"То, что сейчас происходит в еврозоне, в абсолютном выражении вовсе не выглядит так угрожающе, как та ситуация, в которой находились США в 2008 году, и поэтому я бы назвал этот кризис, скорее, политико-экономическим, чем чисто экономическим", – сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина" в Киеве.
А.Рахманов отметил, что в еврозоне фактически нет единого монетарного органа, которым в Америке является ФРС. "ЕЦБ, по сути, является более консультативно-политическим органом и по определению не способен так же быстро и адекватно, как ФРС, реагировать. Поэтому мы видим такое несоответствие причин с последствиями и внешним освещением", – считает эксперт.
Он подчеркнул, что если в Америке долги, которыми были отягощены банки (в том числе системообразующие), были колоссальными, то отношение всей краткосрочной задолженности Греции, Испании, Португалии и Ирландии по отношению к размеру европейского ВВП еврозоны несопоставимо меньше. "Соответственно, текущий дефицит еврозоны абсолютно не сопоставим с текущим дефицитом американской экономики", – добавил А.Рахманов.
Он считает, что евро изначально было в достаточной степени синтетической валютой по той причине, что экономическая мощь различных стран еврозоны была абсолютно не адекватна друг другу.
"С одной стороны, есть такой столб как Германия, которая находится практически в состоянии бюджетного профицита с очень жесткой фискальной дисциплиной и очень хорошим экономическим положением. С другой стороны – периферийные экономики, такие как Италия или Испания, которые как жили в дефиците, так и продолжают в нем жить", – пояснил управляющий директор УК "Тройка Диалог".
По его мнению, из-за политических амбиций и желания экспансии Евросоюз взял под свое крыло Грецию, "не говоря уже о странах Восточной Европы и прибалтийских республиках", что было основной коренной ошибкой, тогда как надо было думать не о географической экспансии, а о консолидированной экономической политике.
"Но не так страшен черт, как его малюют. Я считаю, что мы сейчас не видим второго кризиса, это всего лишь отложенные последствия американской волны кризиса. Просто из-за своей косности и нединамичности европейские экономики и регуляторы очень долго замалчивали то, что все участники рынка и так знали", – подчеркнул А.Рахманов.
По его мнению, в произошедшем есть значительный плюс – по сути, санация рынков, в первую очередь товарно-сырьевых.
"Сейчас, с моей точки зрения, произошел очень здоровый процесс: тот пузырь на рынке commodities, который надувался из-за резко слабеющего доллара, сдулся", – считает управляющий директор УК "Тройка Диалог".
В качестве примера он привел коррекцию цены нефти с $95 до $70 за баррель – уровню, который значительно ближе к уровню равновесия спроса и предложения.
А.Рахманов добавил, что и коррекция на рынках стран БРИК и ряда других развивающихся стран, в том числе Украины, тоже была абсолютно здоровой. "Ушла значительная часть спекулятивного капитала, остались, в основном, только длинные деньги. Я боялся существенно более обвального падения", – отметил эксперт.
"Если не произойдет еще какого-нибудь коллапса, а теоретически он может прийти со стороны Азии, то сейчас, когда соотношение спроса и предложения на товарных рынках достигнуто, с этих уровней мы увидим поступательно движение на рынках", – добавил А.Рахманов.
Он уточнил, что восстановление украинского рынка, как более рискованного и меньшего по объему, будет идти с лагом за прогнозируемым восстановлением рынков других стран.
"Если смотрим на БРИК, то первым – Китай, за ним – Индия, потом Бразилия, и только потом, с определенным лагом, – Россия. Украина будет идти с лагом за Россией", – сказал управляющий директор УК "Тройка Диалог".
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».