Пусть инвесторы, которые волновались, что китайский рост спроса на нефть может упасть в связи с действиями правительства по охлаждению экономики, вздохнут с облегчением, сообщает Dow Jones Newswires. PetroChina Co. (PTR) скоро вводит в эксплуатацию крупный НПЗ, что позволит еще некоторое время поддержать спрос.
Спрос на нефть в Китае, определяемый объемами производства НПЗ и объемом чистого импорта, являлся редким светлым пятном на глобальном рынке, перенасыщенном сырой нефтью.
США не знают, что делать с рекордными запасами нефти на терминале Кушинг, штат Оклахома, а Китай стремительно наращивал объемы нефтепереработки, достигшие в итоге рекордных показателей, чтобы подстегнуть рост экономики, который в первом квартале 2010 г. составил 11,9%.
В апреле суточный объем нефтепереработки достиг 8,4 баррелей. При этом средний уровень производительности 18 крупнейших НПЗ страны составлял более 90% .
«Если темпы роста спроса сохранятся до конца 2010 г., то спрос в Китае будет увеличиваться на 770 000 баррелей в сутки», – подсчитал аналитик нефтяного рынка компании DnB NOR Markets Торбьёрн Кьюс.
По оценке ОПЕК мировой спрос на нефть в текущем году должен составлять 950 000 баррелей в сутки, отмечает г-н Кьюс. На страны ОПЕК приходится 40% от 86 млн баррелей нефти, используемых ежедневно во всем мире.
По недавним прогнозам компании China Petrochemical Corp., также известной как Sinopec Group, в 2010 г. объем нефтепереработки в стране увеличится на 6,4% до 10 млн баррелей в сутки.
Однако после 15-проц падения цен на нефть с 3 мая рынок стал более тонко реагировать на возможное резкое замедление роста китайского спроса на нефть.
В этом году в Европе ожидается падение спроса на нефть, поскольку меры жесткой экономии легли тяжким бременем на плечи Греции, Испании и других стран-участниц. Между тем, ускорение процесса восстановления экономики США пока не отразилось на внутреннем спросе на нефть.
«Восстановление спроса на нефть в США является, скорее, психологическим фактором для рынков, а не ключевым драйвером фундаментального баланса на мировом рынке. Последнее стало прерогативой Китая», – считают аналитики банка Barclays Capital.
С тех пор, как Пекин начал предпринимать меры, чтобы предотвратить перегрев экономики, беспокойство по поводу перспектив роста китайского спроса на нефть усилилось. 15 апреля правительство страны объявило о принятии пакета мер по охлаждению экономики, а в начале мая предписало банкам увеличить объем депозитов.
То, что закручивание гаек оказалось болезненным, стало ясно по последнему индексу промышленного производства, который является ключевым индикатором производственной активности. В апреле он упал до 17,8% по сравнению с пошлым годом, а в марте до 18,1%.
Но спрос на нефть в Китае получит новый толчок роста.
PetroChina запускает в июне первый НПЗ на юго-западе Китая и в ближайшие несколько месяцев доведет таким образом производительность до 200 000 баррелей в сутки, перерабатывая сырую нефть преимущественно со своих заокеанских месторождений.
По прогнозам Международного энергетического агентства, в 2010 г. спрос на нефть в Китае вырастет на 7,6%, или на 651 000 баррелей в сутки в основном за счет увеличения спроса на бензин и дизельное топливо.
Продажи автомобилей с января по апрель подскочили на 61% до 6,17 млн по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сообщает Ассоциация китайских автопроизводителей.
Помимо всего прочего, компании PetroChina и ее местному конкуренту China Petroleum & Chemical Corp. (SNP) необходимо сохранять высокие объемы производства, чтобы удовлетворить спрос на нефтепродукты во время двух крупных событий в Китае, запланированных на этот год.
Ежедневно выставка Shanghai World Expo, которая закрывается в октябре, привлекает около 360 000 посетителей, в связи с чем наблюдается повышенный спрос на автомобильное топливо. А в октябре будет новый приток гостей на спортивные соревнования Asian Games, которые пройдут на юге Китая.