Слияния и поглощения
ConocoPhillips наступает на пятки Chevron
Третий по величине американский нефтегазовый концерн ConocoPhillips приобретает одного из независимых производителей газа в США — корпорацию Burlington Resources (25-е место среди газодобывающих компаний мира). Нынешняя сделка на сумму $35,6 млрд. станет самым крупным поглощением в нефтегазовой индустрии за последние пять лет. Оно позволит ConocoPhillips увеличить свои резервы на $2 млрд. баррелей нефтяного эквивалента до $10,5 млрд., а также поднять объем добычи углеводородов на 475 тыс. баррелей в сутки до 2,3 млн. баррелей. Синергетический эффект от поглощения Burlington Resources даст возможность ConocoPhillips получать дополнительный доход в размере $375 млн. в год.
Капитализация объединенной компании возрастет на $30,9 млрд. и составит около $135 млрд., что позволит ConocoPhillips догнать своего ближайшего конкурента на американском рынке — Chevron (капитализация — $146,7 млрд.). Доходы объединенной корпорации в 2006 г. составят примерно $211 млрд. Это лишь немногим меньше аналогичного прогноза Chevron ($217 млрд.). В мировом масштабе ConocoPhillips перешагнет с девятого на седьмое место среди публичных компаний топливного сектора.
Как отмечают отраслевые эксперты, газовые активы Burlington Resources очень уместны в структуре ConocoPhillips. В последнее время рост цен на газ в США опережает спрос. В то же время это сырье в отличие от нефти нельзя перевозить танкерами, а проекты по производству сжиженного газа только начинают осуществляться. Поэтому высокая стоимость газа будет держаться еще достаточно долго. А учитывая, что запасы Burlington Resources отличаются высоким качеством, нынешняя инвестиция ConocoPhillips окупится уже в скором времени.
Между тем скептики уверены: компания рискует переплатить. Из-за дефицита свободных активов на нефтегазовом рынке стоимость перспективных компаний в последнее время существенно возросла. Причиной называют тот факт, что высокая стоимость разведки новых месторождений делает поглощения наиболее простым и быстрым вариантом для компаний, желающих расширить свой бизнес. Только в 2005 г. американские нефтяные компании истратили на поглощения $197 млрд., тогда как за предыдущие восемь лет этот показатель составил $202 млрд.
Paramount стала владельцем «Фабрики грез»
Голливудская кинокомпания Paramount Pictures приобрела одного из главных конкурентов — студию DreamWorks. Стоимость сделки составила $1,6 млрд. Из них $774 млн. будут выплачены владельцам DreamWorks — режиссерам и продюсерам Стивену Спилбергу, Дэвиду Геффену и Джеффри Катценбергу. Оставшаяся часть пойдет на выплаты долговых обязательств приобретаемой компании. Завершение сделки намечено на I квартал 2006 г. Тем самым «дочка» Viacom выиграла борьбу у компании NBC Universal, которая в течение года вела переговоры о приобретении студии Стивена Спилберга.
Отраслевые эксперты уверены: нынешняя сделка выгодна обеим компаниям. Покупка такого заметного игрока на рынке, как DreamWorks с огромными производственными мощностями, позволит Paramount выйти в лидеры американской киноиндустрии (прежде всего в сегменте детских фильмов и картин для семейного просмотра). По условиям сделки DreamWorks обязуется снимать не менее 4-6 картин ежегодно. В результате количество фильмов, ежегодно выпускаемых в прокат Paramount, возрастет до 14-16. Ранее Paramount Pictures не имела возможности самостоятельно выпускать достаточное количество фильмов, чтобы полностью окупать расходы. Такая же ситуация сложилась и в DreamWorks. «Мы никогда не могли выпускать столько фильмов, чтобы сделать процесс экономически выгодным, — отмечает продюсер Дэвид Геффен. — Объединив усилия с Paramount, мы сможем увеличить инвестиции в кинопроекты, а значит — ускорить процесс съемки, облегчить дистрибуцию и повысить прибыльность». По итогам соглашения новый владелец также получит в распоряжение подборку из 59 фильмов общей стоимостью от $850 млн. до $1 млрд., в числе которых — оскароносные ленты «Красота по-американски» и «Гладиатор». К Paramount также перейдет контроль над телеподразделением киностудии, где снимаются популярные сериалы («Спин-сити» и др.).
Между тем сделка позволит DreamWorks поправить свое финансовое положение, подорванное сентябрьским провалом фантастического триллера «Остров», на съемки которого DreamWorks истратила $120 млн. За долги Спилбергу пришлось закрыть веб-сайт, продать музыкальное подразделение, свернуть телепроизводство, а также отказаться от планов строительства в Лос-Анджелесе новой современной студии. В то же время после слияния DreamWorks сохранит не только раскрученный бренд, но и прежнее руководство.
Vodafone обосновалась в Турции
Крупнейший мировой оператор мобильной связи британская Vodafone выиграла аукцион по продаже Telsim Mobil, второго по величине турецкого оператора сотового рынка. 100% акций перешли к Vodafone за $4,55 млрд. При этом стартовая цена составляла $2,8 млрд.
