Газированные перспективы

Украинская экономика исчерпала ресурсы восстановительного развития. Только готовность к инновациям в управлении, инвестициям в развитие, работе при низкой рентабельности позволит бизнесу перейти к следующей стадии качественного роста.


«Начинали мы в условиях сверхвысокой конкуренции очень большого числа банков. Почти все, что мы зарабатывали, я заставлял вкладывать в становление региональных структур, внедрение новых услуг. У конкурентов тогда появлялись 5-6 «мерседесов», другие не связанные с развитием расходы. Через несколько лет мы стали крупнейшим банком Украины, а их «мерседесы» никто не покупал и за треть цены, чтобы помочь рассчитаться с долгами», — так пару лет назад объяснил главную составляющую успеха ПриватБанка один из его создателей Сергей Тигипко. Сегодня экстенсивный рост в Украине исчерпал себя практически полностью вместе со сверхприбылями и постоянным ростом представительских расходов. Инерционным эхом уходящей эпохи остается повышение цен на недвижимость в Киеве и стабильно высокие продажи элитных авто. В новых условиях вложения в «мерседесы» будет стоить компании будущего.


Альтернативы нет


Повышение Россией цен на газ, ухудшение ценовой конъюнктуры на мировом рынке металла, массированное проникновение продовольственного импорта на национальный рынок стали лакмусовым индикатором ключевой проблемы украинской экономики — она является лишь адаптированным к рыночным условиям осколком советского народнохозяйственного комплекса. За годы независимости Украины власть не провела практически никаких структурных реформ на макроэкономическом уровне. Эти реформы должны были бы избавить государство от неподъемных социальных обязательств, сделать эффективной систему сбора налогов и стимулировать приток инвестиций в наукоемкие отрасли и АПК. Но и бизнес явно задержался с самореформированием в производственной сфере, которое снизило бы энерго- и ресурсоемкость производств и обеспечило переход к выпуску продукции с высокой добавочной стоимостью. Мировой нефтяной кризис 1973-75 гг. заставил западные страны перейти к внедрению энергосберегающих технологий, что стимулировало рост в наукоемких отраслях и дало импульс прогрессу всей промышленности. Переход к энергосбережению в Украине в течение ближайших пяти лет вполне реален, но будет связан с резким снижением рентабельности бизнеса. Вероятно, в некоторых отраслях вкладывать в инновации придется больше, чем получать от них финансовой отдачи. Именно это станет более полезным экономическим механизмом, стимулирующим приход новых собственников в базовые отрасли, готовых инвестировать с прицелом на 5-10 лет, чем реприватизация.


Наибольший удар рост цен на газ нанесет химической промышленности, в меньшей степени – металлургии.

Другой проблемой остается зависимость экономического развития от экспортно ориентированных отраслей. Эта проблема после вступления в ВТО только возрастет. Слишком мало сделано для развития внутреннего рынка, а доминирование в отдельных его секторах отечественной продукции часто связано с мерами, дискриминирующими импортные товары и зарубежных поставщиков услуг, а не более высоким качеством нашей продукции.


Все эти внутренние проблемы нереформированного бизнеса усугубляет растущий общественный запрос на «левый поворот», который не может не учитывать власть. Популистское правительство Юлии Тимошенко реализовывало этот запрос, сформировавшийся в стране, где «10 лет никто не делился». Колоссальное имущественное расслоение в Украине в условиях радикального демонтажа элементов авторитаризма и все большей зависимости власти от волеизъявления граждан делает либеральные реформы неподъемной задачей. «Типичный украинец — левоцентрист, придерживающийся социал-демократических взглядов и уповающий на заботу государства. В таких условиях власти нереально идти на непопулярные меры. Хотя мы понимаем: с подобной ментальностью в условиях международной конкуренции не выжить», — рассказал «&» один из высокопоставленных чиновников Кабмина и лидеров народного союза «Наша Украина». В этом смысле 2006 г. скорее всего будет потерян для экономического развития. «Наш парламент начнет принимать законы только осенью. И, естественно, первыми будут не налоговые законы. До них очередь может дойти лишь к концу следующего года. Считаю, что 2007 г. следовало бы посвятить налоговой реформе. Тогда с 2009 г. можно начинать работать по новой налоговой схеме», — рассказал журналистам премьер-министр Юрий Ехануров. Но именно в течение грядущих 12 месяцев будет решаться — войдет ли Украина в полосу стагнации, сопровождаемой политической нестабильностью, или сможет перейти от экспортно-сырьевого «дикого» капитализма к модели инновационного развития с большей социальной ответственностью бизнеса. Выбор одного из двух вариантов в значительной мере будет зависеть от самих предпринимателей.


