B фокусе

измерения

Пограничное настроение
Еще немного и потребительские настроения в Украине переместятся на поле оптимизма, гласят результаты опроса, проведенного GfK Ukraine совместно с Международным центром перспективных исследований в апреле текущего года.

Индекс потребительских настроений в нашей стране вырос на 5,5 пункта и достиг значения 94,8. А это означает, что до пересечения границы оптимизма осталось всего несколько пунктов, сообщают исследователи. Подойти вплотную к границе показателю позволила оценка населением страны своего текущего состояния. Эта составляющая индекса прибавила 12,9 пункта и достигла отметки 79,8. Что касается экономических ожиданий респондентов, то они с марта 2010 г. почти не изменились. Нынешний их уровень составляет 104,9 пункта, что трактуется как «умеренно оптимистичный». Улучшились также ожидания жителей нашей страны относительно инфляции и динамики безработицы. Так, инфляционные ожидания потеряли 9,1 пункта и опустились до уровня 163,1. Исследователи отмечают, что именно снижение инфляционных ожиданий влияет на рост оценки респондентами своего текущего состояния. Ожидания украинцев относительно динамики безработицы также стали не столь пугающими. Эта составляющая индекса упала на 6,8 пункта — до 99,6, переместившись, таким образом, в зону оптимизма. Это произошло впервые за пять лет.

Апрельские результаты особенны тем, что двигателем роста индекса потребительских настроений наконец-то стала оценка настоящего, а не только ожидание позитива в будущем, как было ранее.

сравнения

По разные стороны от среднего
Сельское хозяйство и рыбная промышленность в нашей стране отличаются самыми низкими заработными платами занятых в них работников. В этих секторах, а также на предприятиях по производству текстиля, одежды, изделий из кожи и меха в I квартале 2010 г. заработные платы были на уровне 76% от среднемесячного заработка по стране. Такие данные приводит Госкомстат Украины.

На другом полюсе заработных плат в нашей стране оказались такие сферы, как авиационный транспорт, финансовая деятельность, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство кокса и нефтепереработка. В этих сферах заработок превышает средненациональный в 1,6-2,9 раза. Напомним, что размер среднемесячной номинальной зарплаты в стране за анализируемый период составлял 1993 грн.

изменения

Как украинцы технику покупали
Позитивная динамика была зафиксирована на рынке бытовой техники и электроники в I квартале 2010 г. По данным GfK Temax, рынок продемонстрировал более 22% роста по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

Исследователи отмечают, что такой сдвиг стал возможным благодаря относительной экономической стабильности, тенденции к повышению курса гривни в отношении доллара и в целом улучшению потребительских настроений. В деньгах объем рынка бытовой техники и электроники в период с января по март текущего года составил 7,18 млрд. грн. В той или иной мере продажи выросли во всех секторах рынка, кроме секторов крупной бытовой техники и бытовой электроники.

Низкий уровень продаж крупной бытовой техники связан с небольшим количеством проданных новостроек и все еще невысоким темпом восстановления потребительского кредитования. Падение в данном секторе составило 7,8%. Хуже всего в анализируемый период продавались кухонные плиты, холодильники и стиральные машины (именно эти группы обеспечивают две трети объема продаж в секторе). Вырос объем реализации морозильных камер, сушильных автоматов и посудомоечных машин. Продажи бытовой электроники в I квартале 2010 г. снизились на 0,6%. Позитивные результаты основной группы — ЖК-телевизоров — не смогли компенсировать резкое падение продаж кинескопных телевизоров, домашних аудиосистем и автомагнитол. Продажи в других категориях, таких как цифровые проигрыватели, карты памяти, домашние кинотеатры и DVD-проигрыватели, продемонстрировали довольно скромный рост. Однако, несмотря на тенденции I квартала, уже во II-м аналитики ожидают всплеск продаж в данном секторе.

В целом продажи в секторе мелкой бытовой техники за анализируемый период выросли на 19,7%. Динамика могла бы быть и более значительной, если бы не медленный рост реализации в категории пылесосов — всего 8%. А именно эта группа занимает треть сектора. Особенной популярностью пользовались блендеры и устройства для ухода за волосами. Последние продемонстрировали 37,2% прироста продаж. Единственной категорией во всем секторе, которая продемонстрировала падение, стали фритюрницы. Однако благодаря небольшому весу этой категории в секторе в целом на общие результаты это не повлияло.

