Китайский дракон покоряет технологические высоты
Оценивая причины китайского прорыва, аналитики называют два основных фактора. Во-первых, диверсификация поставщиков. Так, представленные в докладе данные свидетельствуют об увеличении торговых сделок Китая с государствами Азиатского региона и соответственно о падении импортных поставок из Евросоюза и США. Ранее КНР ввозила компьютерные чипы и другие комплектующие главным образом из Европы и США. В настоящее время она все чаще пользуется услугами поставщиков из Японии, Тайваня, Южной Кореи и Малайзии. Тем самым достигается экономия за счет снижения транспортных расходов, а также закупки продукции с традиционно более низкой себестоимостью. К тому же и сам Китай в последнее время стал наращивать собственное производство комплектующих.
По мнению аналитиков, сбавлять набранный «экспортный темп» (в среднем 38%, начиная с 1996 г.), по крайней мере в ближайший год, Китай не намерен. Одним из подтверждений нарастающих амбиций страны стало приобретение технологической корпорацией Lenovo производственных мощностей компьютерного подразделения IBM за $1,75 млрд. в мае 2005 года. После этой сделки Lenovo стала третьим по величине производителем персональных компьютеров, уступая лишь Dell и Hewlett-Packard. По оценкам специалистов, объем продаж китайского производителя после приобретения должен возрасти в четыре раза, составив около $12 млрд. Кроме того, новые хозяева получат контроль над отлаженной сбытовой сетью, имеющей представительства в 160 странах мира.
Для отраслевых экспертов нынешний доклад ОЭСР является очередным подтверждением того, что китайская экономика от производства простых товаров легкой промышленности смещается в область сложной микроэлектроники. В то же время приведенные в отчете цифры — иллюстрация прогресса Китая в реализации долгосрочных планов по модернизации производства. Именно они, по мнению авторов исследования, позволят Поднебесной уже к 2010 г. достичь уровня ведущего экспортного государства по всем показателям. В ближайшие пять лет доля китайских товаров и услуг в общемировой торговле может вполне возрасти с нынешних 4-5 до 10%.
Бег сломя голову Сергей Шергин, доктор политических наук, профессор:
— По объемам продаж и экспорта информационно-компьютерных технологий Китай действительно обогнал и США, и Японию. Но, используя уже известные технологии, нельзя претендовать на лидерство по качеству. Можно прогнозировать, что Китай по-прежнему будет стремиться сохранить свое количественное превосходство на мировом рынке высокотехнологических продуктов. А вот качественного лидерства сможет достичь не ранее чем через 10-15 лет. Именно для этого страна сегодня так активно развивает фундаментальные науки и расширяет технополисы.
Небо над Атлантикой открыто
Правда, «открытое небо» между континентами станет реальностью лишь после получения одобрения властями США и Европейского Союза. По мнению экспертов, это может произойти не ранее осени 2006 г., поскольку для успешного окончания переговорного процесса требуется одобрение соглашения всеми 25 странами-членами ЕС.
На сегодня полеты между Европейским Союзом и США ограничены двухсторонними правительственными договоренностями. Лишь 15 европейских стран имеют право свободно летать в Америку. Остальным десяти (включая Великобританию, Грецию, Испанию и Италию) достичь договоренностей с американскими властями пока не удавалось. В свою очередь в Хитроу до настоящего времени летали только две американские авиакомпании — American Airlines и United Airlines. Такое положение дел существенно тормозило развитие трансатлантических перевозок, особенно в свете реформ в 1990-х годах в Европе, которые позволили местным авиакомпаниям свободно летать в пределах ЕС. Результатом реформ стало бурное развитие воздушного сообщения, особенно за счет малобюджетных компаний, чей оборот ежегодно увеличивался на 20-25%.
Таким образом, аналитики уверены: полная либерализация перелетов между США и странами ЕС может серьезно повлиять на индустрию авиаперевозок (объем рынка которых оценивается в $18 млрд.) и стимулировать процесс слияния авиакомпаний. Более того, «открытое небо» может облегчить положение игроков американской авиаиндустрии, чье финансовое состояние было серьезно подорвано терактами 11 сентября и последовавшим затем рекордным ростом цен на энергоносители. Всего же в США насчитывается около 20 авиакомпаний, неспособных платить по счетам.
«Видео по запросу» — прибыли по расписанию
Современная услуга «видео по запросу» (video-on-demand, VOD) набирает обороты. По данным исследовательской компании In-Start, уже в начале 2005 г. в мире ею регулярно пользовались свыше 7,5 млн. семей. Причем к концу года аудитория VOD составит 13 млн. семей, а к концу 2009-го — 32 млн. На первом месте по подключениям сегодня — североамериканские пользователи, за ними с небольшим отрывом следуют жители Великобритании, Японии, Южной Кореи и Израиля.
Ведущими поставщиками услуги «видео по запросу» являются американские телекомпании CBS и NBC. Они предлагают своим телезрителям возможность загрузить копию понравившейся программы, заплатив за нее всего 99 центов. Загрузка пока осуществляется с использованием мощностей и технологий партнерских контор: спутниковых провайдеров Comcast и DirecTV. Просматривать ролики можно с помощью цифровых рекордеров, интегрированных в спутниковые тюнеры. DirecTV-NBC позволят смотреть ролики без рекламных блоков, а Comcast-CBS рекламу решили оставить. Пока список предлагаемых программ невелик, однако в него входят наиболее популярные среди телезрителей шоу: Survivor (прообраз «Последнего героя»), сериалы CSI («Расследование на месте преступления»), Desperate Housewives («Отчаявшиеся домохозяйки»), Lost («Затерянные») и др. Впрочем, к началу будущего года, когда VOD-сервисы обоих операторов начнут полноценную работу, список программ значительно расширится.
Главные преимущества видео по запросу — возможность для пользователя кабельного телевидения просматривать передачи прайм-тайм в любое удобное для него время, а также снижение необходимости в персональном DVD/HDD-рекордере. А если учесть, что эта услуга является платной, то очевидна и заинтересованность самих компаний в продвижении ее на телерынок. Впрочем, украинские игроки использовать такую возможность для диверсификации доходов не спешат. Как рассказал «&» руководитель PR-службы компании «Воля» Олег Пашкевич, в Украине эта услуга не появится в ближайшем будущем, хотя подготовительные работы уже начались.