Благодаря техническому прогрессу онлайн-игры превращаются в такой же бизнес, как продажа товаров и услуг. Это приносит внушительные прибыли не только бюджету страны, но и компаниям-первопроходцам.
С каждым годом наша цивилизация все глубже погружается в виртуальный мир глобальной сети Интернет. Туда же вдогонку за своим потенциальным клиентом проникает и бизнес. Рынок азартных онлайн-игр (online gambling), несмотря на свою молодость (первый игровой проект появился в августе 1995 года; на сегодня их число возросло до 2500) и комплекс законодательных и политических преград в ряде стран (к примеру, в США, Китае, исламских государствах) привлекает все больше новых операторов и игроков. По оценкам компании Jupiter Media Metrix, за пять последних лет аудитория азартных пользователей в Интернете увеличилась в 3 раза (превысив 100 млн. человек), а совокупный доход компаний вырос почти в 4 раза (в 2005 году — $12 млрд.). Затраты на виртуальный азарт составляют сегодня около 3% от общих «игровых» расходов населения мира, а в 2010 году могут увеличиться до 8%. Как ни парадоксально, основную прибыль индустрии онлайн-игр (более 50%) в течение всех последних лет приносят резиденты США. Хотя еще в июле 1998 года сенатом был принят The Internet Gambling Prohibition Act, запрещающий размещать, принимать, делать ставки через Интернет или предоставлять другие интерактивные сервисы во всех 50 штатах, за исключением розыгрышей национальной лотереи, конных и собачьих бегов. Из-за этого бюджет США ежегодно недосчитывается сотен миллионов долларов, которые перетекают в основном в оффшорные зоны Карибского региона (Антигуа и Барбуду, Коста-Рику). Столь значительный интерес к «запретному плоду» неслучаен. Игроков привлекает более высокий процент выплат за счет отсутствия значительных налоговых отчислений, которые предусмотрены для «наземных» казино в США (ставки налога в разных штатах колеблются от 6,75% в Неваде до 70% в Иллинойсе).
Переходный возраст недетского досуга
Первое русскоязычное казино появилось в Сети в 1999 году. С тех пор началось активное развитие индустрии азартных онлайн-игр в странах СНГ. «Современный этап можно оценивать как переходный (от зарождающегося к растущему), не хватает только должного государственного контроля и независимых контролирующих организаций», — рассказывает Вадим Рахаев, директор по рекламе и PR интернет-казино «Султан». «Рынок активно развивается за счет постоянного притока новых участников. Однако если два года назад он ежегодно удваивался, то сегодня темпы роста сократились до 40-50%. Такая динамика сохранится в ближайшие годы. Тем не менее, несмотря на достаточно большое количество интернет-казино в Рунете (русскоязычная часть Интернета), лидерами по-прежнему остаются единицы», — рассказывает Сергей Маревский, генеральный директор компании Globo Technologies. «В 2003 году существовало всего пять казино (считая лишь серьезные и качественные проекты, а не фирмы-однодневки). Сегодня их число достигло 20. Выход на рынок новых компаний стимулирует существующие казино к расширению спектра и совершенствованию качества предлагаемых услуг. В таких условиях ужесточается конкуренция по привлечению новых клиентов, но на данном этапе развития это ощутимо слабо, поскольку параллельно растет количество пользователей Сети, являющихся потенциальными игроками», — констатирует Ярослава Гречин, менеджер по маркетингу игрового проекта «Русское казино».
Расширение по пластиковой карте
Эксперты, опрошенные «&», были практически единогласны в указании проблем, сдерживающих развитие отрасли азартных игр в Интернете. Под шумок стремительного развития спроса и предложения на онлайн-игры на рынок выходят псевдооператоры, заинтересованные исключительно в возможности быстро собрать деньги и уйти. «Таких казино в Рунете довольно много. Своей деятельностью они подрывают доверие игроков к отрасли в целом. Поэтому в бизнесе важна репутация производителя программного обеспечения казино и наличие уважаемого аудитора, публикующего ежемесячные отчеты о выплатах игрокам. Как правило, серьезные интернет-казино предлагают более сотни игр на любой вкус, что выгодно отличает их от проектов-однодневок», — констатирует Джон Хьюз, директор по маркетингу интернет-казино «Голдфишка». «К основным причинам появления такого феномена можно отнести отсутствие четкой законодательной базы, из-за чего на этот рынок зачастую попадают аутсайдеры, которые просто не в состоянии вести честную игру», — отмечает Сергей Маревский.
