Слияния и поглощения
Hilton купил Hilton
Hilton Hotels Corp. — третья по величине гостиничная сеть в США — покупает активы британской «сестры» Hilton Group. Стоимость сделки составит 3,6 млрд. фунтов стерлингов. В случае ее удачного завершения бренд Hilton, который был разделен в течение более чем 40 лет, вновь станет единым. В 1964 г. единая компания Hilton, которую основал Конрад Хилтон в 1919 г., разделилась на британскую Hilton Group и американскую Hilton Hotels Corp. Последняя на сегодня управляет 2,3 тыс. отелей (включая франчайзинговые проекты) только на территории США и Мексики, тогда как Hilton Group продвигает бренд Hilton в других странах мира. Впрочем, опыт сотрудничества у компаний есть: они осуществляют совместный маркетинг, программы отдыха и лояльности клиентов, а также владеют сетью из 20 люкс-отелей Conrad.
Нынешнее поглощение даст возможность Hilton Hotels создать одну из крупнейших в мире гостиничных сетей, включающую в себя 2,7 тыс. отелей более чем в 80 странах мира. В свою очередь для Hilton Group это позволит сосредоточиться на своем основном бизнесе — оздоровительных клубах и игорных заведениях, которые приносят ей больше 60% операционной прибыли (в частности, компания владеет крупнейшей сетью букмекерских контор в Великобритании Ladbrokes (2,1 тыс. залов)). Такое решение было вполне обоснованным: согласно прогнозам Global Betting and Gambling Consulting, британский игорный рынок увеличится к 2010 г. на 33% и достигнет 11 млрд. фунтов.
Между тем аналитики уверены: тенденция слияний и поглощений в гостиничной индустрии в среднесрочной перспективе продолжится. Причем основные баталии развернутся именно на европейском рынке, но наиболее активными игроками будут выступать американские инвесторы: в их руках сегодня сосредоточено больше наличности, к тому же они выигрывают от укрепляющегося доллара. Наиболее вероятными объектами поглощений на европейском рынке эксперты называют испанские сети NH Hotels и Sol Melia, а также британскую InterContinental. Однако в такой ситуации инвесторы все менее охотно начнут расставаться с отельным бизнесом, стоимость активов в котором будет стремительно увеличиваться.
Японская Seven & I Holdings наступила на пятки Wal-Mart
Торговый холдинг Seven & I Holdings — крупнейший по капитализации ритейлер в Азии — покупает японский торговый дом Millennium Retailing. 65,45% акций будут выкуплены за $1,7 млрд. у компании Nomura Principal Finance. Остальные акции Seven & I Holdings приобретет у других акционеров за наличные или в обмен на собственные бумаги. Завершение сделки намечено на январь 2006 г., тогда как полностью выкупить японского ритейлера планируется уже к июню будущего года.
На сегодня Seven & I Holdings владеет крупной сетью супермаркетов Ito-Yokado и сетью магазинов Seven-Eleven Japan, работающих круглосуточно. Millennium управляет 30 универмагами под брендами Sogo и Seibu. Их объединение приведет к созданию крупнейшей в Азии и пятой по величине в мире розничной торговой сети по объему продаж. Сбыт объединенной компании достигнет $40 млрд., что на 5% превышает прогнозируемые доходы нынешнего лидера азиатского рынка — компании Aeon — в 2005 финансовом году. Партнеры также ожидают заметного синергетического эффекта от слияния. Подобные действия позволят объединенной торговой сети не только сократить затраты на обслуживание бизнеса, но и существенно расширить ассортимент товаров и услуг.
По мнению аналитиков, нынешняя сделка заключена очень своевременно. Во-первых, спрос на потребительские товары в регионе стремительно растет, тогда как сама японская экономика по темпам роста потребления находится на втором месте в мире после США. По данным Japan Department Store Association, личные потребительские счета составляют половину экономики Японии и способствуют ежемесячному росту продаж на 3-4%. За прошлый месяц продажи японских универмагов выросли на 3,2% (до $5,97 млрд.), что стало самым высоким показателем, начиная с апреля 1998 г. (рост объемов продаж тогда достиг 8,3%). Во-вторых, нынешняя покупка позволит Seven & I Holdings существенно усилить позиции компании на азиатском розничном рынке, потеснив мирового гиганта Wal-Mart Stores, поглотившего в сентябре нынешнего года японскую сеть супермаркетов Seiyu.
