швеции и Испании уже дали свои плоды, к тому же помогли снизить безработицу (в Испании — на 40% за последние 6 лет). Важно, что вследствие их проведения работодатель и наемный работник получили возможность обсуждать условия контракта (ранее закон их четко диктовал). Также реформы на 60% уменьшили содержание, которое обязан выплатить работодатель, увольняя специалиста. Частичные реформы произошли и во Франции, где был упрощен трудовой договор. Согласно нововведению компания, насчитывающая меньше 20 работников, имеет право на упрощенную процедуру увольнения сотрудника в течение первых двух лет работы. Подобный шаг может стать сильным стимулом для развития мелкого бизнеса (хотя и вызвал шквал протестов со стороны тех, кто воспринимает такие инициативы правительства как угрозу своим защищенным рабочим местам).
Межнациональные инвестиции будут расти Чарльз Хилл, профессор международного бизнеса в Школе бизнеса при Вашингтонском университете, автор книг по стратегическому менеджменту и международному бизнесу, консультирует такие компании, как Boeing, Microsoft, ATL (эксклюзивно для «&»): Инвестиционный потенциал страны зависит от многих факторов. Но в конечном итоге выбор страны инвестирования должен основываться на оценке ее долгосрочного прибыльного потенциала (чтобы рассчитать потенциальную прибыль для бизнеса на многие годы вперед). Этот показатель зависит не только от уровня благосостояния (покупательной способности) потребителей на данном рынке, но и таких факторов, как размер рынка (в демографических показателях) и вероятные доходы покупателей в будущем. Особенно впечатляющий потенциал в этом плане имеют страны Восточной Европы. Даже несмотря на то что уровень дохода на душу населения у них отстает от развитых стран, а следовательно и покупательская способность. Потому что, осуществляя инвестиции на ранних этапах в страны, которые в данное время являются бедными, но быстро развиваются, фирма может воспользоваться так называемыми преимуществами первопроходца, которые дадут им возможность получить большие дивиденды в будущем. Ведь экономический рост в этих странах будет высоким. Намного выше, чем в среднем в мире, не говоря уже о государствах Западной Европы. Страны, только вошедшие в Европейский Союз, будут стараться догнать передовые экономики в развитии. Этот эффект (catching up effect) будет, по моему мнению, доминирующим еще два десятилетия. А значит, поспособствует и бурному развитию бизнеса. Особенно хочу отметить Польшу, Венгрию и Чехию. Они уже проделали неплохую работу для снижения рисков ведения бизнеса (привлекательность страны как потенциального рынка для международного бизнеса зависит от сбалансирования прибылей, расходов и риска, связанного с ведением бизнеса в конкретной стране). Другим еще предстоит пройти этот путь. Но потенциал огромный. Если, конечно, держать инфляцию под контролем, что актуально для всего мира. И как только правила ведения бизнеса обретут четкие очертания, наступит стабильный экономический рост, которым и смогут воспользоваться компании-инвесторы.
— Разрабатывая стратегические планы, компании рано или поздно становятся перед необходимостью расширения за границы своей страны. Это естественный ход развития успешной компании. Инвестирование за рубеж циклично (пик последнего цикла пришелся на 2000 г.), и сейчас этот процесс снова на подъеме. Долгосрочный тренд четко указывает на дальнейший рост межнациональных инвестиций, поэтому компаниям самое время подумать о расширении за рубеж.