Бизнес-клуб: новости культуры

Пинок для украинских кинематографистов


В декабре 2005 г. в кинотеатре «Баттерфляй-Ультрамарин» был запущен в украинский прокат фильм «Пыль» (Россия). Картина примечательна малым бюджетом, восторгами кинокритиков, призом жюри ФИПРЕСИ в конкурсе «Перспективы» на последнем Московском кинофестивале, а также невероятным зрительским интересом.


Продюсер компании «Артхаус трафик», представляющей картину, Денис Иванов: «Безусловно, это событие. Во-первых, фильм работает четко со своей субкультурной аудиторией, которая уже сложилась в Украине, второе — данный фильм сам по себе очень сильное художественное явление. Это фактически «Асса» современности. Он может не иметь такого общественного резонанса, как фильм Соловьева, но по своему посылу, художественному наполнению и способу продвижения вполне с ним сопоставим.


То, что кинокартина была снята в цифровом формате за $3000, а заработала значительно больше (по словам режиссера, приблизительно $30 тыс. — Прим авт.), говорит и о технологическом прорыве: очень достойное кино идет в кинотеатрах не с пленки. Это также хороший пинок нашим украинским кинематографистам, которые постоянно жалуются на отсутствие денег».


На предложение «&» назвать причину, по которой стоило бы посмотреть «Пыль», режиссер проекта Сергей Лобан ответил: «Это сейчас модное кино. А в любой тусовке необходимо козырять знаниями, свидетельствующими о продвинутости в разных сферах… Если же серьезно, то почти всем, кто его смотрит, он кажется очень важным фильмом, и это дает тебе уверенность, что ты сделал что-то очень важное. Деньги на актеров и не планировалось тратить, так как всем сейчас интересно заняться хоть чем-нибудь интересным, лишь бы чем-нибудь. Мы заплатили $1000 Петру Мамонову, а остальное потратили на кассеты, починку камеры и т. п.».


Финансовый и фестивальный успех некоммерческого, «умного» кино, снимаемого сейчас в России («Четыре» Ильи Хржановского, «Космос как предчувствие» Алексея Учителя и др.) — косвенный признак возрождения и обретения хорошего вкуса его производителями и потребителями, дающий основания ожидать подобных изменений и в Украине. По крайней мере, наша аудитория к этому уже готова.


Пока что «русское искусство»


Музей современного изобразительного искусства Украины отметился очередной акцией по возвращению на родину произведений выдающихся отечественных художников. Удобным случаем для этого послужила так называемая неделя русского искусства, проводившаяся в Лондоне на аукционах Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s с 27 ноября по 1 декабря 2005 г.


Подробностями аукционной борьбы делится директор музея Василий Мищенко: «Хотя наряду с русскими в Лондоне было представлено очень много украинских, белорусских, грузинских художников, но тем не менее все это называлось «неделя русского искусства». Сейчас мы все для них за границей «русские»… Я был на всех трех аукционах и купил только одну картину, хотя мы хотели попробовать «вытянуть» две работы — Экстер и Маневича.


Сначала хотелось побороться за более серьезную с художественной точки зрения и техники исполнения (масло, холст) работу Экстер, но когда столкнулся с тем, что такая картина стоила 130 тыс. фунтов стерлингов на старте, пришлось остыть. Борьба за другую ее работу была остановлена на 16 тыс., а картину Маневича «На окраине» я выиграл. Она нам обошлась в 9,5 тыс. фунтов стерлингов. Это Маневич американского периода, приблизительно 1930-е годы. Его нет в государственных коллекциях, поэтому то, что мы его вернули, — незаурядный случай.


Что интересно, на обратной стороне этой картины на скорую руку набросан этюд, который мне нравится даже больше, чем сама картина. Поэтому получается, что мы заплатили за одну картину, а получили две».


«Русская неделя» в Лондоне имела беспрецедентный успех (продано более 90% представленных лотов), отметившийся устойчивым ростом стоимости славянской живописи. Специалисты говорят, что это результат более тесных отношений стран бывшего СССР с мировым рынком искусства. Продажа некоторых работ по стартовым ценам нередко вызвана слабой осведомленностью западных коллекционеров. Тем не менее организаторы торгов все чаще обращаются к отечественным специалистам. Это внушает уверенность в том, что «славяне» станут различимы настолько, чтобы устраивать на Sotheby’s «месячники Украины».   

Залишити відповідь