Трансформация страны сфинксов

Как показывает опыт Египта, 15 лет — время вполне достаточное, чтобы практически с нуля создать один из туристических центров мира.


Скажем сразу, что «пропитанному» историей Египту нельзя было не стать туристической страной. Но массовый турист не поедет просто в пески, даже если в этом месте находится один из центров древнего мира. Благодаря целенаправленной деятельности правительства эти пески превратились и превращаются в место комфортабельного и интересного отдыха.

Главный багаж: история, климат и местоположение
В последнее десятилетие среднегодовые темпы роста туристической отрасли страны составляли 25%, тогда как среднемировой показатель не превышал 7%. На столь обнадеживающую динамику египетские власти ответили еще более претенциозными прогнозами: по словам министра туризма страны Ахмеда Эль-Маграби, к 2015 г. страна планирует ежегодно принимать до 16 млн. отдыхающих.

На сегодня экономика АРЕ как минимум на треть завязана на туризме. Для Египта туристическая отрасль — основной источник доходов госбюджета, который только в минувшем году принес государству более $6 млрд., что составляет 18-процентный прирост по сравнению с предыдущим годом. Это и основной работодатель: именно в данной отрасли занято 10% трудоспособного населения страны, причем каждые дополнительные 1 млн. туристов создают 200 тыс. новых рабочих мест. Все это позволило Египту выйти на 26-е место в рейтинге крупнейших туристических рынков мира.

Способствовали достижению такого успеха три основные предпосылки.
Во-первых, благоприятное географическое положение: 2,7 тыс. км пляжей, Красное море даже зимой не остывает ниже 21 градуса, оно привлекательно для дайвинга, морской рыбалки и прогулок по коралловым рифам, пустыни позволяют развивать туризм-сафари, обилие минеральных источников и так называемые черные пески создают основу для медицинского туризма, для «экологических» туристов доступны 40 национальных заповедников.

Во-вторых, климатические условия. По статистике, 280 дней в году в стране стоит жаркая и солнечная погода. Это, пожалуй, одна из главных причин, почему украинские туристы массово атакуют египетские курорты с октября по апрель. Более того — как рассказал «&» гендиректор компании Tez Tour в АРЕ Фатхи Осман, Египет стремится стать местом для круглогодичного пляжного отдыха.

В-третьих, богатое историческое наследие.

Осторожно, конструктивный ремонт!
Еще в конце 1980-х гг. Египет представлял собой аграрно-индустриальное государство, основными статьями доходов которого были экспорт нефти и сборы за проход иностранными судами Суэцкого канала.

Несмотря на многообразие ландшафтов, пока возвращаться
в Египет хотят лишь 18% отдыхающих























Точкой отсчета египетского туристического чуда эксперты считают начало 1990-х гг. Именно тогда гранты МВФ и списание внешних долгов как «материальная и моральная компенсация» за участие Египта в войне в Персидском заливе позволили стране несколько поправить свое макроэкономическое положение. Равно как и трезво взглянуть на вещи: хаотичное колебание мировых цен на энергоносители и объективная невозможность властей прогнозировать прибыль от своих транзитных возможностей сделали госбюджет практически неподконтрольным правительству. В такой ситуации предсказуемый источник доходов выглядел не просто прихотью, а гарантией экономической стабилизации. В то же время Египет не мог не оглядываться на своих средиземноморских соседей (прежде всего Турцию), которые с размахом занялись становлением своей туристической индустрии. Правительству оставалось лишь взять все это под свою опеку. Более того, совет министров страны сделал ставку не только на развитие отдельно взятой туристической отрасли, но и на создание максимально благоприятного бизнес-климата в целом для становления сопутствующих отраслей.

Ключевым фактором стала ориентация на повышение роли частного сектора во всех отраслях. Как результат — законодательство Египта в части стабильности и защиты инвестиций стало, пожалуй, одним из самых привлекательных и обязательных если не в мире, то, по крайней мере, на Ближнем Востоке. Независимо от страны происхождения капитала инвесторы получили большие налоговые льготы. В числе наиболее действенных — освобождение прибыли от всех налогов сроком на 5-10 лет, НДС на этот же период снижается вдвое — до 5%, установление небольших социальных отчислений (20% от заработной платы).

«Если вы хотите построить частную виллу на Красном море — нет проблем, — рассказал «&» генеральный директор Inter-Continental resort&casino Hurghada Филипп де Вискайя. — Правда, за один квадратный метр земли вам сегодня придется заплатить $500-600. Если же вы строите целый гостиничный комплекс, то эта цена автоматически опускается до $150». Причем эту сумму инвестору не обязательно выплачивать сразу — он может получить рассрочку на 4-5 лет. (Эта легкость сыграла со многими инвесторами злую шутку — много объектов стоят недостроенными. — Прим. ред.)

Логическим дополнением к «инвестиционным шагам» стал ряд общеэкономических стимулов. Наиболее интересный из них — переход в 2003 г. от фиксированного к «плавающему» валютному курсу, что привело к ежегодной девальвации египетского фунта на 36%. По мнению экспертов, такая инициатива была вполне обоснованной (туристическая отрасль страны стала источником 25% поступлений всей иностранной валюты), равно как и логичной (правительство еще с конца 1980-х гг. активно прибегало к политике понижения официального курса египетского фунта по отношению к американскому доллару для привлечения туристов).

Кроме того, под эгидой правительства была проведена масштабная либерализация ряда экономических отраслей, прежде всего нефтегазовой, гостиничной и телекоммуникационной. К примеру, если еще 20 лет назад нефтегазовый сектор экономики всецело находился в руках государства, то сегодня 80% всех нефтегазовых услуг предоставляется частными компаниями.