Ставка на иностранные инвестиции


«Мы упустили уникальную возможность начать весной этого года масштабные рыночные преобразования. У нас был абсолютно управляемый парламент, который поддерживал все инициативы новой власти. Мне бы сейчас такой парламент, и я бы за три месяца запустил основные реформы», — сожалел в интервью «&» один из топ-менеджеров действующего правительства. Принятый на грани политических возможностей, бюджет-2006 не удовлетворяет либерально мыслящих политиков настолько, что даже Президент открыто назвал его победой «политических, а не экономических компромиссов». В наступившем году оптимистичной макроэкономической динамики ждать наивно. Как рассказал советник Президента Александр Пасхавер, хорошо уже то, что с отказом от популистского курса стало ясно, что экономика — это временно ослабевший, а не хронический больной.


Хуже всего, что неизбежный спад экономики, перегретой трехгодичным ростом без качественных изменений, радикально ухудшил «революционный фактор». Смена правящей элиты неизбежно должна была привести к бегству капитала и сокращению внутренних инвестиций (что, кстати, благодаря своевременному диалогу Президента с руководителями ФПГ произошло в значительно меньших масштабах, чем ожидалось). Однако ревальвация гривни, госрегулирование цен, реприватизация и отмена льгот в рамках специальных экономических зон нивелировало главное экономическое завоевание «оранжевой революции» — рост западных инвестиций. Уже к лету Кабинет Тимошенко «добился» их отрицательной динамики.


В грядущем году, по крайней мере до формирования нового коалиционного правительства (не ранее мая), власть будет делать главный упор на создании условий для иностранных инвестиций в Украину. Без крупных вливаний капитала из-за рубежа обновление основных фондов предприятий провести будет невозможно. В ходе последнего визита в Киев госсекретарь США Кондолиза Райс настоятельно рекомендовала украинскому правительству дать четкий сигнал инвесторам, поскольку одного лишь сворачивания реприватизации западным компаниям мало. На руку Украине в этом вопросе играет углубляющаяся стагнация экономики стран ЕС, особенно «старых членов». «Инвесторы никуда от нас не денутся. Во Франции и Германии кризис, отдача от инвестиций минимальная. Они все равно к нам придут. Нам нужно только перестать постоянно заниматься политикой», — высказал уверенность премьер-министр Юрий Ехануров. По данным Кабмина, Украине уже удалось выйти из инвестиционной паузы, вызванной реприватизационной риторикой: если во II квартале 2005 г. чистый прирост прямых иностранных инвестиций (по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.) уменьшился на 28%, а в III квартале (по сравнению с III кварталом 2004 г.) показатель вырос на 2,3%. Сверхуспешная продажа зарубежным инвесторам «Криворожстали» и банка «Аваль» свидетельствует о том, что при умеренно реформистской политике власти, исключающей левый популизм, инвесторы продолжат крупные вложения в украинские активы. Наиболее привлекательными для вложений капитала в 2006 г. будут металлургия, химия (если переживет рост цен на газ), сельхозпереработка и энергетика. Впрочем, большинство инвесторов ожидают завершения парламентских выборов, в то время как украинские владельцы капитала активно возвращают средства в экономику — на фоне спада инвестиций из развитых стран приток капитала из офшоров стабильно рос в течение второго полугодия минувшего года (только инвестиции из Кипра и Британских Виргинских островов выросли на $0,5 млрд.).


