Китайский дракон покоряет технологические высоты
Китай активно штурмует мировые высокотехнологические рынки. И в этом экзотическом «виде спорта» страна уже добилась серьезных успехов, заняв первое место в мире по объему экспортируемых товаров в секторе информационных и коммуникационных технологий. Как показал доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экспорт китайских наукоемких товаров только в 2004 г. вырос на 46% по сравнению с предыдущим годом, составив $180 млрд. Таким образом, США с аналогичным показателем в $149 млрд. (годовой рост 12%) впервые поступились лидерством.
Оценивая причины китайского прорыва, аналитики называют два основных фактора. Во-первых, диверсификация поставщиков. Так, представленные в докладе данные свидетельствуют об увеличении торговых сделок Китая с государствами Азиатского региона и соответственно о падении импортных поставок из Евросоюза и США. Ранее КНР ввозила компьютерные чипы и другие комплектующие главным образом из Европы и США. В настоящее время она все чаще пользуется услугами поставщиков из Японии, Тайваня, Южной Кореи и Малайзии. Тем самым достигается экономия за счет снижения транспортных расходов, а также закупки продукции с традиционно более низкой себестоимостью. К тому же и сам Китай в последнее время стал наращивать собственное производство комплектующих.
Во-вторых, залогом успеха китайских производителей стала креативность и инновативность. Китай стремится не только увеличивать экспорт уже имеющихся технологий, но и разрабатывать новые стандарты, что возможно благодаря масштабному внутреннему рынку. Причем указанные стандарты часто не совпадают с большинством мировых. Пример тому — стандарт безопасности беспроводных локальных сетей WAPI, который несовместим с общепринятым стандартом WLAN. От его введения под ударом окажутся американские компании, чье программное обеспечение рассчитано именно на WLAN. Другой пример — китайские чипы для мультимедийных мобильных телефонов стандарта — TD-SCDMA, которые также несовместимы с другими форматами.
По мнению аналитиков, сбавлять набранный «экспортный темп» (в среднем 38%, начиная с 1996 г.), по крайней мере в ближайший год, Китай не намерен. Одним из подтверждений нарастающих амбиций страны стало приобретение технологической корпорацией Lenovo производственных мощностей компьютерного подразделения IBM за $1,75 млрд. в мае 2005 года. После этой сделки Lenovo стала третьим по величине производителем персональных компьютеров, уступая лишь Dell и Hewlett-Packard. По оценкам специалистов, объем продаж китайского производителя после приобретения должен возрасти в четыре раза, составив около $12 млрд. Кроме того, новые хозяева получат контроль над отлаженной сбытовой сетью, имеющей представительства в 160 странах мира.
Для отраслевых экспертов нынешний доклад ОЭСР является очередным подтверждением того, что китайская экономика от производства простых товаров легкой промышленности смещается в область сложной микроэлектроники. В то же время приведенные в отчете цифры — иллюстрация прогресса Китая в реализации долгосрочных планов по модернизации производства. Именно они, по мнению авторов исследования, позволят Поднебесной уже к 2010 г. достичь уровня ведущего экспортного государства по всем показателям. В ближайшие пять лет доля китайских товаров и услуг в общемировой торговле может вполне возрасти с нынешних 4-5 до 10%.
Бег сломя голову Сергей Шергин, доктор политических наук, профессор:
— По объемам продаж и экспорта информационно-компьютерных технологий Китай действительно обогнал и США, и Японию. Но, используя уже известные технологии, нельзя претендовать на лидерство по качеству. Можно прогнозировать, что Китай по-прежнему будет стремиться сохранить свое количественное превосходство на мировом рынке высокотехнологических продуктов. А вот качественного лидерства сможет достичь не ранее чем через 10-15 лет. Именно для этого страна сегодня так активно развивает фундаментальные науки и расширяет технополисы.
Небо над Атлантикой открыто
США и Евросоюз наконец сняли ограничения на полеты своих авиакомпаний через Атлантический океан. Договоренности по «открытому небу» стали итогом двухлетних переговоров по вопросу либерализации рынка услуг авиаперевозчиков на трансатлантических маршрутах. Нынешнее соглашение позволит американским авиакомпаниям свободно летать в аэропорты стран-членов ЕС, а через них — в третьи страны. Аналогично европейские авиаперевозчики смогут беспрепятственно летать в аэропорты США и из них — в любые другие страны. При этом договор не ограничивает число рейсов между Соединенными Штатами и лондонским Хитроу — основным стыковочным аэропортом для Европы и Америки.