Естественно, такая позиция официального Каира не могла оставить равнодушными инвесторов — финансовые вливания в туристический сектор за последние четыре года выросли на 60% и только за минувший финансовый год составили $526 млн. Сам же египетский рынок стал более прозрачным (уровень тенизации экономики, равно как и коррупционные издержки, на сегодня не превышают 7%). А признанием прогресса Египта в плане реализации экономических преобразований стало исключение его в 2004 г. из «черного списка FAFT» стран, занимающихся отмыванием денег.

Бизнес на вершине пирамид
На такой платформе можно было принимать меры, направленные на улучшение туристического сектора как такового. В их числе:

• искусственное снижение цен на туристические услуги. Подобную стратегию египетские отели взяли на вооружение после терактов 11 сентября 2001 г. Чтобы удержать высокий процент заполняемости гостиниц, «консервация» цен сохранялась вплоть до 2003 г. Однако уже в зимнем сезоне 2004-05 года стоимость проживания в египетских отелях (прежде всего на Синае) выросла на 16-25%;

• создание государственных органов по регулированию туристической отрасли. В 2005 г. наряду с традиционным Министерством туризма и Египетской туристической администрацией начал работу Верховный совет по туризму. Впрочем, насколько это хорошо — вопрос спорный, ведь бюрократия по сей день остается хронической проблемой современного Египта;

• развитие туристического образования. Будучи прерогативой государства, такая система обучения существовала в Египте с 1962 г. Однако только в 1990 г. для участия в ней был допущен частный сектор, что дало толчок созданию целой сети коммерческих вузов. Помимо этого, согласно принятому в 2004 г. новому закону о труде, 1% от всех доходов туристической отрасли отныне выделяется на повышение квалификации специалистов в области туризма и гостиничного хозяйства;

• повышение уровня безопасности. Ближневосточный регион традиционно считается небезопасным. Именно поэтому в Египте наряду с традиционными правоохранительными органами существует специальная туристическая полиция: она не только блюдет безопасность отдыхающих в курортных зонах и исторических центрах, но и неизменно сопровождает караваны туристических автобусов. (Правда, «боеспособность» этой полиции, как и прочего арабского воинства, — тема отдельного разговора.)

Четыре направления «главного удара»
Все эти факторы в комплексе и создали стартовую площадку для формирования туристического предложения, оптимального в формате «цена/качество». Главных направлений этой политики четыре.


Главной приманкой для иностранного инвестора в Египте стали баснословные льготы, а также низкие цены на землю

Ставка на культурное наследие. В частности, в непосредственной близости от Шарм-эль-Шейха на территории в 120 га сегодня возводится новый национальный Музей древностей, экспозицию которого составят 5 тыс. историко-археологических экспонатов. Стоимость проекта — $4 млн. Такую же сумму правительство в 2003 г. выделило на реставрацию самого древнего в мире христианского монастыря III века. Президент Египта Хосни Мубарак также объявил о намерении правительства создать национальный исторический музей в Александрии, экспозиция которого будет включать более 1,8 тыс. экспонатов. Стоимость строительства оценивается в $4,3 млн.

Становление новых видов туризма. Египет уже сейчас предлагает отдыхающим после осмотра пирамид, сфинксов и других исторических достопримечательностей отправиться в круиз по Нилу или в путешествие на подводной лодке. Серьезное внимание уделяется и развитию мотивационного (корпоративного) туризма. По данным украинского представительства Tez Tour, только за последние два года объемы этого вида отдыха в стране выросли с 12 до 16%. Еще одна новинка — конгресс-туризм.

Развитие новых курортов. Приманкой для инвесторов при этом опять-таки служит ценовая политика. По словам Филиппа де Вискайя, если в раскрученных курортах один квадратный метр земли под туристический комплекс сегодня обойдется инвестору в $150, то, скажем, на 10-20 км южнее Хургады эта цена составит $5. «Инвестиция верная, — уверяет гендиректор Inter-Continental, — учитывая, что с 1994 г. цены на землю выросли в стране в 15 раз. Такой проект наверняка окупится уже через 10-14 лет».

Позиционирование страны на международных рынках. Как отмечает министр туризма, Египет намерен не только укреплять собственный имидж на своих ключевых рынках (в Европе, Северной Америке, Южной Африке), но и покорять новые горизонты (прежде всего Китай, Японию, Индию и скандинавские страны). Причем главная цель правительства, по его словам, — изменить главный слоган с «Приезжайте в Египет» (travel to Egypt) на «Посетите Египет сейчас» (visit Egypt now). Правда, здесь стоит оговориться: именно создание странового бренда оказалось для египетских властей задачей непосильной. Ведь какие ассоциации сегодня чаще всего возникают при слове «Египет»? — Пирамиды, сфинксы, фараоны, верблюды… Но достаточно ли всего этого, когда правительство нацелено на создание в стране бизнес-климата, привлекательного для иностранных инвесторов? Ведь можно сколько угодно превозносить свои исторические достояния, но станет ли при этом кто-нибудь делать бизнес на вершине пирамид? По мнению экспертов, на сегодня именно международные PR и брендинг являются едва ли не «самым слабым звеном» туристической политики правительства. Одно из доказательств тому — сайт Египетской туристической администрации, который, кажется, создан по канонам середины 1990-х гг. Выход из такой ситуации эксперты видят в формировании единой коммуникационной стратегии, разработанной совместными усилиями туристических ведомств, совета министров и дипломатических служб, рассчитанной на 5-10 лет. Ведь кардинально что-то менять в стране необходимо: хотя объемы прямых инвестиций в туристический сектор АРЕ растут с каждым годом, однако, как показывает статистика, возвращаться в Египет хотят лишь 18% отдыхающих.

Залишити відповідь