Сила предощущения богатства

Стремление становиться «богатым, как сосед» может быть и разрушающим, и созидающим социально-экономическим фактором. Вопрос только в том, с кем и когда мы сравниваем.





















Кто богаче: вы или я? Пока у нас обоих достаточно средств для комфортной жизни, этот вопрос не должен иметь особого значения. Но иногда такие сравнения гложут нас. В эпоху глобализации, с ее быстрым экономическим ростом в одних областях и застоем в других, с телевидением и Интернетом, дающими нам возможность увидеть, как живут другие, эти сравнения становятся все более и более важным фактором в мировой экономике.


Социальный психолог Леон Фестинджер утверждал, что сравнивать людей по их успеху — фундаментальная мотивация человека, присутствующая в любом обществе и во всех социальных группах. Каким бы ни было мерило успеха — будь то богатство, способности или просто личное обаяние — люди склонны больше всего интересоваться сравнением с теми, кого они видят регулярно и чьи достижения находятся примерно на одинаковом с ними уровне.


В новой значительной работе по данной теме профессора Гарварда Бенджамина Фридмана Moral Consequences of Economic Growth («Моральные последствия экономического роста») подробно описывается, каково значение ощущений, порождаемых этими сравнениями, для социальной гармонии и успеха нашей экономики. Фридман утверждает, что сравнения по богатству более опасны для общества, если оказывается, что богатые принадлежат к другой расе или этнической группе. В таком случае сравнения приобретают политическую окраску и вносят свой вклад в социальный конфликт, что обычно приводит к ухудшению экономических результатов.


Экономист Альберт Хиршман однажды уподобил общество, разделенное на явно отличные друг от друга группы, многорядной автомагистрали, где люди не в состоянии перестроиться из ряда в ряд. Когда движение застопорилось и больше не движется никто, мы склонны примириться с ситуацией. Если же транспорт затем начнет двигаться в другом ряду, то все с восторгом приветствуют перемены. Даже если мы все еще стоим, мы симпатизируем тем, кто движется, считая, что и мы скоро также начнем двигаться. Но если мы продолжаем стоять, восторг в конечном счете сменяется раздражением и гневом.


Ключевым озарением в книге Фридмана является фундаментальная важность двух видов сравнений, с помощью которых люди оценивают собственный успех: сравнения с собственным прошлым опытом и сравнения с другими людьми, которых они видят вокруг себя. Когда экономический рост не очень уверенный и люди больше не видят улучшений по сравнению с прошлым опытом, первое сравнение становится более важным, и его начинают использовать миллионы людей.


Но если спад затрагивает разные группы по-разному, особенно когда члены некоторых групп (справедливо или несправедливо) воспринимаются как более успешные, чем другие, второе сравнение также приобретает значение. Вспомните необузданный антисемитизм, возникший во время Великой депрессии 1930-х годов.
Конечно, это крайний пример, и снижение скорости экономического развития не обязательно приводит к брожению в обществе. В истории было много эпизодов, когда снижение темпов роста или даже упадок экономики происходили без каких-либо необычных социальных проблем.


Фридман прав, социальное сравнение — движущая сила человеческих тревог и конфликтов, но это утверждение столь же верно и тогда, когда экономика растет. Например, многие люди в Китае сегодня чувствуют большое психологическое напряжение, стремясь соответствовать ожиданиям, порожденным разговорами об экономическом чуде в их стране. Видя в своей среде других людей, чье богатство значительно, они тревожатся по поводу собственного личного успеха.


По мере продолжения роста и развития в государствах, находящихся на экономическом подъеме, наподобие Китая, люди станут все больше и больше сравнивать себя с более богатыми людьми в крупных городах своей страны. Успешные люди этих стран будут все больше и больше сравнивать себя с жителями других стран, которые воспринимаются как еще более успешные.


Вопрос в том, можно ли что-нибудь сделать для того, чтобы свести к минимуму риск таких волнений. Очевидно, спокойные темпы экономического роста в развивающемся мире ни настолько высокие, что готовят почву для последующего краха и ни настолько низкие, что ослабляют у людей чувство уверенного продвижения к лучшей жизни — содействовали бы обеспечению социальной и политической стабильности, способствуя дальнейшему росту. Но наряду с этим (что, возможно, еще важнее) люди должны верить, что живут в обществе, позволяющем им перестроиться в другой ряд и двигаться вперед быстрее, когда дорога свободна.

Залишити відповідь