Что посмотреть
Александр Калягин приезжает на гастроли в Киев со спектаклем «Последняя запись Крэппа». Один из самых сильных режиссеров – Роберт Стуруа – поставил пьесу знаменитого абсурдиста Самуэля Беккета специально для Калягина, на его 60-летний юбилей и 10-летний юбилей организованного им театра ET CETERA. Так что этот моноспектакль для тех, кто является поклонником таланта одного из самых ярких театральных и киноактеров современности. Но зрителю следует быть готовым к тому, что на сцене он увидит непривычного Калягина и непривычного Беккета.
По словам самого актера, участие в спектакле стало для него своеобразным экспериментом, и он очень долго сомневался, прежде чем согласиться на предложение своего гениального друга-режиссера. Ведь Стуруа предложил ему сыграть одну из самых безнадежных ролей мирового репертуара. Опустившегося никчемного старика и неудавшегося писателя Крэппа, который накануне своего 70-летия прослушивает свой звуковой дневник тридцатилетней давности.
Для актера от природы подвижного, легко идущего на сценические шалости, непросто было взяться за роль, где надо шаркать по полутемной сцене, бормотать и вздыхать. Хотя за таким «сдерживанием» лицедейской природы очень интересно наблюдать из зала.
Для 60-летнего юбиляра Калягина согласие на эту роль стало вызовом самому себе. Доказательством, что он может все: возглавлять Союз театральных деятелей, руководить театром, заседать по культурным вопросам с президентом, вести телепередачу, но главное – он может держать зал в сложных философских спектаклях. Ведь пьесы Беккета трудны для понимания, их сложно ставить и в них сложно играть, потому что автор занимает позицию холодного наблюдателя, фиксирующего факты. Эмоциональной оценки их не предполагается ни в поведении, ни в репликах героев, а на сцене почти нет действия. Но Роберт Стуруа по-своему интерпретировал пьесу. Он сделал реалистичный спектакль о старости, которая и для сильных мира сего, и для слабых – всегда трагедия: «К старости обычно сказывается груз возраста, груз ошибок, которые совершаешь в молодости по недомыслию, по бесшабашности и т. д., – объясняет режиссер идею спектакля. – Они возвращаются роковым образом, и ты понимаешь, что все растерял незаметно для себя».
Чтобы воплотить свой замысел, Роберту Стуруа нужен был как раз такой актер, как Калягин. Актер с нестандартным способом воздействия на зрителя, отсутствием привычных штампов: «В Калягине сочетаются вещи несочетаемые: он может быть блестящим комиком, блестящим фарсером, но может быть и замечательным трагическим актером». А ставить знаменитую пьесу Самуэля Беккета следует только тогда, когда есть такой актер, на которого можно долго смотреть, даже если он ничего особенного не делает.
В калягинском Крэппе немало эксцентрического – воспаленные веки, красный нос, всклокоченные седины. Он выписан актером до мелочей. Калягин отмечает множество деталей одинокой бедной старости с ее жадностью, жалкостью и себялюбием. Тряпье, в которое кутается Крэпп, он носит так, как будто в жизни не надевал ничего другого. Садясь или вставая, делает небольшую остановку, как бы внутренне собираясь, чтобы не споткнуться. Облизывает губы – они сохнут от длинных речей. Постоянно прислушивается к чему-то внутри себя, делая мелкие неуверенные шажки, и часто спешит в туалет. Теряя нить памяти, забывая обыкновенные слова, сквернословя и ерничая, он пытается по своему магнитофонному дневнику вычислить те поворотные шаги, которые и привели его, когда-то удачливого и уверенного, к такому безнадежному финалу.
В этом моноспектакле у Калягина почти нет монологов. Он постоянно ведет диалог с самим собой 40-летним. И тембровый контраст между стариком-Калягиным и Калягиным, записанным на пленку, страшен. С пленки звучит вальяжный, богатый оттенками голос знающего себе цену мужчины средних лет, холодно и со вкусом анализирующего, как расставался с женщиной, как забыл о матери, как играл с собакой. А в ответ ему несется стариковский отчаянный крик: «Я мог быть счастлив!».
«Интеллектуальную авантюру» режиссера Стуруа поддерживала его знаменитая грузинская команда – художник Георгий Алекси-Месхишвили и композитор Гия Канчели.
Жилище старика Крэппа – то есть та метафорическая «обочина жизни», где он ведет свой безнадежный и безжалостный разговор с прошлым – представляет собой завораживающее зрелище. Это то ли свалка на окраине индустриального города, огороженная блестящей дырявой сеткой, то ли ангар самолета, в котором остался ненужный хлам, то ли космический пейзаж после крушения корабля: старые часы и холодильник, баскетбольная корзина с оборванной сеткой, роскошное дворцовое кресло рядом с ржавой жестяной бочкой. (Кстати, как рассказывает Александр Калягин, все вещи для оформления сцены Алекси-Месхишвили купил за копейки на блошином Измайловском рынке в Москве.) Такие декорации заставляют зрителя без лишних подсказок домыслить запах тлена и сырости. Но вместе с тем в этом жутковатом месте слышится не только грохот мчащегося вдалеке поезда, но и звучит космический саундтрек Гии Канчели, под который случаются театральные волшебства: под грязной скатертью обнаруживается яркий офисный стол; сами по себе раскрываются зонтики, раскачивается кресло-качалка, радиоприемник начинает играть очаровательную музыку, а в жилище старика тенью является молодая женщина, любовь его молодости. И куда-то ввысь улетает в финале спектакля его помятый котелок. Так, одна из самых тоскливых пьес мирового репертуара становится забавной печальной сказкой с легким налетом мистицизма и замечательным актером в центре.
Спектакль будет сыгран 10 и 11 июня в 19.00 на сцене Театра им. Ивана Франко.
