Состояние удовлетворительное, но неудовлетворенных — много

Проанализировав победы и поражения новой власти в 2005 г., надежды бизнеса, оправдавшиеся и неоправдавшиеся в связи с этим, «&» пришел к выводу, что нынешнее руководство страны по предмету «бизнес-среда» в первый год пребывания у власти может получить лишь три с плюсом по пятибалльной шкале.


Макроэкономика — 3+


Замедление роста ВВП почти в 6 раз (с 12% в 2004 г. до 2,2% за 11 месяцев 2005 г.) и промышленного производства в 4,5 раза (с 12,5 до 2,9%) по сравнению с 2004 г. было вызвано не только внутренними причинами. Действительно, часть вины лежит на снижении мировых цен на металл, увеличении мировых цен на энергоносители и замедлении экономического роста у главных торговых партнеров Украины — Российской Федерации и Евросоюза. В то же время, по мнению экспертов, бездумная ликвидация льгот в СЭЗ и ТПР, заявления предыдущего правительства о масштабной реприватизации охладили экономику намного сильнее, чем все внешние факторы.


Регуляторная политика — 4+


В регуляторной политике новая власть имеет несколько конкретных достижений. Во-первых, все 677 регистрационных офисов сегодня работают по принципу единого окна. Подобные единые окна создаются и на границах для более быстрого прохождения таможни. Во-вторых, более 4 тысячи регуляторных актов, которые лишь усложняют отношения бизнеса с государством, уже отменены. В-третьих, реформируется разрешительная система. В частности, в сентябре принят Закон «О разрешительной системе», который хоть и является рамочным, но содержит европейские принципы разрешительной системы. Относительно разрешений — на уровне экспериментов внедряются довольно интересные разработки. К примеру, в строительстве правительство решило отменить обязательную госэкспертизу, заменив ее обязательным страхованием и усилением ответственности застройщика. Эта идея — замена ряда разрешений обязательным страхованием — вероятно, будет постепенно внедряться и в других отраслях. В-четвертых, хотя пока еще на уровне поручений Президента, но уже заявляется необходимость реформы процесса продажи несельскохозяйственной земли. Так, еще в сентябре Президент поручил разработать систему, согласно которой земля будет продаваться исключительно на аукционах и уже вместе со всей оформленной документацией.


В то же время «пятерку» в этой сфере власть не заработала. Во-первых, потому что многие из упомянутых инициатив на местах чрезвычайно искажались. К примеру, единые окна хотя и заработали, но отсутствие достаточного количества регистраторов создало немалые очереди в регистрационные офисы. Отмена регуляторных актов, правда, несколько расчистила нормативное поле, однако наиболее тяжелые для предпринимателя нормативные акты продолжают действовать. Во-вторых, регуляторное поле подпортило и довольно жесткое административное вмешательство государства в ценовую политику на некоторых рынках в первой половине года. Также первые четыре месяца продолжало действовать постановление НБУ №482 о том, что инвестирование ведется исключительно в гривне. Поскольку оно не согласовывалось по смыслу с актами многих госорганов, существенно тормозился процесс инвестирования. Новое постановление НБУ по данному вопросу, по мнению экспертов, не намного лучше прежнего.


Бюджетно-налоговая политика — 2+


Налоговая политика — одна из тех сфер, где государство в этом году не сделало практически ничего. По крайней мере, хорошего. Ни один из налогов и сборов не был реформирован. Даже объединения всех социальных сборов в единый не произошло. Бюджет 2006 г. будет принят на старой налоговой базе (если не считать смехотворного снижения на 1% общего давления на фонд зарплаты и вероятного снижения сбора на продажу безналичной валюты). Более того, многие аспекты налоговой политики даже ухудшились. В частности, с апреля появился НДС на внесение активов в уставный фонд. То есть де-факто инвестиции теперь в Украине облагаются НДС. Стоит ли удивляться, что с таким подходом прирост инвестиций в основной капитал сократился в 10 раз. Также с апреля по июнь бывшему правительству удалось «помариновать» малый бизнес обязательной уплатой НДС (при годовом обороте более 300 тыс. грн.).


Переплата налогов наперед за 11 месяцев выросла на 2,1 млрд. грн. — до 12,1 млрд. грн. Долг по возмещению НДС на 1 декабря 2005 г. составил 1,5 млрд. грн. Если бы не эти факторы, доходная часть бюджета была бы недовыполнена (а так — перевыполнение общего фонда госбюджета за 11 месяцев — 104,6%). Одна из основных причин несвоевременного возмещения НДС и налоговых переплат — несбалансированный бюджет за 2005 г. А учитывая тот факт, что дефицит госбюджета-2006 может превысить 3%, и под следующий бюджет закладывается несколько дутый рост ВВП в 7%, госбюджет-2006 может получиться еще более несбалансированным, чем нынешний, со всеми вытекающими для бизнеса последствиями.


В то же время государство получает плюс за свои первые шаги в налоговой политике. Во-первых, долг по возмещению НДС за последние три месяца существенно сократился (в начале осени он превышал 3,4 млрд. грн.). Во-вторых, власть уже пишет концепцию налоговой реформы (более подробно «&» о ней рассказывал в №38). И в-третьих, правительство Еханурова уже ввело первые компенсационные механизмы для инвесторов, работающих в СЕЗ (отсрочка уплаты НДС и ввозной пошлины на 90 дней).


