Рынок драгметаллов по-прежнему лихорадит
Судя по всему, ожидать стабилизации на рынке драгметаллов в скором времени вряд ли придется. Цены на платину, которые неуклонно росли, начиная с июня 2004 г., в ноябре нынешнего года достигли своего 25-летнего максимума — $956 за унцию. По данным британской компании Johnson Matthey, только с начала 2005 г. платина подорожала более чем на 10%. Сложившуюся ситуацию эксперты расценивают как предсказуемую, а увеличение цен — ожидаемое, ведь спрос на этом рынке по-прежнему выше предложения. Однако последний резкий скачок цен стал следствием именно спекулятивных игр. В октябре на фьючерсном рынке платины 73% всех позиций приходилось на длинные позиции. А учитывая, что общемировой рынок платины не очень большой, подобный рост спроса со стороны спекулянтов не мог не отразиться на колебаниях котировок. Впрочем, такую ставку сложно назвать необоснованной: фундаментальные показатели рынка платины также свидетельствуют в пользу роста цен. По прогнозам Barclays Capital, в нынешнем году добыча драгметалла вырастет на 4% (до 7,49 млн. унций), однако это не сможет удовлетворить спрос, который увеличится на 3,6% (до 7,54 млн. унций).
Эксперты растущий дефицит на рынке платины связывают с целым рядом факторов. Главный из них — увеличение потребления этого драгметалла автопроизводителями, которые используют его в системах очистки выхлопных газов машин. По оценкам Johnson Matthey, в 2004 г. на эти цели ушло 3,51 млн. унций платины, что на 240 тыс. больше аналогичного показателя 2003 г. И, судя по всему, данная динамика сохранится также в текущем году. Причина — ужесточение экологических стандартов и рост популярности автомобилей с дизельными двигателями в Европе, США и Японии. Правда, заменить дорогостоящую платину в ряде производственных процессов может «родственный» металл — палладий. Однако перспектива довольно туманна: ноябрьские цены на этот товар за последние 17 месяцев достигли рекордного показателя в $244 за унцию.
Больше палладия нужно и производителям компьютерных жестких дисков и жидкокристаллических дисплеев. Кроме того, серьезным остается дефицит платины на ювелирном рынке, потребляющем до 40% общемировой добычи этого металла. А рост экономики в странах Юго-Восточной Азии приводит к увеличению уровня жизни населения, которое может себе позволить дорогие ювелирные украшения. Так что если ювелиры в связи с подорожанием платины не начнут сокращать ее потребление, цены на этот металл в ближайшие полгода грозят достичь уровня $1030 за унцию (историческим максимумом для платины остается отметка $1047,5 за унцию, достигнутая в марте 1980 г.). В пользу такого прогноза говорит и тот факт, что сырьевые товары сегодня привлекают все больше инвесторов, страхующихся от валютных рисков. Учитывая же, что драгметаллы являются инвестиционным инструментом, спрос на них определяется как потребностями рынка, так и макроэкономической ситуацией. Таким образом, свою лепту в увеличение цены на платину внесли и беспорядки во Франции, и вызванная ими лихорадка курса мировых валют.
По мнению экспертов, от такой ситуации на рынке платины в выигрыше окажутся прежде всего южноафриканские производители платины Anglo Platinum и Impala Platinum, у которых львиная доля выручки приходится именно на этот драгметалл.
Боли меньше — прибыль больше
Мировой рынок болеутоляющих препаратов набирает обороты. Причем спрос на такого рода средства растет гораздо быстрее, чем фармацевтические компании успевают его удовлетворять. Согласно прогнозам Navigant Consulting, к 2008 г. объемы продаж рецептурных препаратов для снятия болевого синдрома увеличатся примерно на 32,4% (до $29,8 млрд.). Данную тенденцию эксперты в значительной мере объясняют старением населения. Именно это приводит к увеличению количества различного рода заболеваний (в частности, артрита, диабета и т. д.), а следовательно — увеличению частоты хирургических вмешательств и необходимости бороться с послеоперационными болевыми синдромами. Кроме того, при нынешнем ускоряющемся ритме жизни и ухудшающейся экологии болеутоляющие средства для современного человека — вспомогательное средство для улучшения состояния и качества жизнедеятельности.