Правда, «открытое небо» между континентами станет реальностью лишь после получения одобрения властями США и Европейского Союза. По мнению экспертов, это может произойти не ранее осени 2006 г., поскольку для успешного окончания переговорного процесса требуется одобрение соглашения всеми 25 странами-членами ЕС.
На сегодня полеты между Европейским Союзом и США ограничены двухсторонними правительственными договоренностями. Лишь 15 европейских стран имеют право свободно летать в Америку. Остальным десяти (включая Великобританию, Грецию, Испанию и Италию) достичь договоренностей с американскими властями пока не удавалось. В свою очередь в Хитроу до настоящего времени летали только две американские авиакомпании — American Airlines и United Airlines. Такое положение дел существенно тормозило развитие трансатлантических перевозок, особенно в свете реформ в 1990-х годах в Европе, которые позволили местным авиакомпаниям свободно летать в пределах ЕС. Результатом реформ стало бурное развитие воздушного сообщения, особенно за счет малобюджетных компаний, чей оборот ежегодно увеличивался на 20-25%.
Таким образом, аналитики уверены: полная либерализация перелетов между США и странами ЕС может серьезно повлиять на индустрию авиаперевозок (объем рынка которых оценивается в $18 млрд.) и стимулировать процесс слияния авиакомпаний. Более того, «открытое небо» может облегчить положение игроков американской авиаиндустрии, чье финансовое состояние было серьезно подорвано терактами 11 сентября и последовавшим затем рекордным ростом цен на энергоносители. Всего же в США насчитывается около 20 авиакомпаний, неспособных платить по счетам.
«Видео по запросу» — прибыли по расписанию
Современная услуга «видео по запросу» (video-on-demand, VOD) набирает обороты. По данным исследовательской компании In-Start, уже в начале 2005 г. в мире ею регулярно пользовались свыше 7,5 млн. семей. Причем к концу года аудитория VOD составит 13 млн. семей, а к концу 2009-го — 32 млн. На первом месте по подключениям сегодня — североамериканские пользователи, за ними с небольшим отрывом следуют жители Великобритании, Японии, Южной Кореи и Израиля.
Естественно, что такой растущий спрос становится перспективным источником прибыли. Так, объем доходов от VOD на конец 2004 г. достиг $526 млн., что на 55% больше аналогичного показателя 2003 г. И такой стремительный рост в ближайшей перспективе будет сохраняться. Специалисты уверяют: видео по запросу может приносить широковещательным телевизионным сетям до $5 млрд. выручки ежегодно. Как показало исследование американской телекомпании CBS, 19% взрослых телезрителей «определенно» хотят и еще 16% «скорее всего» хотят покупать свои любимые программы для просмотра в удобное время. Голоса разделились примерно поровну между теми, кто хотел бы получать видео без рекламы за 99 центов, и теми, кто хотел бы за 50 центов получать продукт, содержащий рекламные ролики. Но главный вывод опроса — наличие цифрового видеорекордера автоматически означает, что его пользователь будет проводить перед телеэкраном значительно больше времени, нежели «традиционный» зритель.
Ведущими поставщиками услуги «видео по запросу» являются американские телекомпании CBS и NBC. Они предлагают своим телезрителям возможность загрузить копию понравившейся программы, заплатив за нее всего 99 центов. Загрузка пока осуществляется с использованием мощностей и технологий партнерских контор: спутниковых провайдеров Comcast и DirecTV. Просматривать ролики можно с помощью цифровых рекордеров, интегрированных в спутниковые тюнеры. DirecTV-NBC позволят смотреть ролики без рекламных блоков, а Comcast-CBS рекламу решили оставить. Пока список предлагаемых программ невелик, однако в него входят наиболее популярные среди телезрителей шоу: Survivor (прообраз «Последнего героя»), сериалы CSI («Расследование на месте преступления»), Desperate Housewives («Отчаявшиеся домохозяйки»), Lost («Затерянные») и др. Впрочем, к началу будущего года, когда VOD-сервисы обоих операторов начнут полноценную работу, список программ значительно расширится.
Главные преимущества видео по запросу — возможность для пользователя кабельного телевидения просматривать передачи прайм-тайм в любое удобное для него время, а также снижение необходимости в персональном DVD/HDD-рекордере. А если учесть, что эта услуга является платной, то очевидна и заинтересованность самих компаний в продвижении ее на телерынок. Впрочем, украинские игроки использовать такую возможность для диверсификации доходов не спешат. Как рассказал «&» руководитель PR-службы компании «Воля» Олег Пашкевич, в Украине эта услуга не появится в ближайшем будущем, хотя подготовительные работы уже начались.