Приватизация, защита прав собственности, корпоративное управление — 3


Не произошло никаких позитивных результатов в сфере защиты прав собственности и оптимизации законодательства по корпоративному управлению. Хотя Президент инициировал законодательный процесс усиления защиты прав собственности приватизированных предприятий, до принятия конкретного закона процесс не дошел.


Аналогично до сих пор не принят Закон «Об акционерных обществах». Сейчас миноритарный акционер абсолютно не защищен, не развит фондовый рынок (эти два обстоятельства чрезвычайно сдерживают портфельное инвестирование в Украине). Тем не менее власть уже разрабатывает концепцию реформирования биржевого рынка.


Очень большой плюс государство заработало на прозрачной и очень успешной приватизации «Криворожстали». От нее поступило на 20% больше средств, чем за все годы приватизации в Украине. К тому же она может стать новой моделью приватизации в стране.


Поддержка на внешних рынках, валютная политика — 4-


Главная победа Украины в этой сфере — обещание Евросоюза предоставить Украине статус страны с рыночной экономикой. Также с Европейским Союзом подписаны соответствующие соглашения, дающие возможность нашим производителям расширить экспорт текстиля и металла в ЕС. Второе достижение — начат процесс отмены поправки Джексона-Веника относительно Украины. Данный процесс официально откроет в нашу страну импорт высоких технологий и позволит существенно улучшить ее внешнеэкономический имидж. В этом году правительство защитило отечественных производителей от многих антидемпинговых расследований, сохранив за ними рынки общей емкостью $182 млн. После принятия закона об усилении ответственности за аудио- и видеопиратство США отменили санкции по 23 товарным позициям экспорта из Украины. Это позволит нашим экспортерам дополнительно зарабатывать более $70 млн. ежегодно.


В то же время ревальвация гривни в апреле 2005 г. существенно ударила по украинскому экспорту. А не менее бездумное «валовое» снижение импортных пошлин привело к тому, что некогда экспортно-ориентированное государство имеет негативное внешнеторговое сальдо в $1,02 млрд.


Диалог власти и бизнеса, коррупция — 3


Снижение уровня коррупции в Украине зафиксировали в международных организациях. В частности, согласно рейтингу Transparency International, Украина за год переместилась со 122 на 107 место в мире по борьбе с коррупцией. По этому показателю мы сейчас занимаем 2 место среди стран СНГ после Армении.


Как показывают опросы Совета предпринимателей при Кабинете министров, 72% украинских бизнесменов жалуются на то, что уже в текущем году столкнулись с поборами. К тому же по имиджу власти ударил «коррупционный скандал».


По официальным данным Кабмина, уровень тенизации экономики снизился на 3% (с 35 до 32%). Позитивом является и то, что впервые за многие годы власть повела полномасштабный публичный диалог с бизнесом, существенно повысилась роль Совета предпринимателей при Кабинете министров. 







Что сделала новая власть для украинского бизнеса?


Алексей Голубов, президент Союза химических предприятий Украины:
— Никакой последовательной политики по отношению к бизнесу власть так и не сформировала. Регуляторная и налоговая политика не изменились. Если бы произошли какие-то позитивные сдвиги, то бизнес это почувствовал бы. Никаких новых законодательных актов в сфере налогообложения нет. А внедрение регистрации бизнеса по принципу единого окна — это все ерунда. В администрировании НДС так ничего и не изменилось: давление осталось то же, что при старой власти. На предприятия, которые исправно платят налоги, все и «грузят».


Алексей Тхоряк, генеральный директор СП «Биомашприбор-Украина»:
— На опыте нашего предприятия хочу отметить, что налоговая политика этого года развивалась в самых худших традициях 1998-99 гг. В 2005 г. фискальное давление стало даже хуже, чем при режиме Кучмы. Нынешний год можно вообще назвать годом расцвета беспредела. Налоговая любой ценой выдавливает деньги из бизнеса, предпринимателей сегодня «давят», как хотят. Во внешней политике отстаивание властью интересов отечественных производителей также не отличается последовательностью. Как говорится в пословице, «а молока — не видали мы пока». Поэтому я лично поставил бы новой власти за политику по отношению к бизнесу «тройку».


Дмитрий Боярчук, эксперт «CASE-Украина»:
— Самое неудачное решение новой власти — это однозначно инициация процесса реприватизации. Удачи, если есть, то небольшие.


В налоговой политике новое руководство старается внедрить новые (честные) методы работы в условиях старой законодательной базы и старой системы, которая была разработана на основе презумпции виновности. То есть до сих пор все население Украины виновно в неуплате налогов (а фактически оно так и есть), но административное давление при наполнении бюджета в среднем ослабилось (или стало одинаково для всех).


Что касается отстаивания интересов украинского бизнеса во внешней политике, то доступ к рынкам обеспечивается вступлением в ВТО (а здесь ведется активная работа) и созданием зоны свободной торговли со странами-партнерами (ЕС, ЕЭП). ЕЭП уже, по-видимому, становится неактуальным, поскольку проект был политическим, хотя и под экономическими лозунгами, а главной «морковкой» был дешевый газ. В отношении ЕС Украина также активно работает над расширением возможностей для украинского бизнеса (статус рыночной экономики). Однако пока украинский бизнес панически боится конкуренции (а для свободной торговли нужно создать конкурентные условия доступа не только на чужом рынке, но и на своем), создание зоны свободной торговли с ЕС будет очень затруднено.


В целом за политику в отношении бизнеса правительству Ю. Тимошенко я поставил бы «неудовлетворительно», правительству Ю. Еханурова — «хорошо».

Залишити відповідь