Власть выставляет приоритеты

У правительства наконец-то появилась экономическая стратегия. Правда, еще недоработанная, и лишь на 2006 г. К тому же если выбранные властью приоритеты в экономике позитивно оцениваются экспертами, то возможности по их достижению вызывают сомнения.


Первые девять месяцев 2005 г. для Украины стали периодом постоянных шатаний в базовых вопросах экономической политики. Во многом эти колебания объяснялись тем, что у предыдущего правительства не было единой, четкой, системной и стабильной стратегии экономического развития. Конечно, еще рано говорить о том, что со сменой правительства такая стратегия появилась. В то же время на прошлой неделе Кабмин Еханурова на расширенном заседании представил на рассмотрение Президента Государственную программу экономического и социального развития Украины на 2006 г. Эта программа призвана стать идеологической основой для законодательной и исполнительной работы правительства на следующий год. И она уже подана специальным законопроектом на утверждение парламентом.


Прежде всего эксперты обращают внимание на то, что правительство не ринулось заявлять о важности всех 148 бюджетных программ, а выделило приоритеты экономического развития страны. Их оказалось шесть. И они напрямую связаны с достижением долгосрочной цели, коей, как определило Минэкономики, является существенное повышение конкурентоспособности экономики страны. Соответственно приоритетами в экономической политике-2006 г. станут:


развитие инструментов эффективной рыночной экономики.  В рамках данного направления правительство намерено, во-первых, полностью отказаться от административного регулирования цен на немонопольных рынках. Во-вторых, ввести мораторий на изменение налогового законодательства в 2006 г. (но будет идти подготовка Налогового кодекса, который должен вступить в силу с 2007 г.); полностью погасить долг по невозмещенному НДС (правда, как это будет сделано, правительство пока не объясняет); категорически запретить налоговикам собирать налоги наперед. Кстати, по состоянию на 4 ноября 2005 г. долг по  возмещеннию НДС превысил 2,05 млрд. грн., а переплата по налогам наперед за 10 месяцев составила 14,5 млрд. грн. Третья важная инициатива — предложение перейти на так называемое инфляционное таргетирование (определение целевых ориентиров инфляции);


развитие малого и среднего бизнеса.  По мнению Минэкономики, именно малый и средний бизнес должны гарантировать главный прорыв в повышении занятости и формировании среднего класса. Здесь многие механизмы реализации указанного приоритета уже знакомы. Это и объединение всех социальных сборов в единый социальный налог, и либерализация регуляторного режима, и внедрение «декларативного принципа» при осуществлении предпринимательской деятельности — то есть все те направления, по которым Президент Ющенко уже поручал работать правительству. Впрочем, анализ механизмов также свидетельствует о том, что к написанию программы серьезно приложил руку сам министр экономики Арсений Яценюк. В частности, в документе просматриваются его идеи о том, что бизнес нужно не дотировать и не вкладывать в него средства из госбюджета, а создавать эффективные механизмы для его кредитования (иначе говоря, дать бизнесмену в руки удочку, а не рыбу);


динамичное продвижение отечественных товаров и услуг на внешних рынках. И программа, и приоритеты написаны так, что чувствуется: авторы не сомневаются в том, что вступление Украины в ВТО произойдет либо уже в этом году, либо в самом начале 2006 г. Кроме того, в следующем году достижению поставленной цели должны способствовать получение Украиной статуса страны с рыночной экономикой, обновление механизмов защиты интересов отечественных производителей в соответствии с требованиями ВТО (в частности, разработка механизмов поддержки сельхозпроизводителя в рамках так называемого зеленого ящика ВТО). Интересно также, что региональный акцент в освоении и закреплении на новых рынках Минэкономики сделал на азиатских рынках (прежде всего Китай и арабские страны);


повышение конкурентоспособности реального сектора. Здесь Кабмин предлагает повысить эффективность и прозрачность работы государственных предприятий, усилить защиту миноритарного акционера, стимулировать спрос на инновационную продукцию;


инвестирование в точки роста. Первым инструментом для достижения данного приоритета значится увеличение капитализации госбанков, что в свою очередь должно обеспечить им возможность долгосрочного и дешевого кредитования. Также правительство намерено реформировать амортизационную систему для стимулирования бизнеса обновлять оборудование. Что касается самих точек роста, в их числе ракетно-космическая отрасль и самолетостроение, транспортная инфраструктура, судостроение и сельскохозяйственное машиностроение, ВПК. Правда, несмотря на заявления Президента, в перечень приоритетных отраслей почему-то не попали hi-teck и агропромышленный комплекс (и это при том, что страна значится в пятерке стран с самым большим количеством программистов на душу населения, а также владеет третью всего чернозема Европы). Вместо них — строительная отрасль и топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли правительство рассчитывает серьезно поддерживать (не ниже уровня 2005 г.) государственными инвестициями;


развитие региональной инфраструктуры, начиная с реформы жилищно-коммунального хозяйства и заканчивая строительством и капитальным ремонтом сельских дорог и школ.


Как заметил «&» один из советников Президента, приоритеты Госпрограммы сформулированы достаточно четко и понятно. В то же время есть значительные претензии к самой программе, которая во многом стала машинальным сбором программ всех министерств без учета их взаимного влияния. То есть чувствуется, что у министра экономики не было достаточно времени, чтобы полностью обновить и гармонизировать всю программу, которая начинала создаваться еще прошлым Кабмином. Потому неудивительно, что Президент, в целом одобрив ключевые приоритеты программы, попросил ее доработать.