Власть и бизнес: вместе к качественному росту экономики


Позитивные результаты в наступившем году принесет то, что вместо радикальной борьбы с теневыми схемами (которая имеет множество побочных последствий) правительство взялось за очищение экономики от фиктивного экспорта и незаконного возмещения НДС, а также многих схем понижения прибыли, которые предъявляются к налогообложению. При этом Кабмин стремится максимально ускорить возмещение НДС реальным экспортерам. Если удастся хотя бы приблизиться к решению этого комплекса проблем, то работающие на внешние рынки отрасли получат хороший импульс к развитию, а в статистике будет наведен порядок, что крайне важно для крупных зарубежных инвесторов. В частности, ситуация, когда, по литовским данным, за 2005 г. рост товарооборота с Украиной составил 23%, а по украинским — сократился на 38% из-за вычитания фиктивных экспортных контрактов по нефтепродуктам, никак не повышает доверие к отечественной экономике.


В Кабинете министров целиком осознают тот факт, что заложенные в бюджет-2006 7% роста ВВП — практически недостижимый показатель. Но даже консервативные экспертные центры оценивают экономический рост текущего года в пределах 5-5,5%, что говорит о стремлении правительства максимально реалистично оценивать возможности реформирования экономики.


Перспективным на ближайшие годы станет строительство новых и модернизация существующих ЛЭП, что может стать одним из удачных проектов государственно – частного партнерства.

Рост реальных доходов населения (в 2006 г. прогнозируется в 9,8%) сделает внутренний спрос второй год подряд главным фактором экономического роста. Другое дело, что на фоне промышленного спада увеличение размеров минимальной заработной платы, социальной помощи и минимальной пенсии по возрасту разгоняет инфляцию и сказывается только на выпуске продукции с низкой добавочной стоимостью. Кроме продовольствия и недвижимости, почти все остальные потребительские расходы приходятся на импортные товары. Это делает стимулирование внутреннего спроса не лучшим инструментом поддержки высокотехнологической промышленности и промышленности в целом. После завершения выборов команда Президента будет стараться направлять дополнительные доходы от приватизации уже не на повышение социальных выплат, а на инфраструктурные проекты, связанные с внедрением механизма государственно-частного партнерства.


В случае формирования либерально настроенного и лояльного Президенту большинства в парламенте наступивший год с III квартала станет этапом закладки фундамента реформ, эффект от которых проявится не ранее середины 2007 г. Три года без выборов — достаточно долгий срок, чтобы решительно отказаться от социального популизма и взяться за непопулярные реформы, направленные на уменьшение присутствия государства в экономике и обеспечение благосостояния граждан в целом. Первичное накопление капитала завершено, структура собственности в основном сформирована, процесс интеграции в мировую экономику близок к завершению — налицо все основания для взаимодействия власти и бизнеса в направлении перехода к качественному росту экономики и формирования весомой прослойки среднего класса. Правда, как считают эксперты, эта прослойка будет формироваться не только за счет сокращения числа бедных, но и за счет сокращения доходов наиболее зажиточных граждан.


Отстающие


Развитие базовых отраслей промышленности в новом году будет определяться системным вызовом повышения цен газ. По сравнению с представленным «&» в начале октября прогнозом-2006 (см. №39 за 2005 г.) именно этот фактор имеет ключевое значение для корректировки прогнозов в краткосрочной перспективе. Серьезная коррекция экономической политики при премьере Еханурове проявит себя на показателях развития бизнеса несколько позже.


