В современном мире не только спрос формирует потребность в создании новых сегментов продуктов питания, но все больше ощущается влияние могучей руки прорывных технологических решений.
Неустанный локомотив прогресса не оставляет в стороне ни одной сферы жизнедеятельности человека. Люди постоянно хотят чего-то более полезного, удобного, яркого и необычного. В то же время вечный двигатель науки на блюдечке преподносит потребителю образ новой необходимости, создавая дополнительные возможности и способы упаковки, производства и даже потребления продуктов питания.
Упаковка в наши дни создает совершенно новый продукт. Речь идет не только и не столько о том, что в зависимости от «обертки» у человека формируется разное восприятие и отношение к товару. Часто технология упаковки меняет не только форму, но и наполнение товара. Кто бы мог подумать еще каких-то 20-30 лет назад, что мясо или молоко как образцы наиболее скоропортящихся продуктов питания смогут сохранять свои природные качества столь продолжительное время. Ведь сегодня срок их пребывания на прилавке увеличен в десятки раз. Например, молоко длительного хранения сохраняет свои свойства три месяца. В то же время производитель не вправе сбрасывать со счетов качественные изменения спроса на свой товар, которые параллельно технологии тянут нить прогресса. Именно поэтому очень важным с точки зрения производителя продуктов питания являются возрастные предпочтения потребителя относительно упаковки. «В сегменте старшего возраста, где больше внимания уделяется вопросу экологичности, как правило, оправдано использовать традиционную картонную упаковку. Для молодежи, желающей чего-то более удобного и красивого, мы предлагаем упаковку на базе пластика. Ориентация на желания потребителя параллельно позволяет оптимизировать и производственные процессы», — поведал Максим Кучко, менеджер по маркетингу компании «Юнимилк Украина». При этом производитель не может не учитывать фактор способа жизни современного человека. По мнению Юрия Голянича, менеджера по маркетингу компании «Крафт Фудз Украина», «размер упаковки и ее функциональность должны соответствовать разным привычкам людей, которые употребляют данный продукт. Например, двухлитровое пиво обычно покупают для компании из 3-4 человек. В таком случае к бутылке целесообразно приделать краник, чтобы ее можно было поставить на стол и удобно наливать пиво в кружки. А вот бутылка емкостью 0,33 л обычно предназначена для одного человека и употребляется либо в парке, либо на пикнике. Поэтому она должна иметь удобную форму для того, чтобы человек смог держать ее в руке и легко открыть пробку. В подобных случаях важно учитывать особенности использования потребителем продукта и применять эти знания для создания правильной упаковки».
В погоне за совершенством
Растущая конкуренция подталкивает производителей продуктов питания как первичных потребителей ставить упаковщикам более жесткие требования по отношению к дизайнерским решениям. По словам Юрия Голянича, улучшение дизайна (визуально и функционально) позволяет сделать продукт привлекательным и удобным для потребителя. Например, компания Yoplait Products запустила в производство портативный йогурт. Его особенность заключается в том, что упаковкой служит тюбик. Данный продукт возник на волне возрастания популярности еды на ходу и ориентирован преимущественно на детей.
Диктат технологий
Под влиянием технологий сегодня меняется формула успеха продукта на рынке. Появляются новые ориентиры. Так, в производстве на первое место выходит эффективность, в маркетинге — дифференциация продукта, в продажах акцент делается на сроках хранения, а в отношениях с потребителем — на качество.
С целью достижения эффективности производства мировые лидеры ежегодно вводят сотни инноваций и способов оптимизации производственного процесса. Например, компания Nemiroff применяет революционные теплообменники производства Alfa-Laval, которые позволяют снизить переменные затраты на производство 1 л спирта.
Для дифференциации источником, как правило, выбирают инновационную технологию, которая позволяет достичь конкурентного преимущества. Как отметил Максим Кучко, «для снижения летнего спада в продажах некоторых товаров молочной группы появляются переходные виды продуктов — сывороточные соковые напитки: молоко с соком, йогурт с соком (например, «Актуаль»). Продукты такого рода высокотехнологичны и достаточно хорошо показали себя на международных рынках. В Украине это пока достаточно хорошо растущий ребенок с большими перспективами». В сегменте неалкогольных напитков можно привести пример ТМ «Живчик» от компании «Оболонь». Добавление эхинацеи в яблочный сок стало визитной карточкой данного напитка и принесло ему успех. В 2000 году продажи «Живчика» составляли 31 млн. л, а в 2004 г. — уже 68-70 млн. л (5,7% безалкогольного рынка).
Все более важную роль в процессе продажи продуктов питания играет срок хранения. Зачастую это преимущество является результатом именно технологических разработок и внедрений. Серьезным прорывом в технологиях хранения и упаковки продуктов стала заморозка. Однако поскольку в результате данного процесса продукт теряет массу полезных свойств и воды, существующие технологические процессы пытаются заработать на возвращении ему природных качеств. «Вы никогда не получите сочную ветчину или буженину, если мясо не пройдет спринцевание и массаж. Этими же методами приводят в порядок продукты после глубокой заморозки», — говорит Геннадий Руденко, директор украинского представительства компании «Альфа Лаваль» (Швеция). Кроме прочего, существуют еще и технологии «шоковой» заморозки, позволяющие сохранить молекулярную структуру продукта и концентрацию полезных витаминов. Суть данной технологии заключается в том, что плоды (преимущественно овощи и фрукты) поддаются разовому мгновенному замораживанию очень низкими температурами. После этого их фасуют в специальную упаковку и транспортируют к месту назначения.
Что касается потребителя, то ему очень важно получить качественный продукт по наиболее оптимальной цене. Геннадий Руденко сказал: «Внедряя технологию дезодорации Soft-column, мы акцентировали внимание на том, что она сохраняет необходимое количество антиоксидантов и продлевает жизнь масла, то есть срок его хранения. Кроме того, в нем остается малое количество канцерогенов, что улучшает потребительские свойства».
Год за два
Украина, к сожалению, достаточно серьезно отстает от европейских стран по уровню развития технологичности пищевой отрасли. Однако, как говорил Остап Бендер, «заграница нам поможет». И действительно, крупнейшие мировые лидеры в сфере упаковки все активнее заполняют наш очередной пробел. Как отметил «&» Петр Казмирчак, директор по маркетингу компании «Тетра Пак Украина», «в Европе много видов упаковки были уже задолго до прихода в Украину. Поэтому потребитель там давно привык к ним. Но здесь другая ситуация. Слишком долго страна была закрыта для инноваций в этой сфере. И теперь то, что в Европе делалось за 20-30 лет, в Украине происходит намного быстрее». Эксперты прогнозируют, что насыщение новыми технологическими решениями как в упаковке, так и в производстве будет происходить постепенно. Именно поэтому в соревновании спроса и технологичности в ближайшее время скорее всего побеждит первое.