Опрошенные «&» эксперты в целом также одобряют выделенные приоритеты, но у них существуют большие сомнения в обеспечении возможностей по эффективной их реализации на практике. Ведь чтобы добиться практического воплощения указанных приоритетов, необходимо обеспечить им соответствующую финансовую и инфраструктурную поддержку. Кроме того, еще неизвестно, какое правительство будет работать после парламентских выборов и какие у него будут приоритеты. Поэтому вряд ли предложенная стратегия будет полностью трансформирована в тактически грамотные шаги по ее реализации. 






Насколько обоснованы новые экономические приоритеты правительства?


Лев Парцхаладзе, глава наблюдательного совета ИК «ХХІ век»:
— Приоритеты сформулированы настолько широко, что охватывают практически всю работу правительства. Поэтому можно с уверенностью сказать, что они обоснованы — уйти от решения задач, которые подразумеваются под названными приоритетами, нельзя. В то же время, сколько бы приоритетов не называлось, работа по ним будет вестись, только если будет предусмотрено их финансирование в госбюджете.


Развитие инструментов эффективной рыночной политики необходимо, но ограничиваться «ограничением» мало. Такой подход не сработает, нужно четко определить курс на делегирование властных полномочий гипертрофированного бюрократического аппарата рыночным структурам и саморегулирующимся объединениям во всех отраслях экономики. Что касается моратория на налоговые изменения, то это логично: один из критериев инвестиционной привлекательности экономики — стабильное налоговое законодательство. Но подход должен быть продуманным: стоит ли объявлять мораторий на изменения, которые направлены на либерализацию налоговой политики, стимулирование предпринимательства и инвестиционного процесса?


Вопрос вступления в ВТО до настоящего времени не имеет однозначного ответа слишком много противоположных и достаточно убедительных точек зрения и «за», и «против». Данный вопрос стал предметом политической игры, и возможность объективного анализа, общественного диалога по нему сильно затруднена. Вероятно, за него следует браться только после завершения выборов.


Вызывает сомнение возможность инвестирования в точки роста путем увеличения капитализации госбанков. Если они и увеличат кредитование, то в основном на межбанке, поскольку для банка оно и более простое, и более прибыльное занятие, нежели кредитование товаропроизводителя. Тут можно рассматривать и другой подход — направить средства для помощи украинским производителям в получении кредитов иностранных банков, выходу их на международный рынок заимствований и акционерного капитала. Также огромное внимание стоит уделить воскрешению фондового рынка, давно уже пора принять нормальный Закон «Об акционерных обществах».


Сергей Щербаковский, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
— Заявленные приоритеты важны уже хотя бы тем, что впервые после «оранжевой революции» на уровне правительственной концепции говорится о стимулировании роста. Общая философия всех шести ориентиров Кабинета Еханурова как раз сводится к тому, что основной целью будет стимулирование экономического процветания, влекущее за собой повышение благосостояния граждан, а не наоборот. Это важный сигнал как для национального, так и для зарубежного бизнеса, приглашение к инвестированию в Украину. Вторым существенным отличием этих приоритетов от логики действий предыдущего правительства является акцент на поддержке экспортно-ориентированных отраслей. Бесспорно, внутренний рынок нужно всячески поддерживать, но решить задачи текущего экономического развития без создания благоприятных условий для экспортеров невозможно. И правительство демонстрирует понимание этого.


Можно только приветствовать идею государственных капиталовложений в инфраструктуру и технически наиболее передовые отрасли. Например, опыт Китая четко показывает, что без серьезного госфинансирования стратегически важных инновационных проектов их запуск невозможен. Частные инвесторы всегда подключаются к тем проектам, где уже заложен надежный фундамент их успеха. К примеру, российский проект освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае подразумевает, что бюджетные вложения в размере $4-5 млрд. откроют дорогу частному капиталу, готовому инвестировать еще $25 млрд. Думаю, после сверхуспешной продажи «Криворожстали» у Кабинета Еханурова будет прекрасная возможность проявить рыночный подход к использованию полученных средств: не пустить их на проедание, а вложить в поддержку инновационных «точек роста».


Ирина Павлюченко, эксперт Центра европейских и международных исследований:
— От Кабинета Еханурова давно ждали некоего программного документа. Во-первых, на фоне критики Президентом и его командой Ю. Тимошенко требовалось показать, «как нужно». А во-вторых, логика поиска точек соприкосновения с бизнесом накануне выборов требовала внятного месседжа о том, что рыночные ценности отныне будут незыблемым приоритетом.


Смущают некоторые пункты, похожие на предвыборные обещания вроде развития малого и среднего бизнеса как источника формирования среднего класса. Но в целом приоритеты полностью соответствуют нормальной либерально-рыночной повестке дня, которую давно ждали от Виктора Ющенко. Во многом ради такой программы правительства значительная часть бизнеса поддержала лидера «Нашей Украины» на президентских выборах. Теперь Ехануров пытается показать, что «болезнь детской левизны» излечена, и Украина пойдет на серию реформ, аналогичную центральноевропейским. Из того, что имеет наибольшую практическую ценность, стоит выделить мораторий на налоговые изменения в 2006 г. Выполнить это обещание Кабмину по силам хотя бы потому, что для его достижения просто нужно ничего не делать. Важным позитивом может стать увеличение капитализации госбанков, особенно если оно будет сопровождаться стимулированием этих банков более активно заниматься финансированием государственных инвестиционных проектов.


Учитывая личные взгляды на экономику Ю. Еханурова, А. Яценюка, наконец, самого В. Ющенко, можно ожидать, что заявленным ориентирам власть действительно будет следовать. Вопрос только в том, останется ли эта команда при власти после марта 2006-го. Значимость правительственных приоритетов заключается еще и в том, что закладывается платформа для будущей парламентско-правительственной коалиции с теми силами, которые также ориентированы на поддержку крупного отечественного бизнеса, экспортных отраслей и машиностроения.

Залишити відповідь