Наибольший удар почти двукратное повышение цены на газ нанесет по химической промышленности и производителям цемента. В зависимости от профиля предприятия и степени обновленности оборудования критическая цена на газ для украинских химиков (превышение которой приведет к остановке производства) составляет от $95 до 160 за 1000 куб. м. Переход химической промышленности на энергосберегающие технологии потребует 4-5 лет. В этих условиях в среднесрочной перспективе крупные украинские химические предприятия (особенно производителей минеральных удобрений) ждет судьба отечественной нефтепереработки — контроль над ними в основном перейдет к поставщику сырья, то есть к дочерним структурам «Газпрома» (в России значительная часть химических предприятий принадлежит структурам, аффилированным с газовым монополистом). Для самих предприятий в этом нет ничего плохого. Например, покупка «ЛУКОЙЛом» калушской «Орианы» стимулировала развитие предприятия. Успешно развивается и химическое производство, учрежденное ТНК (одноразовые шприцы и др.). Но страна в стратегическом вопросе производства сельхозудобрений и одной из базовых статей своего экспорта окажется в зависимости не просто от иностранной, а от иностранной государственной компании.


Другим вариантом выживания на этапе перехода к энергосберегающим технологиям станет возврат к толлинговым схемам, что уже порекомендовало сделать Минпромполитики. Толлинговые схемы предусматривают получение от заказчика газа на условиях передачи ему продукции предприятия (а значит и прибыли от ее реализации), которое работает только на комиссионные. По таким принципам «ЛУКОЙЛ» работает на «Ориане». Украинские химики могут продолжить уже давно используемую практику создания дочерних структур в России, которые будут закупать газ и на давальческих условиях передавать его материнским компаниям.


Важным антикризисным ходом стала бы либерализация газового рынка страны, которая позволила бы хозяйствующим субъектам напрямую закупать газ у поставщика или его дочерних структур. Выведение газового вопроса из сферы межгосударственных отношений упростило бы жизнь украинским химикам и позволило в наступившем году достичь 7-8% роста. Тем более что признание ЕС рыночного статуса украинской экономики и вероятное вступление в ВТО создает благоприятные международные условия для развития химической промышленности.


«Динамика мировых рынков, похоже, поворачивается к нам лицом, но играть на нас еще не начала», — считает эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Василий Юрчишин.


Не слишком благоприятная конъюнктура на международном рынке маталлопродукции наряду с реприватизационными процессами сдерживали в минувшем году развитие металлургии. Теперь повышение цен будет еще сопровождаться сокращением числа дискриминационных мер, применяемых в развитых странах к украинским экспортерам. Очевидный выигрыш металлургов от вступления в ВТО может быть подорван потерями от либерализации экспорта металлолома, чего требуют США. От решительности украинского правительства в отстаивании интересов национальных производителей в ходе завершающихся переговоров с Вашингтоном во многом зависит судьба отрасли.


Главные макроэкономические показателиПовышение цен на газ для горно-металлургического комплекса будет менее болезненным, чем для химиков. В основном из-за более интенсивного внедрения энергосберегающих технологий и меньшей зависимости от газа. С 1999 года удельный вес расхода природного газа в себестоимости 1 т стали в среднем уменьшился с 17-20 до 5-7%. Всего для экономии 5 млрд. куб. м газа в год металлургии потребуется $6-8 млрд. инвестиций. Выходом из ситуации, помимо простого сокращения потребления энергии (за счет отказа от мартеновских печей в пользу конверторов и других технологий), должен стать переход с газа на кокс, вернее, возврат к коксу. Дешевый газ в советское время заставил металлургов отказаться от угля. Теперь процесс пойдет в обратную сторону, тем более что контролирующие большинство металлургических предприятий отечественные ФПГ имеют собственные коксохимические производства. А те, что не имеют (например Мариупольский комбинат им. Ильича), планируют в ближайшее время ими обзавестись.


Даже на фоне подорожания газа «Металлургпром» настаивает на том, что в 2006 г. выпуск металлопродукции увеличится на 5-6% (Минпромполитики прогнозирует рост 2-3%), обосновывая это тем, что до 2008 г. сбыт продукции на мировых рынках не сократится. Даже превращение Китая из крупного импортера украинского металла в одного из сильнейших конкурентов не должно слишком подорвать позиции металлургии из-за постоянного роста внутреннего спроса. Стабильно высокие темпы развития машиностроения и строительства обеспечивают хорошие перспективы реализации металлопродукции на национальном рынке. С другой стороны, повышение цен на металл из-за удорожания газа сделает такие направления, как судоремонт и судостроение, убыточными (цены на внутреннем рынке уже выше, чем на мировом).


