Для расчета реальной ставки налогообложения доходов от инвестиций в европейских странах экономисты консалтинговой компании C.D.Howe Institute учли все законодательные нормы и правила ведения бизнеса.
Выбирая страну для осуществления инвестиций, финансовым менеджерам необходимо проанализировать огромный массив информации. Виды налогов во всех странах настолько многочисленны и запутаны, что, как подсчитали экономисты на примере США, если заменить все федеральные и местные налоги плюс налог на доходы корпораций одним фиксированным сбором, то это позволило бы дополнительно влить в экономику более $2 трлн. Кроме внушительного числа местных и общенациональных налогов, важное значение имеют также нормы закона о налогообложении прибыли предприятий, используемые в стране. Они напрямую влияют на величину валовых затрат и, как следствие, на размер прибыли. Именно поэтому при выборе страны для осуществления инвестиций финансовые менеджеры обычно используют только один показатель из всей системы налогообложения предпринимательской деятельности — налог на доходы корпораций. Но такой подход может привести к неправильным в корне результатам, считают экономисты канадской консалтинговой компании C.D.Howe Institute. Учитывая все факторы, влияющие на налогообложение инвестиций, экономисты рассчитали так называемую маржинальную эффективную ставку налога на инвестиции. Эта ставка показывает ту часть доходов корпораций, которую они реально заплатят с полученных в чужой стране доходов.
Налог «в натуре»
Маржинальную эффективную ставку налога на инвестиции экономисты C.D.Howe Institute рассчитали следующим образом: уменьшение рентабельности в результате действия фактора налогообложения делится на рентабельность инвестиций без учета налогообложения (прибыль до/после налогообложения делится на объем инвестиций). При этом она взвешена на уровень риска и на уровень инфляции в стране. Так как рентабельность в производстве и сфере услуг может существенно отличаться, то экономисты просчитывали их отдельно. Ставки, приведенные в таблице, рассчитаны на основе показателей по состоянию на сентябрь 2005 г. Но эксперты предупреждают, что некоторые данные, положенные в основу расчетов, могут измениться уже в ближайшее время.
Во-первых, это произойдет вследствие снижения законодательно определенных ставок налога на доходы корпораций (такой процесс происходит не только в Европе, но и по всему миру). Уже в 2005 г. Нидерланды снизили ставку налога на корпорации с 34,5 до 31%. До 2007 г. эта страна намерена снизить ставку до 30%, и тогда реальные налоги составят 16,5%. Аналогичный шаг планирует предпринять Финляндия. Ставка налога на корпорации будет снижена в ближайший год на 3%, и тогда эффективная ставка налога на инвестиции составит для страны 17,5%.
Во-вторых, согласно расчетам экономистов Credit Suisse First Boston, инфляция в еврозоне может превысить 3% в текущем году. То есть будет превышать показатель, который был заложен при расчете эффективной маржинальной ставки налога. Это может произойти благодаря высоким ценам на нефть, хотя индекс базовой инфляции (исключая часто меняющиеся цены на питание и энергоносители) не превысит 2%.
В целом налог, который платят корпорации с дохода от инвестиций за рубеж, зависит от множества факторов — ставок амортизации, метода учета запасов, ставок местных налогов. Некоторые страны устанавливают совершенно неожиданные дополнительные поборы, как, например, налог на финансовые трансакции, или дополнительный налог на инвестиции в машиностроение в Китае. Также напрямую влияет на оставшийся в распоряжении предприятия размер прибыли то, что законодатель разрешает отнести на валовые затраты.
В восточноевропейских странах в отличие от Украины предпринимателям нет необходимости доказывать, что понесенные расходы связаны с ведением бизнеса. Именно это и привело к привлекательно низкой эффективной ставке налога. А Швеции удалось снизить эффективную ставку из-за разрешения на ускоренную амортизацию. По подсчетам экономистов, наиболее благоприятный режим инвестирования с точки зрения налогообложения — в Ирландии, Исландии, Словакии и, как это не удивительно, в Швеции, стране, известной значительными социальными пособиями и высокими ставками налогов. Особенно поразительное отличие между ставкой налога на доходы корпораций и эффективной ставкой для Словакии и Чехии. Отсутствие дополнительных налогов, демократический подход к формированию состава валовых затрат, разрешение на ускоренную амортизацию снизили первоначальную цифру практически на 10%. В Германии же высокие муниципальные налоги усугубляются неадекватными современным стандартам бухгалтерского учета правилами подсчета запасов на складе, не позволяющими учитывать инфляцию (не предусмотрена индексация остатков на складе).