Новое правительство Германии пытается придать национальной экономике второе дыхание и вернуть доверие инвесторов.
В 2004 г. рост мировой экономики составил 5,1%, что является самым высоким показателем за последние 28 лет. Несмотря на то что индикатор мирового экономического климата ИФО, составляемый на основе ежеквартальных обзоров 1200 экспертов из 90 стран мира, немного ухудшился в течение первых трех кварталов 2005 г., в последнем квартале он вновь повысился, указывая на продолжение бума. В 2005 г. предполагаемый рост составил приблизительно 4,3%. Подобного темпа можно ожидать и в 2006 г., что делает такой период быстрого и продолжительного глобального роста невиданным с 1970-х годов.
Но картина совсем не однородная. В Соединенных Штатах большинство экспертов полагают, что экономическая ситуация ухудшится в следующие шесть месяцев. Однако у азиатских стран, включая Китай, оптимизм не убавляется. Схожая ситуация наблюдается и в Восточной Европе, постсоветских государствах и Латинской Америке.
Экономические показатели в разных странах ЕС будут сильно различаться. В то время как Италия будет отстающей страной с ростом всего в 1,1%, «Ирландская ракета» не потеряет свою силу и увеличит реальный ВВП приблизительно на 4,8%. Вообще большие страны-члены ЕС все еще имеют медленные темпы развития в отличие от меньших. Это мало удивляет, так как Евросоюз помогает государствам, имеющим меньшую территорию, преодолеть недостаток их размера.
Даже Германия, имеющая самое большое народное хозяйство в Европе, испытывает подъем. Главная движущая сила — внешний спрос, так как Германия (второй по величине в мире экспортер) получает прибыль от глобального бума. В 2005 г. экспорт увеличился на 6,2% и, как ожидается, в 2006 г. вырастет на 7,4%.
Тем не менее одного экспорта недостаточно для существенного роста, если внутренний спрос ему не соответствует. Хорошие новости для Германии заключаются в том, что спрос на капиталовложения сейчас тоже повышается. В то время как вторая половина 2005 г. уже была довольно благоприятной, ИФО ожидает, что инвестиции в оборудование в 2006 г. возрастут на вполне твердые 6%. После многих лет сокращения инвестиции в строительство также немного увеличатся.
Совокупный инвестиционный рост, как ожидается, достигнет 2,9%, что не является высоким, по старым стандартам, но между тем становится многообещающим целебным бальзамом для подавленных немецких настроений. Кроме того, любой инвестиционный рост жизненно важен для Германии, которая в настоящее время страдает от самой низкой доли чистых капиталовложений в национальный доход в мире. Даже если темпы роста Германии останутся самыми вялыми во всем мире, то повышающийся спрос на капиталовложения все равно внесет свой вклад в рост ВВП, оцениваемый ИФО в 2006 г. в 1,7%.
Хорошие экономические данные укрепят первое благоприятное впечатление от нового правительства Ангелы Меркель. Фактически правительство внесло определенный вклад в хорошие экономические показатели, просто объявив о серьезном намерении объединить собственные государственные финансы Германии — необходимом условии для доверия инвесторов. Согласно прогнозам, существенный рост налогов приведет к снижению финансового дефицита до 3% от ВВП, установленных в соответствии с Договором стабильности и роста к 2007 г. (недостижимая цель для Германии за последние пять лет).
Настоящее испытание для немецкого правительства — трудовой рынок. Большинство наблюдателей сегодня соглашается с тем, что Германия нуждается в чем-то вроде американской налоговой льготы на трудовой доход. В Германии ее называют «активизирующая социальная помощь», или «комбизарплата». Суть ее заключается в том же: государство должно уменьшить расходы на пособия по безработице и увеличить расходы на вовлечение в рабочую силу. Это расширило бы распределение заработной платы, создало рабочие места и поддержало бы уровень жизни бедных.
В своей инаугурационной речи в бундестаге Меркель заявила, что ее правительство введет такую систему в 2006 г. Если это больше, чем пустое обещание, и если она действительно намерена провести серьезную реформу стимулирующей структуры социального обеспечения немецкого государства, то результатом могла бы быть более высокая занятость и структурный экономический рост. В долгосрочной перспективе оказалось бы более выгодным для ЕС и мировой экономики в целом, чем управляемая запросами структура, которая в настоящее время существует в Германии.