Нагоняющие


Взятый правительством курс на энергосбережение и развитие собственной газодобычи даст толчок в развитии металлургического и энергетического машиностроения, а также нефтегазовому комплексу. Уже сейчас за право добывать газ в Полтавской области между компаниями разворачиваются настоящие войны. Сложность добычи в районах, истощенных в значительной степени, делает необходимым привлечение к проектам западных партнеров, обладающих требуемым уровнем технологий. Причем речь идет не только о добыче природного газа в Приднепровье и на шельфе Черного моря, но и о разработке угольных пластов с целью получения метана, который может заменить пропан-бутановую смесь. Запасов метана на Донбассе достаточно для перспективного выхода на самообеспечение газом всей украинской промышленности. Очевидно, именно расположенные в этом регионе металлургические предприятия первыми приступят к получению нового вида топлива.


Энергосбережение даст второе дыхание научно-исследовательским центрам, чьи разработки в этой сфере многие годы оставались невостребованными. Начало строительства в Хмельницкой и Винницкой областях двух заводов по производству «растительного бензина» из рапса показывает, что капитал стал приходить в сферу новых технологий.


Отсрочка вступления Украины в ВТО положительно скажется на пищевой промышленности.

Подорожание газа приведет к повышению цен на производимую на ТЭС электроэнергию, но не лишит Украину завоеванной на годы вперед роли крупнейшего в регионе экспортера электричества. По итогам 2005 г. экспорт электроэнергии по Западному сечению (Венгрия, Словакия, Польша, Румыния) увеличится на 7% (до 4,476 млрд. кВт•ч). Правда, экспорт в западном направлении ограничен недостаточной пропускной способностью линий электропередач. Поэтому крайне перспективным на ближайшие годы станет строительство новых и модернизация существующих ЛЭП, что может стать одним из удачных проектов государственно-частного партнерства. Очевидно, власть в дальнейшем будет делать ставку на развитие атомной энергетики и внесет в приватизационные планы привлечение крупного инвестора на «Турбоатом».


«Газовый фактор» минимально коснется пищевой промышленности, но на ней положительно скажется определившаяся отсрочка вступления Украины в ВТО. Во-первых, теперь ясно, что правительство не будет жертвовать маслобойной промышленностью и идти на быстрое снижение экспортных пошлин на семена подсолнуха. Евросоюз и без того поддержал вступление Украины во Всемирную торговую организацию. В вопросах импорта тростникового сахара украинская власть теперь получила время еще основательнее поторговаться с Австралией. В итоге уступки, конечно, будут, но потери отечественных сахаропроизводителей компенсируются снижением себестоимости кондитерской и безалкогольной продукции (украинский свекольный сахар стабильно дороже и хуже по качеству тростникового). Даже отказ от субсидирования экспорта молока и молочной продукции (которой на практике и так нет) никак не ухудшит перспективы отечественных пищевиков, которые из-за постоянного роста доходов населения будут продолжать наращивать производство. Параллельно с ростом товарного предложения сохраняющаяся тенденция к высоким социальным выплатам из бюджета будет подталкивать развитие торговых сетей. Даже в крупных городах этот сегмент еще не перенасыщен, а в рядовых областных центрах процесс только начинает набирать обороты.


В целом октябрьский прогноз «&» относительно того, что лидерами роста будут сектора консалтинговых и аудиторских услуг, банковский сектор, транспорт, туризм, автопром, IT-индустрия, страховой бизнес, остается без серьезных корректировок. Но все эти отрасли не являются критически важными для экономики. Поэтому от ответа на газовый вызов и последовательного проведения либеральных реформ будет зависеть очень многое как в структуре экономики, так и в показателях ее развития. Сами обстоятельства подталкивают украинскую бизнес-среду к глубокому реформированию, без которого перспективы выглядят очень туманно. Конфигурация власти и настроения в деловых кругах свидетельствует в пользу того, что это вполне осуществимая задача.

Залишити відповідь