Существенные трудности развития бизнеса в Сети на просторах СНГ связаны со слабым развитием банковских услуг и электронных систем расчета — пластиковых карт, платежных систем. «На данный момент более 50% потенциальных игроков не могут играть в онлайн-казино, так как не имеют удобного способа внесения депозитов и получения выигрышей», — говорит Сергей Маревский. По подсчетам, проведенным журналом Winneronline, расширение перечня платежных инструментов и ведение «открытой игры» со стороны казино позволит привлечь дополнительно 75-80% игроков. «Стоит отметить, что крупные банковские системы очень осторожно подходят к вопросу работы с интернет-компаниями игорного сектора. Это и тормозит увеличение и расширение рынка азартных игр», — добавляет Ярослава Гречин.
Программируемый успех
Наиболее важная составляющая интернет-казино — программное обеспечение. Перед компаниями, начинающими данный бизнес, встает выбор — создавать свою программу или найти качественный продукт, выполнив лингвистическую, культурологическую, маркетинговую и юридическую локализацию. От удачности его реализации и возможностей зависит успех игрового проекта. С этим связана и стоимость, колеблющаяся в диапазоне от нескольких десятков тысяч до миллиона долларов, плюс ежегодные отчисления (роялти) производителю. К примеру, Globo Technologies взимает за первый год эксплуатации $24 тыс., за все последующие — $72 тыс. «Программное обеспечение для игорных сайтов сейчас достигло достаточно высокого уровня. Крупные проекты могут похвастаться многопользовательскими играми (рулеткой, покером), быстрым соединением, обеспечением безопасности денежных расчетов», — говорит Ярослава Гречин.
Крупные проекты отличаются многопользовательскими играми, быстрым соединением и безопасностью денежных потоков.
Безопасность (борьба с мошенничеством) — основной принцип, лежащий в основе деятельности любого казино. «Она напрямую зависит от персонала игрового проекта. Увы, пока невозможно создать робота, который превосходил бы человека, ведь способы мошенничества постоянно совершенствуются», — констатирует Сергей Маревский. «Очень многое зависит и от производителя программного обеспечения. Большие компании-разработчики ПО имеют высококвалифицированную службу безопасности и могут себе позволить вкладывать огромные деньги в современные средства борьбы с мошенничеством, что позволяет игрокам не опасаться за сохранность своей конфиденциальной информации», — уточняет Джон Хьюз. Основные опасения игроков при совершении транзакций в Интернете вызывает возможность третьих лиц завладеть информацией атрибутов платежных карт. Как рассказал Роман Корж, «с целью недопущения, оператор связывается по телефону с игроком, интервьюирует его на предмет подтверждения личности и только потом принимается решение об осуществлении платежа».
Битва за светлое азартное будущее
Казино в кармане |
Игры для настоящих мужчин… и женщин В 1999 году Society for Human Resource Management опросил более 500 HR-менеджеров с целью узнать, какое влияние оказывает виртуальный азарт на продуктивность труда сотрудников компании. Ответы распределились так: 56% респондентов отметили, что влияние отсутствует, 13% — как позитивное, 25% — не знают, и только 6% — как негативное. По результатам опроса онлайн-казино, проведенного «&», наибольшей популярностью среди жителей СНГ пользуется рулетка — ее доля в общем числе игр составляет около 50-60%. Карточные игры — покер и блек-джек — прочно занимают второе и третье места. На их долю приходится приблизительно 20-30% всех игр. Далее следуют игровые автоматы и видеопокер, совокупная доля которых колеблется возле отметки 10-13%. На Западе наиболее популярной становится игра в онлайн-покер. По данными PokerPulse, доходы от него в 2003 г. составили порядка $318 млн., а уже в 2005 г. — более $3 млрд. В феврале 2005 г. только в США насчитывалось около 1,2 млн. активных игроков в покер, что составило приблизительно 70% от всех игроков, играющих в эту игру в мире. |