Законодательные инициативы по привлечению иностранных инвестиций противоречат национальным интересам – мнение

Так она прокомментировала законопроект "Об основах взаимодействия государства с частными партнерами" №5239, который на днях рассматривался парламентским комитетом по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства.

"Законодателем усиленно лоббируются интересы иностранного инвестора, а декларирование соблюдения равных условий для внутренних и внешних инвесторов – просто фикция", – сказала Ю.Яшенкова.

По ее мнению, предусмотренное законопроектом государственно-частное партнерство (ГЧП) в том числе на условиях концессии, не защищает интересы украинской экономики и, в частности, украинских граждан.

Так, законопроект предусматривает запрет приватизации объекта ГЧП на протяжении всего срока его осуществления – от пяти до 50 лет. В то же время закон Украины "О концессиях" предусматривает право на выкуп объекта концессии в случае принятия решения о приватизации по окончании срока действия договора.

По мнению юриста, данные противоречия впоследствии могут привести к распродаже государственного имущества.

Помимо того, Ю.Яшенкова отметила необходимость внесения изменений в упомянутый закон "О концессиях" в части урегулирования вопроса привлечения украинских граждан при осуществлении иностранными инвесторами проектов в рамках ГЧП, которые позволили бы защитить интересы украинских граждан.

Так, действующий закон "О концессии" лишь предусматривает необходимость использования в концессионной деятельности работы украинских граждан без определения соотношения использования украинского труда и иностранного, когда, к примеру, закон "О концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог" в редакции от 3 апреля 2003 года предусматривал специальные требования к концессионеру, среди которых использование 90% украинской рабочей силы и 70% отечественного сырья, пояснила Ю.Яшенкова.

"Безусловно, речь не идет о возврате 90% квоты. Но в настоящее время иностранному инвестору достаточно нанять только одного украинского специалиста для обеспечения выполнения данной нормы, предоставив остальные рабочие места иностранным специалистам, при возможности занять в рабочем процессе большее количество украинцев", – подчеркнула Ю.Яшенкова.

В целом юрист отметила, что, подобные законодательные инициативы делают украинское инвестиционное пространство более привлекательным для иностранного инвестора.

"Но одновременно создаются условия, при которых внутренние инвесторы, так сказать, "выталкивается" в этой условно равной конкуренции", – резюмировала Ю.Яшенкова.

Как сообщалось, в ноябре 2009 года Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект об основах взаимодействия государства с частными партнерами.

Законопроект определяет правовые, экономические и организационные основы взаимодействия государства и частных партнеров, регулирует отношения, связанные с подготовкой, выполнением и прекращением договоров, которые подписываются в рамках государственно-частного партнерства, а также устанавливают гарантии соблюдения прав и законных интересов сторон таких договоров.

Проект предусматривает, что ГЧП может применяться для регулирования отношений, возникающих при реализации проектов в ряде сфер экономики.

Речь, в частности, идет о поиске, разведке месторождений полезных ископаемых, их добыче, производстве, транспортировке и поставке тепла и распределении поставок природного газа, строительстве или эксплуатации автострад, дорог, железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, путевых эстакад, тоннелей и метрополитенов, морских и речных портов, а также их инфраструктуре.

ГЧП также может реализовываться в сферах машиностроения, сборе, очистке и распределении воды, здравоохранении, туризме, отдыхе, рекреации, а также культуре и спорте, обеспечении функционирования оросительных и осушительных систем, обработке отходов, производстве, распределении и поставках электрической энергии, управлении недвижимостью.

Согласно законопроекту, для реализации государственно-частного партнерства могут подписываться договоры о концессии, совместной деятельности, распределении продукции и другие.

Кроме того, проект определяет объекты, которые могут быть предметом государственно-частного партнерства, а также условия проведения конкурса по определению частного партнера, условия подписания договоров в рамках указанного партнерства нормой в отношении контроля над их выполнением.

Полная версия комментария юриста доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь