Польша имеет шанс примирить популистские и либеральные тенденции в своей политике, представив решение неотложных институциональных проблем как популярные реформы.
На прошедших в октябре парламентских и президентских выборах в Польше мы увидели конец карьеры левой партии бывших коммунистов, которая в основном господствовала в стране с 1995 г. Но провал левых не означает, что у правых есть последовательная экономическая программа, так как победившая коалиция партий «Право и справедливость» и «Гражданская платформа» разрывается между либеральными и популистскими инстинктами.
Если популистские лозунги станут политикой, то правительственные расходы, вероятно, увеличатся, что усугубит уже и без того плохое финансовое положение Польши. Цены начнут расти. Но еще хуже то, что растущие расходы на социальные нужды не изменят ошеломляющий 17,5%-й уровень безработицы в стране. Любая надежда на быстрый переход на евро будет разбита.
То, что нужно Польше больше всего, — это финансовая дисциплина и рыночные реформы, в том числе смягчение жесткого трудового законодательства, которое препятствует созданию рабочих мест. Но могут ли политические круги проявить свою волю для возобновления реформ в правительстве, которое наполовину является либеральным, а наполовину — популистским?
Обязательство как можно быстрее перейти на евро могло бы послужить своеобразным трамплином, как, например, вступление в ЕС, которое стало своего рода толчком в 1990-х гг. Такая стратегическая цель обеспечила бы оправдание разумной фискальной и валютной политики. А учитывая желание поляков считать себя полноправными членами Евросоюза, она укрепила бы политическую поддержку такой политики.
Кроме того, обязательство вступить в зону евро будет иметь положительные эффекты избытка. Это укрепит ожидания конвертируемости национальной валюты, что будет означать более низкий риск для инвесторов. Данный риск также ослабит ожидания роста цен и уменьшит процентные ставки, что в свою очередь ускорит снижение прибыльности польских правительственных облигаций до сопоставимых уровней в ЕС, увеличивая финансовую стабильность.
В то время как текущая прибыль от 10-летних польских правительственных облигаций, составляющая 4,7%, кажется близкой к достижению уровня долгосрочных процентных ставок, соответствующих Маастрихтскому соглашению, их жизнеспособность будет зависеть от перспектив фискальной политики и общего кредитного риска. Более стабильные финансовые рынки и менее изменчивый курс обмена относительно евро принесут много преимуществ. Наиболее важно то, что риск более низкого курса обмена повысит как внутренние, так и внешние прямые инвестиции, тем самым помогая уменьшить безработицу.
Таким образом, необходимо, чтобы новое правительство подготовило — в сотрудничестве с национальным банком Польши — всеобъемлющую программу для того, чтобы направить курс фискальной и валютной политики к цели вступления в зону евро.
Хотя пока нет необходимости в том, чтобы сразу же устанавливать курс обмена злотого при вступлении в зону евро. Означенная программа должна включать в себя формулу для расчета курса. Если финансовые рынки сформулируют и сообщат общественности, как станет определяться курс обмена, то, когда придет время, они будут в состоянии более точно предсказать конкретную ставку-ориентир. Это уменьшит возможности для валютных спекуляций и риски при переходе на евро. В свою очередь это будет способствовать понижению рыночных процентных ставок, так как их уровень всегда содержит в себе плату за риск невыгодного обменного курса.
Экономисты почти не сомневаются в том, что вступление в зону евро принесет Польше устойчивую чистую прибыль. Оно снизит операционные издержки и повысит производительность труда. Но так произойдет, если будут ликвидированы серьезные институциональные проблемы. К ним относятся правовые препятствия для мобильности рабочей силы, сложность системы налогообложения, находящейся под давлением непомерных ставок и открытых лазеек, и не отвечающая современным техническим условиям инфраструктура дорог. Каждая из этих проблем должна рассматриваться новым правительством как срочный вопрос, и каждую при умелом обращении можно «продать» общественности как тип популярной реформы, которую примут люди.