Польские художники преобразили здание Центра современного искусства
Готовясь к открытию проекта «Погружение», организованного в рамках Года Польши в Украине и курируемого Ежи Онухом, семеро художников из Польши принялись активно видоизменять здание Центра современного искусства при Киево-Могилянской академии. Крыльцо здания, по словам автора проекта Леона Тарасевича, «из мраморного манифеста советской эстетики превратилось в деревянный объект, похожий на архитектуру средневекового Киева, который был действительно деревянным городом». Ян Грика видоизменил стены здания снаружи, Николай Смочински – изнутри, исполнив тревожную инсталляцию из крестов без Спасителя и Христовой крови, стекающей вниз по стене. Анна Мица покрыла стены галереи граффито. В крайних залах разместилась работа Мирослава Машлянко: сделанная из воска и травы, она напоминает гигантский кокон. По словам автора, это не что иное, как перевернутый церковный купол.
В оранжевом и синем зале, стены которых выкрашены соответствующими красками, под лучами прожекторов выставлены полотна Ежи Новосельски, расписавшего несколько православных и греко-католических церквей и костелов. Работы Новосельски привезены в Киев из коллекций Национального музея в Кракове, Национального музея во Вроцлаве и Музея Я. Мальчевского в Радоме: на них абстракции из треугольников, фигуративная живопись, женщины с удлиненными коническими телами и иконописными ликами.
Выставка продлится до 11 июня.
Открыт первый музей-мастерская нового культурного центра
Компания «Родовiд» открыла в Киеве музей-мастерскую художника Ивана Марчука. Пока это только два выставочных зала, но планируется, что они положат начало созданию Музея современного украинского искусства.
Сейчас в залах музея выставлены лучшие работы известного украинского художника. Многие из них выполнены в уникальной технике, получившей название «плетенизм». Именно благодаря ей имя художника, лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко, стало широко известно не только в Украине, но и за рубежом. Картины Марчука неоднократно выставлялись в лучших залах Австралии, США и Канады. Как сказала посол Финляндии в Украине Лаура Рейниля, «Марчук – живая легенда, открытие его музея – еще один шаг по созданию оригинального лица Киева». В дальнейшем экспозиция будет обновляться и зрители смогут увидеть не только архивные полотна мастера, но и его новые картины, над которыми художник будет работать в мастерской, расположенной здесь же.
На церемонии открытия был представлен и новый проект фотохудожника Игоря Гайдая «Родовiд України», который станет продолжением каталога «Українцi. Початок III тисячолiття».
По словам организаторов, открытие нового музея – первый шаг по созданию большого культурного комплекса, который будет включать в себя Музей современного украинского искусства, Университет новых идей и эволюции общества, концертный зал, современную гостиницу и Центр духовного примирения. Автор идеи создания подобного центра Игорь Дидковский, глава наблюдательного совета компании «Мир», уверен, что «Центр станет еще одним шагом в интеграции Украины в мировое сообщество, и благодаря ему наша страна будет ассоциироваться с мировой духовной доминантой, а не с Чернобылем». Сейчас продолжается конкурс на лучший архитектурный проект Центра.
Музей-мастерская Ивана Марчука открыт ежедневно по адресу: ул. Январского восстания, 28. Вход свободный.
Оригинальные идеи легендарного дизайнера: от эскиза до объекта
Произведения всемирно признанного итальянского архитектора и дизайнера Альдо Росси – одного из ключевых теоретиков и практиков эстетики постмодерна – будут впервые представлены в Украине на выставке в киевской галерее «ИТИС».
Фигуру Альдо Росси можно назвать легендарной, настолько значим его вклад в теорию мировой архитектуры и объектного дизайна. С его именем связывают развитие этих сфер искусства во второй половине ХХ века. Он – основоположник архитектуры неорационализма, принципы которого сформулированы им в книге «Архитектура города», изданной в 1966 году. Одним из первых Росси начал использовать в архитектуре и дизайне постмодернистский прием цитирования классических идей прошлого, к тому времени уже распространенный в литературе, музыке и кинематографе.
Среди архитектурных проектов Альдо Росси – Музей изящных искусств в Маастрихте (Нидерланды), токийский отель Il Palazzo, проект реконструкции венецианского театра La Fenice, расположенный на воде Teatro del Mondo (работавший во время Венецианской биеннале 1979 года), многочисленные офисные и жилые здания в странах Европы и США. Еще при жизни Альдо Росси (в 1997 году в возрасте шестидесяти шести лет он трагически погиб в автокатастрофе) его выставки проходили в крупнейших европейских центрах современного искусства, в частности, в Центре Жоржа Помпиду в Париже.
На выставке в киевской галерее «ИТИС» будут экспонироваться оригинальные эскизы Альдо Росси, его рукописи, а также готовые объекты – стулья, комоды, шкафы, кресла, некоторые из них существуют в единственном экземпляре. Представлены будут именно те объекты, которые нарисованы на выставленных эскизах, – таким образом зритель может проследить жизнь идеи мастера от ее зарождения в виде рисунка до готового воплощения. При этом эскизы Росси – это настоящие картины, обладающие, помимо исторической, и художественной ценностью. Ведь на картинах художника изображены не только предметы дизайна и обстановка, в которой они могли бы находиться, но и персонажи, использующие эти предметы. Эскизы написаны дизайнером в весьма своеобразной манере и напоминают образцы сразу нескольких художественных направлений – кубизма, сюрреализма, экспрессионизма. Также в рамках выставки, которая откроется 10 июня в галерее «ИТИС» (расположенной на бульваре Шевченко, 54/1), будут представлены фотоматериалы о ходе реконструкции театра La Fenice.
Выставка продлится до 15 июня.