Сотовая связь
Nokia и Motorola продолжают наращивать преимущество
Как сообщает исследовательская компания Gartner, в III квартале 2005 г. Nokia и Motorola сохранили лидерство по продаже сотовых телефонов на мировых рынках. Первая из них продала 67 млн. трубок, увеличив свою долю за квартал с 31,9 до 32,6%, вторая — 38,5 млн. телефонов (с 17,8 до 18,7%). Аналитики считают, что лидерам удается наращивать преимущество за счет того, что они активно предлагают недорогие модели, особенно востребованные на развивающихся рынках. Этого не делает, например, Samsung, идущая третьей. Возможно, поэтому за квартал доля компании сократилась с 12,8 до 12,5%. Напомним, что Samsung сознательно не выпускает дешевые телефоны. К тому же Gartner оценивает доли рынка в штуках. Если же исходить из доходов, получаемых компаниями, то структура рынка, возможно, будет иной. SonyEricsson, долгое время замыкавшая пятерку лидеров, сумела потеснить LG и заняла четвертое местo в списке ведущих мировых производителей телефонов.
Исследованиями продаж телефонов в Украине пока никто не занимается. Но на российском рынке, согласно данным компании Mobile Reserach Group (MRG), по итогам III квартала лидирует Samsung (24,6%). За ним идут Nokia (23,4%) и Motorola (20,2%). В число лидеров также входит Siemens (13,7%). Замыкает первую пятерку SonyEricsson (9,4%).
Всего в III квартале мировые продажи телефонов увеличились на 7,8%, превысив 200 млн. шт. Прогноз на весь 2005 г. — 810 млн. шт. (в 2004 г. было продано 674 млн.).
Реорганизация
Telstra набивает себе цену
Крупнейшая телекоммуникационная компания Австралии Telstra в ближайшие пять лет сократит 10 тысяч рабочих мест (19,2% персонала). Увольнения, как ожидается, позволят упростить организационную структуру фирмы, устранить дублирование подразделений, а следовательно, ускорить процесс принятия решений в условиях динамично развивающегося IТ-рынка. В плане бизнеса Telstra сконцентрируется на развитии высокоскоростных сетей передачи данных, в частности, широкополосной и мобильной связи нового поколения. Все эти инициативы станут частью масштабной программы реструктуризации, цель которой — превратить компанию из тяжеловесной монополии, сосредоточенной на предоставлении услуг фиксированной связи, в реального лидера рынка, предлагающего конкурентоспособные сервисы беспроводной коммуникации.
В конечном итоге реструктуризация призвана повысить конкурентоспособность Telstra накануне ее приватизации, намеченной на конец следующего года. Решение продать частным инвесторам госпакет из 51,8% акции правительство Австралии приняло в сентябре нынешнего года. Новый инвестиционный план, как ожидается, повысит капитализацию компании на $7,3 млрд. (по данным Financial Times, на сентябрь 2005 г., она составила $39,9 млрд.). Правда, такие показатели будут достигнуты лишь к 2010 г. В нынешнем же финансовом году, по словам исполнительного директора компании Соломона Труджильо, вследствие радикальных внутренних трансформаций акционерам следует быть готовыми к 10-процентному снижению доходов и 30-процентному падению операционной прибыли.
Между тем «Укртелеком», украинский государственный оператор, накануне приватизации использует менее радикальные методы для повышения своей капитализации. Во-первых, компания добивается от правительства выдачи лицензии на мобильную связь третьего поколения (3G). Как ожидается, это позволит ей в течение трех лет получить 1-1,5 млн. мобильных абонентов. И такие ожидания вполне могут оправдаться: 23 ноября Кабмин поручил Минобороны и Минтранспорта и связи в течение месяца освободить полосу радиочастот для выдачи лицензии на мобильную связь. Во-вторых, «Укртелеком» не теряет надежды в судебном порядке вернуть в свою собственность 51% акций в уставном фонде сотового оператора UMC, которые якобы незаконно были проданы российской МТС.
Слияния и поглощения
Купить, чтобы не продаться
Немецкий Commerzbank подписал окончательный договор о приобретении контрольного пакета акций банка Eurohypo — лидера на рынке ипотечного кредитования Германии. С учетом уже имеющихся у покупателя 31,7% после завершения сделки он будет владеть 98% акций приобретаемого банка. При этом Commerzbank выкупит у Deutsche Bank и Drezden Bank доли — 37,7 и 28,5% соответственно. Стоимость сделки составит 4,8 млрд. евро. Для ее финансирования покупатель вынужден будет разместить среди институциональных инвесторов дополнительные акции на сумму 1,25 млрд. евро, а также продать часть активов (в частности, 2,9% акций итальянского банка Blanca Itensa за 800 млн. евро).
По мнению экспертов, в данном случае цель оправдывает средства. Прежде всего этому способствуют обнадеживающие финансовые показатели Eurohypo. Чистая прибыль банка за девять месяцев текущего года выросла на 14% и составила 337 млн. евро. Розничный кредитный портфель финансового учреждения составляет порядка 125 млрд. евро. Таким образом, по завершении сделки величина балансовых активов Commerzbank вырастет более чем в два раза, что автоматически выводит его с третьего на второе место в банковском секторе страны. Поглощение также повлечет за собой пересмотр ключевых направлений работы Commerzbank. По словам представителей банка, в будущем он сконцентрируется на кредитовании среднего и малого бизнеса и розничных клиентов на немецком рынке. За девять месяцев 2005 г. прибыль от данного сектора составила 20% всех доходов банка. Это станет логическим продолжением проведенной ранее масштабной реструктуризации, в ходе которой Commerzbank провел существенные сокращения персонала и избавился от большей части инвестиционного банковского бизнеса. Более того, получив контроль над прибыльным и стабильным бизнесом, банк надеется покончить со слухами о возможном поглощении его самого, которые не утихают уже несколько лет.