Рост продаж в секторе офисного оборудования составил примерно 32%. В начале года продолжила набирать силу тенденция к универсализации — продажи многофункциональных устройств выросли на 45%. Одновременно с этим продажи печатных устройств выросли на 17%, а сканеров упали на 4%. Продажи в секторе IТ также выросли — на 47%. Управляли ростом в основном ноутбуки, хотя исследователи отмечают, что есть еще ниша для обновления настольных ПК. В фотосекторе продажи выросли на 61,8%. Такую динамику частично обеспечил отложенный спрос прошлого года. Однако останется ли рост продаж на таком уровне в течение всего года, исследователи прогнозировать не берутся. Объем реализации в секторе телекоммуникационного оборудования вырос на 67%. Это произошло во многом за счет мобильных телефонов и смартфонов, где продажи выросли соответственно на 54 и 332%. Факсы нарастили продажи только на 3%, стационарные телефоны — на 7%.

возможности

Меньше, но больше
В представлении большинства людей АЭС — это огромные комплексы, вырабатывающие гигаватты электроэнергии. Однако в последние годы в западных лабораториях появляются небольшие, размером с морозильную камеру, реакторы, призванные покрыть мировой спрос на электроэнергию. Последний, по прогнозам МЭА, до 2030 г. будет расти на 2,4% ежегодно. Более того, после многолетнего застоя, вызванного катастрофами на Трехмильном острове и в Чернобыле, «чистая» ядерная энергетика вновь на повестке дня.

В такой ситуации ряд производителей активно разрабатывают компактные аналоги традиционных реакторов, выпускаемых гигантами вроде Areva, Westinghouse или GE. «Мы создаем смартфоны, тогда как вся ядерная отрасль строит мейнфреймы», — поясняет Джон Дил, СЕО американской Hyperion Power Generation. Уже до конца года компания намерена получить лицензию Ядерной регуляторной комиссии США на продажу мини-АЭС небольшим заводам или городам, удаленным от традиционных электросетей. По словам Дила, в их портфеле уже 150 обязательств по заказам для добывающих и телекоммуникационных игроков по всему миру — от Панамы до Румынии. Хотя затраты на возведение обычной атомной электростанции составляют порядка $6,2 млрд., Hyperion предлагает 25-магаваттные реакторы по цене $50 млн. Их мощности хватит на то, чтобы покрыть потребности небольшого предприятия или 20 тыс. домашних хозяйств. Японская Toshiba, в свою очередь, работает над собственной установкой под названием 4S, которая способна работать без перезагрузки топлива 30 лет, поставлять в сеть 10 или 50 МВт и позиционируется как «супербезопасная, компактная и простая». В этом году японцы рассчитывают получить разрешение властей США на тестирование своей мини-станции на Аляске. Стоимость «чистой» электроэнергии для жителей составит от 5 центов за кВт/ч — примерно вполовину дешевле «сетевой». Подобное направление еще в 1999 г. запустил и американский Westinghouse, ориентируясь в основном на потенциальных клиентов из развивающихся стран.

Производители уверяют, что их оборудование сверхпрочное и безопасное. К примеру, реактор Hyperion, помимо стального корпуса, облачен еще в бетонную оболочку и размещен под землей. Тем не менее экологи, чье лобби на Западе довольно сильно, опасаются, что даже на небольших реакторах существует риск утечки радиоактивных материалов или они могут использоваться террористами для создания оружия. Вот почему правительства не спешат сертифицировать мини-АЭС, и данный процесс стартует минимум через три-пять лет.

надежды

Компьютерная динамика
Спрос на компьютеры в пользовательском сегменте в этом году обойдет корпоративный на 29,5%, прогнозирует Gartner. В свою очередь корпоративный сегмент в 2010 г. вырастет на 13,1% во многом за счет устаревших компьютерных парков. Ожидается, что всего в текущем году мировые поставки ПК составят 376,6 млн. ед., что на 22% больше объема поставок 2009 г. В денежном выражении рынок должен вырасти на 12%.

Из тенденций этого года Gartner выделяет замедление роста продаж в категории нетбуков. Вместо этого большую популярность приобретут ноутбуки с низким потреблением электроэнергии. В I квартале 2010 г. поставки портативных ПК составили 49,4 млн. ед., что на 43,4% больше, чем в январе-марте 2009 г. Что касается ТОП-5 производителей ноутбуков, то пока на первом месте располагается HP. Его рыночная доля составила порядка 22%. Далее по ниспадающей следуют Acer (18% рынка), Dell (12,4%), Toshiba (9,9%) и Asus (5,9%). Средняя стоимость мобильного ПК за анализируемый период была ниже, чем в I квартале 2009 г., — примерно $732 против 868.

