Мало предложить рынку избыточную массу марок. Мало отвоевать место на полке. Потребителя нужно привести к той полке, на которой находится продукт именно для него.
«Борьба за полку» стала чуть ли не ведущей битвой между производителями на сегодняшний день. Платятся деньги за дополнительное место под солнцем, придумываются немыслимые ухищрения в отношении упаковки — побольше бы товара разместить на меньшей территории. Изобретаются хитроумные дисплеи, товары подсвечиваются, озвучиваются и выносятся прямо, образно говоря, к ногам покупателя. А все ради чего? Чтобы его величество потребитель удостоил взглядом (а потом, возможно, и покупкой) именно этот, и никакой другой товар! А параллельно — расширяются и расширяются продуктовые линейки — опять же, чтобы побольше на полку было чего поставить. Где же предел этому? Как определиться, когда — хватит? И какова «пропускная способность» покупательской ориентации?
У лояльности тоже бывает сезонность
Андрей Василенко, директор бренд-консалтингового агентства Platforma:
— Пиво и водка являются наиболее часто потребляемыми напитками. Их аудитория шире, чем у вина и слабоалкогольных коктейлей. Соответственно инвестиции в продвижение водочных и пивных марок гораздо выше. Таким образом высокое спонтанное знание обусловлено двумя основными факторами:
•частота потребления. Потребитель чаще делает выбор и совершает покупку;
•рекламная активность. Потребитель чаще подвержен рекламному воздействию пивных и водочных брендов.
К тому же пивные и водочные бренды более четко спозиционированы в восприятии потребителя. Среди вин и коктейлей только несколько игроков в каждой категории отличаются последовательностью в формировании ценности бренда. В то время как в пивной, так и водочной категориях можно назвать до десяти марок, активно и последовательно формирующих свой образ. Это и нашло отражение в результатах исследований.
Андрей Длигач, председатель совета директоров MDN Group:
— Что касается пивного рынка, то высокий показатель знания — следствие значительной медиаактивности компаний-производителей. Несмотря на то, что ведущих производителей в Украине всего четыре, в портфеле каждого из них есть по несколько марок. Производители не только сегментируют рынок (ценовые уровни, географический критерий, принадлежность к молодежной аудитории и т. п.), но и стремятся с помощью товарной дифференциации удовлетворять различные вкусовые предпочтения. Это оправдано, поскольку рынок растет. Поэтому задача производителей понятна — привлекать новых потребителей (расширять рынок), формировать культуру потребления продукта, формировать предпочтение к марке.
Что же касается водочного рынка, здесь наблюдается совсем иная ситуация. Рынок насыщен и перебрендирован — более 60 брендов, претендующих на звание национальных! На такой стадии развития рынка как раз важно говорить о формировании лояльности потребителей. Появление новой марки не стимулирует развитие или рост рынка, но приводит к перераспределению рыночных долей. Затраты на продвижение у некоторых производителей зачастую просто не окупаются. Да, можно повлиять на знание марки. Но вот попасть в список выбора потребителя (где не может быть более пяти марок) крайне сложно. Для большей части регулярных потребителей водки выбор происходит между 2-3 марками.
Рынок вина находится только на стадии формирования. Пока еще он недостаточно структурирован, не сформирована потребительская культура. Поэтому и знание марок (не говоря уже о лояльности к ним) находится на низком уровне.
Что касается слабоалкогольных коктейлей, то здесь наблюдается подвижность целевой аудитории (молодежь). В отличие от других рынков алкогольных напитков здесь не приходится говорить о высокой и долгосрочной лояльности. Бюджеты на продвижение работают на один сезон, практически не давая эффекта в следующем. Поэтому знание марок у целевой аудитории практически не накапливается.