Талант дается человеку от рождения, и в этом смысле он — явление уникальное. Но, как сырье он сегодня никому не нужен. В обществе потребления все должно быть превращено в продукт.
По прогнозам экспертов, половина профессий, которые будут существовать через 5 лет, до сих пор еще не придуманы. В то же время, по различным подсчетам, только 5% из общего числа существующих фирм имеют шанс на жизнь более 20 лет. Условием выживания становятся постоянные инновации, которые требуют от компаний привлечения талантливых сотрудников. Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале в своей книге «Бизнес в стиле фанк» констатируют: «Капитал сегодня пляшет под дудку таланта». Но как и любой продукт, находясь в зависимости от капризов потребительского спроса, в настоящее время талант потребляется в двух сферах: как ресурс для повышения эффективности работы компании, получения ею конкурентных преимуществ и завоевания новых рынков, с одной стороны, и как продукт на продажу — в искусстве, спорте, шоу-бизнесе — с другой. Для того чтобы талант начал приносить деньги, сегодня необходимо затратить огромные усилия многих людей, дабы превратить базовый талант в хорошо работающий механизм. И, понимая это, нередко при выборе между талантом и добросовестностью выбирают второе. Как сказал «&» Иван Компан, руководитель консалтингового направления компании Deloitte, «успех каждого бизнеса зависит от того, какие люди в нем работают. Я бы не разделял людей на подготовленных и талантливых. На мой взгляд, эти качества должны не замещать, а дополнять друг друга. Время Кулибиных уже прошло, и блестящий природный дар без соответствующей подготовки не сможет гарантировать требуемых результатов».
В тисках паритета
Согласно заявлениям ученых, мир движется к технико-экономическому паритету. Это означает, что все меньше знаний, технологических процессов и товаров остаются недоступными в менее развитых точках земного шара. Развитые страны уже не имеют монополии на знания, которые совершенно свободно пересекают границы государств. Так что, по словам Нордстрема и Риддерстрале, всем нужно готовиться к бизнес-олимпиаде, где будут выигрывать наиболее талантливые мужчины и женщины, а также компании, которые они представляют, независимо от места жительства.
Реальность времени такова, что все конкурируют со всеми. Страны, компании, люди вовлечены в глобальное соревнование, а условия развития бизнеса приближаются к боевым.
Условием успеха и уникальности становится креативность, воплощенная в новых продуктах и услугах. Это дает бизнесу возможность пожинать сверхприбыль до тех пор, пока идея не будет скопирована конкурентами. А последнее занимает все меньше времени. Неосязаемые активы, такие как интеллект и творческие способности персонала, прямо влияют на рыночный успех. Как показало исследование управленческих моделей 160 ведущих компаний мира, осуществленное Н. Нориа, У. Джойсом и Б. Роберсоном и опубликованное в Harvard Business Review под названием «Что на самом деле работает», наибольшего успеха добились те, кто превзошел конкурентов в ключевых управленческих компетенциях. Основными компетенциями были названы: стратегия, операции, корпоративная культура и организационная структура, а дополнительными — талант, инновативность, лидерство, слияния и поглощения. Не зря ведущие компании мира всерьез обеспокоены проблемой поиска талантов. Например, концерн Siemens реализует программу по контролю работы целого ряда «вербовщиков» для того, чтобы набирать именно тех людей, которые нужны компании в определенный момент.
Изголодавшийся спрос
В списке прорывных идей 2004 года, предложенных изданием Harvard Business Review, среди 20 лучших было названо и отсутствие монополии на креативность. Роль творческих профессий в современной экономике существенно возросла. Если сто лет назад в США на эту сферу приходилось 10% всех работников, то в 2000 году — уже 33%. При этом специфическим свойством данного «ресурса» является возросшая мобильность, что заставляет компании и страны заботиться о привлечении талантов заблаговременно. Даже китайские бизнесмены уже всерьез задумываются, где брать таланты в будущем. По подсчетам компании McKinsey, через 15 лет Китаю понадобится 75 тыс. талантливых руководителей, способных эффективно работать в глобальной экономике. На сегодняшний день их число не превышает 5 тыс.