В случае удачного завершения нынешняя сделка станет крупнейшим слиянием на немецком рынке с 2001 г., когда страховая группа Allianz купила Drezdner Bank за 24 млрд. евро.
Cisco отвоевывает позиции на пользовательском рынке
Американский производитель оборудования для компьютерных сетей Cisco Systems приобретает крупнейшего американского поставщика декодеров для кабельного телевидения Scientific-Atlanta (доля рынка — 40%). Сделка на сумму около $6,9 млрд. уже получила одобрение советов директоров обеих компаний. Завершение процесса поглощения ожидается в III квартале 2005 финансового года.
По словам генерального директора Cisco Джона Чамберса, технологии Scientific-Atlanta добавят компании ряд серьезных преимуществ перед конкурентами на рынке инфраструктурных решений для развлекательных сетей, коммуникаций и онлайновых услуг. По мнению экспертов Gartner, Cisco уже закрепилась на рынке пользовательского оборудования для кабельных телесетей. Покупка Scientific-Atlanta позволит ей получить доступ к производству телевизионных приставок и вплотную заняться видеосистемами и программным обеспечением. В итоге Cisco сможет бросить вызов компании Motorola и альянсу Microsoft-Alcatel, которые довольно успешно работают в этих сегментах. Кроме того, нынешнее поглощение позволит корпорации повысить свою производительность с 10% в 2005 финансовом году до 15% в 2006-м.
Хотя большинство предлагаемых Cisco решений ориентированы на корпоративных заказчиков, в последние годы компания все активнее укрепляет позиции и на пользовательском рынке. Так, в 2003 г. собственностью Cisco стала фирма Linksys, специализировавшаяся на выпуске беспроводных маршрутизаторов для домашнего пользования. А в этом году Cisco купила европейского производителя потребительской электроники Kiss Technology.
Numico покупает азиатский рынок
Голландский пищевой концерн Royal Numico покупает подразделение по производству детского питания EAC Nutrition у датской компании East Asiatic Cos. Сумма сделки составит 1,2 млрд. евро.
В отношении перспектив нынешнего поглощения отраслевые эксперты настроены довольно оптимистично. EAC Nutrition — лидер азиатского рынка детского питания и диетической больничной пищи (только на китайском рынке ее рыночная доля составляет 17%). Основные производственные мощности компании сконцентрированы в Китае, Таиланде и Малайзии. Сам же Numico является лидером этого сегмента в Индонезии, только за последние четыре года увеличив свои продажи на 15%. Таким образом, слияние позволит Numico стать крупнейшей пищевой компанией Азии — рынке, который относится к одним из наиболее динамично развивающихся (в среднесрочной перспективе прогнозируется практически двукратное увеличение его объема).
Данная сделка является частью новой глобальной стратегии Numico, запущенной в 2003 г. по инициативе исполнительного директора компании Жана Бенинка. Ее основная цель — постепенное сворачивание бизнеса по производству витаминов и концентрирование на выпуске детской и больничной пищи. Так, в нынешнем году компания уже приобрела за 400 млн. евро своего итальянского конкурента Mellin, что сделало концерн крупнейшим поставщиком детского питания на местном рынке. Годом ранее Numico за 57 млн. евро получил контроль над финской пищевой компанией Valio Group.
Arcelor нашел замену «Криворожстали»
Концерн Arcelor, второй по величине производитель стали в мире, продолжает глобальную экспансию. Уступив своему основному конкуренту — Mittal Steel в борьбе за «Криворожсталь», Arcelor планирует поглощение канадской металлургической компании Dofasco. За 100% акций концерн готов заплатить $3,7 млрд. (что на 27,3% больше текущей стоимости ценных бумаг Dofasco).
Эксперты считают интерес Arcelor к канадскому производителю вполне обоснованным. Dofasco является крупнейшим поставщиком стали на местном рынке, объемы производства которого по итогам 2004 г. составили 5,5 млн. т. При этом важно то, что более трети всех поставок идет на нужды автомобильной промышленности США. Таким образом, приобретение Dofasco стало бы для Arcelor плацдармом для наступления на североамериканский металлургический рынок. Концерн уже обеспечивает сталью европейского автопроизводителя PSA Peugeot Citroen, а нынешнее поглощение позволит включить в список клиентов и Ford Motor. На сегодня три четверти всех бизнес-операций Arcelor проводит на европейском рынке. В случае удачного завершения нынешняя сделка позволит компании повысить свою долю на мировом рынке стали с нынешних 14-15 до 17-18%.
По мнению экспертов, растущие цены на сталь будут лишь активизировать процессы консолидации на фрагментированном металлургическом рынке. Они усиливаются тем, что рынок фрагментирован настолько, что две крупнейшие отраслевые компании — Mittal Steel и Arcelor — совокупно производят лишь 10% общемировых объемов стали.