Deutsche Post отвечает на глобализацию собственным ростом
Deutsche Post World Net, владеющая брендом DHL Logistics, завершила приобретение британской логистической компании Exel. Спустя месяц после одобрения акционерами Exel предложения о покупке весь акционерный капитал компании был передан новому владельцу. Сделка привела к созданию мирового лидера в области перевозок морским и авиатранспортом и контрактной логистики, ежегодный объем продаж которого составит 55 млрд. евро. По словам генерального директора Exel Джона Алана, в ходе сделки обе компании стремились увеличить свой географический охват, чтобы достойно ответить на процессы глобализации и роста аутсорсинга. Объединенная компания, штат которой превысил 500 тыс. чел., станет работать в 220 странах. Штаб-квартира новой фирмы, работающей под брендом DHL, будет располагаться в г. Брэкнелл (Великобритания).
По прогнозам, слияние DHL Logistics и Exel займет от двух до трех лет, хотя большая часть этого процесса будет завершена в течение первого года.
Инвестор приоделся в Tommy Hilfiger
Американский инвестиционный фонд Apax Partners купил всемирно известный дом моды Tommy Hilfiger (бренды Tommy Hilfiger и Karl Lagerfield). Стоимость сделки — $1,6 млрд., что лишь на 5% выше текущей капитализации приобретаемой компании. На инвестиционной привлекательности дизайнерской корпорации негативно отразились претензии властей. В начале 2005 г. прокуратура США начала расследование против американского подразделения Tommy Hilfiger — U.S. Wholesale, обвиняя ее в использовании незаконных схем сокращения налоговых платежей. В июле компания официально согласилась с обвинениями и урегулировала конфликт. И все же главной причиной решения пустить компанию с молотка, по мнению экспертов, является попытка Tommy Hilfiger справиться с падающими продажами в США и убытками, которые она несет последние четыре квартала. Так, доходы от продаж в 2004 финансовом году снизились на 5,1% (до $1,78 млрд.) по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, тогда как чистая прибыль упала на 35,2% (до $85,7 млн.). Кроме того, Tommy Hilfiger летом 2005 года лишилась ряда заказов от универмагов США — своих крупнейших клиентов.
Для Apax Partners американский дом моды — далеко не первый фэшн-актив. Не так давно компания совместно с корпорацией Phillips Van Heusen приняла участие в покупке Calvin Klein. Ей также принадлежат значительные доли акций Tommy Bahama и Spyder Active Sports.
Кризис-менеджмент
Ford вновь протягивает руку помощи Jaguar
Американская корпорация Ford Motor вновь протянула руку помощи своему убыточному подразделению Jaguar Cars. Автопроизводитель готов потратить $2,8 млрд. на компенсацию потерь от снижения продаж автомобилей Jaguar. Ford предоставит «гуманитарную помощь» путем покупки привилегированных акций «дочки».
Американский автопроизводитель приобрел Jaguar в 1989 г. за $2,8 млрд., однако сделать его прибыльным так и не смог. Ford уже семь раз финансировал свою британскую «дочку», потратив в общей сложности около $7 млрд. В 2003 г. Jaguar собрал 126 тыс. автомобилей вместо запланированных 200 тыс., прогноз на 2005 г. — лишь 85 тыс. По данным американской исследовательской фирмы CSM Worldwide, в следующем году Jaguar может рассчитывать на выпуск не более чем 80 тыс. автомобилей.
Тем не менее американцы пока не собираются отказываться от своего британского подразделения. По мнению аналитиков, американскому концерну нужен Jaguar как глобальный бренд для автомобилей класса люкс, поскольку шведское подразделение Ford — Volvo — с такой задачей пока не справляется.