Чтобы решить проблему с талантливыми кадрами, многие компании проводят, как ни странно это звучит, именно маркетинговую политику, направленную на привлечение ценных сотрудников. Данный подход сводится к тому, что работодатель позиционирует себя для своих сотрудников и рынка в целом как «выгодное приобретение» (по аналогии с обычными продуктами). Это заставляет работников вкладывать свой талант в развитие организации как плату за получаемые выгоды. Например, подобный подход был опробован компанией Procter&Gamble, которая для привлечения студентов бизнес-школы из университета Индианы (США) использовала методы продвижения своих брендов. Как отмечает The Wall Street Journal, рекрутеры поддерживали связь с наиболее перспективными кандидатами, регулярно обменивались с ними письмами по электронной почте, разговаривали по телефону и отправляли открытки к праздникам с упоминанием о возможности прохождения практики в компании.
Распределение ролей
Заполучение таланта в свои ряды еще не означает успеха. Согласно экспертным опросам, проведенным на Западе, приблизительно 80% успеха при реализации проектов респонденты объясняют слаженной работой всей команды. Это значит, что конечный результат зависит от правильной расстановки талантов по своим местам, от климата в коллективе, сотрудничества и взаимопонимания с остальными работниками, а не только от звездности состава. Питер Друкер отметил: «Повышение эффективности труда интеллектуальных работников станет проблемой номер один для специалистов в области управления в XXI веке».
Нахождение средств оптимизации работы компании позволит выполнять еще одну важную задачу — мотивацию и удержание таланта. Ведь пока существует интерес и увлеченность работой (которая во многом зависит от команды проекта), работодатели могут спать спокойно, не боясь потерять ценного сотрудника. «Безусловно, можно работать с хорошо подготовленными специалистами и даже необходимо, поскольку управлять командой, состоящей из одних талантов невозможно. В компании должны присутствовать различные индивидуумы, и у каждого из них своя роль. Если мы сравниваем таланты с «двигателями», то должны быть «компрессоры», «ремни генератора», «рули», «колеса» и прочее», — говорит Юлия Плиева, генеральный директор компании Apple Consulting.
Сегодня бизнес во многом действует по аналогии со спортом. Например, в игровых видах уже давно поняли, что талант в конце концов уйдет, но можно сделать все, чтобы ушел именно тот игрок, которому есть замена. Ключевых же исполнителей пытаются держать и мотивировать до того момента, пока их талант приносит пользу.
Цыплят по осени считают Точного определения таланта не существует. Каждый из нас вкладывает в это понятие что-то свое. Как сказал Салтыков-Щедрин, «талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении». «Его величину можно измерить количеством успешно реализованных проектов, а качествами таланта в бизнесе являются ответственность, трудолюбие и азарт», — рассказывает Иван Компан. Психологический словарь дает следующее определение: «Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время». Классическим примером таланта в бизнесе является миллиардер Уоррен Баффетт. Принимая решения о вложении средств в ту или иную компанию, он всегда руководствуется только своими инстинктами. В его кабинете отсутствует компьютер и даже калькулятор, мобильный телефон используется лишь во время командировок, а за весь день совершается всего несколько звонков. Уоррен Баффетт не собирает собраний, не пользуется услугами советников и не требует постоянных отчетов от руководителей приобретенных бизнесов. При этом суммарные активы его компании Berkshire Hathaway Inc. превышают $135 млрд. По личным подсчетам Баффетта, за последние 50 лет ему удалось получить среднюю годовую доходность около 31% (средний показатель 500 лучших инвестиционных компаний составил лишь 11%). Как отметила Юлия Плиева, «талант в бизнесе — это неимоверное сочетания человеческих качеств, предприимчивости, интуиции и хорошего образования. Человек должен быть с «раскрытым сознанием» — открыт новому, не зашорен стереотипами и шаблонными решениями, должен мыслить совершенно индивидуально и в какой-то мере непредсказуемо. Именно такие люди изобретают новые интересные решения, а не копируют существующие в учебниках или воплощенные конкурентами».