Теперь Турция станет 28-й по счету страной, в которой работает британский оператор. Выбор в ее пользу был сделан неслучайно. «С большей численностью населения и уровнем проникновения 53% турецкий рынок является одним из наиболее перспективных», — заявил исполнительный директор Vodafone Арун Сарин. При этом особенностью Турции является молодой возраст ее населения (согласно прогнозам, к 2010 г. около 47% жителей страны будут моложе 25 лет). А к 2017 г. Турция, где сейчас проживают 72 млн. человек, обгонит по численности населения Германию.
Ранее оператор принадлежал турецкой семье Узан, однако в 2004 г. акции Telsim были арестованы и переданы государству в рамках уголовного дела против владельцев. Однако приватизация Telsim не могла состояться ранее, поскольку Motorola и Nokia, поставившие компании на $3 млрд. телекоммуникационного оборудования, требовали от нее расплатиться с долгами. В нынешнем году оба поставщика достигли с турецким правительством договоренности о том, что долг будет погашен за счет средств от продажи Telsim .
По мнению экспертов, выход на турецкий рынок столь агрессивного игрока, как Vodafone, существенно пошатнет позиции лидера национальной мобильной связи — компании Turkcell . В свете нынешней сделки аналитики уже снизили прогноз ее валовой выручки на 2006 г. с $900 млн. до $850 млн. Правда, по мнению аналитиков, обойти Turkcell обновленной Telsim в среднесрочной перспективе вряд ли удастся. Для этого компании придется довести свои цены до минимума, что поставит под вопрос ее рентабельность.
Менеджмент
Pepsi впервые обошла Coca-Cola по рыночной стоимости
Впервые за более чем столетнюю историю производителю безалкогольных напитков PepsiCo удалось обогнать по рыночной капитализации своего исторического конкурента Coca-Cola. С начала года акции PepsiCo выросли на 14%, обеспечив компании капитализацию $98,4 млрд. В то же время бумаги Coca-Cola подешевели на 1,2%, что привело к снижению рыночной стоимости до $97,9 млрд.
В долгосрочной перспективе эта динамика заметна еще сильнее. В 1995 г. Coca-Cola с рыночной капитализацией в $133 млрд. превосходила своего конкурента более чем вдвое. Однако за последние пять лет PepsiCo сумела увеличить продажи на 7,8%, тогда как Coca-Cola — всего на 2,4%.
По мнению экспертов, эти успехи — результат вовремя замеченного роста спроса на «здоровые продукты». PepsiCo удачно диверсифицировала ассортимент, расширив его за счет напитков без содержания сахара. К коле, составляющей основу продуктового ряда, PepsiCo добавила энергетические напитки Gatorade, соки Tropicana, воду Aquafina, чипсы Frito-Lay’s и сухие завтраки Quaker. Теперь более половины продаж PepsiCo приходится на чипсы и всего 20% — на безалкогольные напитки. Между тем Coca-Cola до сих получает около 82% дохода от напитков. Притом она намного медленнее своего конкурента переводит производство с газированных безалкогольных напитков на минеральную воду. Coca-Cola начала продажу минеральной воды Dasani в 1999 г. — лишь через 4 года после того, как Pepsi выпустила на рынок Aquafina. Вторым серьезным просчетом Coca-Cola эксперты называют отказ от покупки в 2001 г. компании Quaker Oats, которая включала подразделение по производству спортивного напитка Gatorade. Эту возможность не упустила PepsiCo, купив Gatorade за $14 млрд.
Слияния и поглощения
Electronic Arts разыгралась на $680 млн.
Один из мировых лидеров индустрии компьютерных игр Electronic Arts укрепляет свои позиции на рынке игр для мобильных телефонов. Компания потратила $680 млн. на покупку крупнейшего производителя развлекательных продуктов для мобильных телефонов Jamdat Mobile.
По мнению экспертов, нынешняя сделка стала неожиданностью. Electronic Arts никогда не специализировалась на разработке игр для мобильных телефонов. Изменить отношение к этому сегменту рынка компанию заставили высокие темпы его роста: в 2005 г. прогнозируется удвоение объемов продаж игр для мобильных телефонов, которые достигнут $2 млрд. Более того, на этом рост не закончится, учитывая, что уже 40% телефонов приспособлены для мобильных игр и эта доля ежегодно возрастает. Таким образом, нынешняя сделка окупится уже в среднесрочной перспективе.
Приобретая Jamdat, Electronic Arts получает огромный опыт работы на мобильном рынке игр — намного более фрагментарном и неоднородном по сравнению с компьютерным аналогом. В то же время для Jamdat нынешняя сделка позволит не только укрепить позиции на традиционном американском рынке, но и расширить свою деятельность в Европе и Азии. Уже в следующем году компании собираются представить 50 новых игр.
Наблюдатели предсказывают, что после продажи Jamdat серия слияний и поглощений производителей игр продолжится. Несмотря на привлекательность рынка мобильных игр, на нем представлено немного крупных игроков. Так, Jamdat имеет только одного серьезного конкурента в США — компанию THQ Wireless (представляет сервисы для 750 млн. абонентов по всему миру и в 2004 финансовом году увеличила свой оборот с $7 млн. до $25 млн.). С ними пытаются соперничать мелкие компании, такие как Digital Chocolate, которые не владеют ни известными брендами, ни большими клиентскими базами.