В Украине, по данным IDC, отечественный рынок ПК в I квартале 2010 г. сократился на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Всего за первые три месяца текущего года в страну было поставлено 428 тыс. ПК. Структура рынка такова: настольным ПК принадлежит 46% рынка. На долю ТОП-10 локальных сборщиков приходится менее 18%. Доля А-брендов (премиальных) выросла до 6%. Ноутбуков в страну было отгружено в I квартале 227 тыс., при этом доля нетбуков в общем сегменте мобильных решений чуть превышает 8%. Всего в этом году аналитики IDC ожидают, что рост поставок ПК в нашу страну составит 25-30%.

ожидания

Куриные планы
Рост спроса на курятину в мире в этом году не успеет опередить увеличение объемов производства. Если производство в мире вырастет на 3% (до 73,9 млн. т), то спрос — на 3,2% (до 73,4 млн. т). Как сообщает агентство Dow Jones, наибольший прирост производства данного продукта придется на Россию и Аргентину. В частности, российские производители увеличат мощности по производству курятины на 11,5% (до 1,98 млн. т), а Аргентина — на 10% (до 1,65 млн. т). Такой рост может отразиться на объеме поставок американского мяса в Россию. Напомним, что США является лидером по производству курятины в мире и вторым крупнейшим его экспортером. На первом месте по экспорту — Бразилия.

Несмотря на динамику роста производства курятины в некоторых странах, расстановка сил на мировой арене останется такой же, как и в прошлом году. Самым крупным в мире производителем в 2010 г. останутся США. На втором и третьем местах традиционно расположатся Китай и Бразилия. Если прогнозируемый на этот год объем производства курятины американскими компаниями достигнет 16,3 млн. т, то в Китае будет 12,55 млн. т, а в Бразилии — 11,42 млн. т. Что касается стран ЕС, то в 2010 г. в этом регионе будет произведено 8,7 млн. т мяса курицы, в Мексике — 2,79 млн. т, в Индии — 2,65 млн. т.

предостережения

Евро-желания
Стремление к зоне евро большинства государств, расположенных на восточной границе Еврозоны, экспертам не вполне понятно. Дело в том, что экономика некоторых стран Восточной и Центральной Европы сейчас на грани подъема, чем не могут похвастаться все государства зоны евро, пишет Bfm.ru со ссылкой на The Financial Times. В качестве примера последних приводятся Греция, Испания и Нидерланды, у которых нет возможности в период кризиса девальвировать свою валюту. С другой стороны, преимущество сейчас на стороне стран со свободным плавающим курсом, таких как Польша и Чехия.

Несмотря на это, кандидатами на вхождение в зону евро сейчас движет уверенность в том, что их финансовые системы недостаточно масштабны — они просто слабы для успешного функционирования в долгосрочной перспективе. Однако сложности присутствия в зоне евро сейчас требуют от стран Восточной и Центральной Европы глубоких структурных реформ. Иначе они вряд ли смогут выдержать евро-сложности. Да и времени на вступление в зону европейской валюты странам может потребоваться больше, чем они рассчитывали. Кроме того, в последнее время становятся слышнее голоса скептиков, призывающих по крайней мере некоторые страны отказаться от евро и вернуться к национальным валютам.

наблюдения

Интернет отстает
Если мобильной связью покрыто 90% территории стран мира, а доступ к телевидению имеют 75% домохозяйств, то доступом в Интернет могут похвастаться только 25% населения Земли. Таковы данные за минувший год Международного союза электросвязи.

Выход из сложившейся ситуации в союзе видят в следующем. Нужно, чтобы государства, где проникновение Сети особенно низко, более активно вкладывали в доступ в Интернет в публичных местах. Имеются в виду библиотеки, музеи и почтовые отделения. В своем отчете исследователи также обратили внимание на тот факт, что ресурсов Сети на национальных языках все еще недостаточно. Наиболее распространенным языком является английский, хотя, по подсчетам Международного союза электросвязи, только 15% населения мира свободно им владеют (цифра явно завышена. — Прим. ред.). Однако исследователи констатируют, что ситуация постепенно исправляется. Так, хоть и не очень быстро, но все же растет количество сайтов, зарегистрированных в национальных доменных зонах. Наиболее высокими темпами в период с 2005 по 2009 г. отличились ресурсы в Индии, России и Китае.

Залишити відповідь