На рост спроса на болеутоляющие препараты фармацевтические фирмы в первую очередь реагируют выведением на рынок новых классов лекарственных препаратов и/или расширением показаний к применению старых. Более того, претерпевают изменения и способы их введения. Одним из самых популярных средств с альтернативным способом введения вещества является пластырь с фентанилом Duragesic компании Johnson & Johnson. Один пластырь обеспечивает обезболивающий эффект на срок до трех суток пациентам, страдающим хроническими болевыми синдромами среднетяжелой и тяжелой степени. Еще пример — препарат Actiq от Cephalon — так называемый фентаниловый леденец, который всасывается через слизистую оболочку рта. В 2003 г. доход от продажи этого препарата составил более $237 млн.
По мнению отраслевых экспертов, наиболее широкие перспективы для болеутоляющих средств открываются на американском рынке. Уже в 2003 г. объем продаж этих медикаментов здесь составил $12,3 млрд., а к 2008 г. прогнозируется на уровне $21,8 млрд. На рынке болеутоляющих препаратов действует ряд давно и прочно утвердившихся компаний, поэтому, по утверждению специалистов, конкуренция в указанном секторе очень высока. Так, 60% американских продаж приходится на долю ведущих фармацевтических компаний (в частности, Pfizer, Purdue, J&J, Merck и Novartis). Их меньшие конкуренты (Abbott Labs, Durect, Eli Lilly, Endo, Forest Labs и др.) могут рассчитывать на увеличение своей доли лишь за счет слияния с более крупными компаниями либо осуществления качественно новых разработок.
Потребительское «похолодание» на рынке бытовой электроники
Для производителей бытовой техники и электроники наступили не лучшие времена. Маркетинговая фирма NPD Group пришла к выводу, что вследствие снижения потребления бытовых электроприборов цены на них с начала 2005 г. снизились на 17,4%. Такая ситуация больно ударила по доходам фирм-производителей. Например, японские электротехнические гиганты Toshiba, Hitachi и NEC были официально объявлены как убыточные. В частности, корпорация Hitachi за период с апреля по сентябрь 2005 г. понесла чистые убытки на сумму $95 млн., вызванные сокращением операционной прибыли почти на 40%.
Главными причинами ухудшения рыночных условий эксперты называют скачок цен на нефтепродукты и колебания обменного курса основных мировых валют. К этому стоит добавить снижение потребительских затрат, а также колебания спроса на электронное оборудование и компоненты со стороны бизнеса и промышленных предприятий. В то же время на продажах ряда товаров сезонного характера (в частности кондиционеров) негативно сказалось и холодное лето. В результате чего производители были вынуждены сократить объем производства и снизить цены на сезонную продукцию для ее распродажи и предупреждения накапливания на складах.
Перед многими компаниями встал вопрос о необходимости запустить масштабные программы реструктуризации, направленные на оптимизацию производства и сокращение издержек. Пример тому — Panasonic, доход которого во III квартале нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. вырос на 3% (до $304 млн.). Это стало возможным лишь благодаря реструктурированию и мерам по снижению издержек, которые возместили увеличение затрат на расходные материалы и резкое падение объема продаж (в III квартале 2005 г. получено $18,62 млрд., что на 4,9% ниже аналогичного показателя прошлого года).
Согласно отчетам финансовой деятельности ряда азиатских компаний (в том числе Fujitsu и Samsung Electronics), только выпуск и продажа жестких дисков, LCD-мониторов, мобильных телефонов и оборудования для базовых станций беспроводных аппаратов нового поколения прибыльны. Это позволяет сбалансировать доходную и расходную части бюджета, получив положительный финансовый результат. Однако именно данные сегменты станут основным полем битвы мировых производителей электроники. В наиболее выгодной ситуации при этом оказались южнокорейские фирмы-производители (Samsung Electronics, LG Electronics и др.). Они предлагают на рынок более дешевую электронную продукцию и готовы работать с меньшей рентабельностью, чем их японские или европейские конкуренты.