Высокотехнологичный масс-маркет

Распространяя программное обеспечение как услугу, а не товар, софтверные компании не только отстраиваются от конкурентов, но и создают новые модели ведения бизнеса.


Несколько лет назад ряды производителей программного обеспечения пополнила компания, маркетинговые посылы которой резко отмежевали ее от большинства игроков в индустрии. Несмотря на необычные лозунги «Никакого программного обеспечения», «Сила идей, а не программ», компания быстро стала успешным игроком на своем рынке. В 2005 г. ее доход составил $176 млн., что на 84% больше аналогичного показателя 2004-го.


Речь идет о salesforce.com — ведущем мировом поставщике ПО как услуги. Среди 250 тыс. клиентов salesforce.com такие гиганты, как Nokia, Dow Jones Newswires, Expedia Corporate Travel, SunTrust, Daiwa Securities и др. Сейчас компания является лидером на рынке CRM-систем (решений для управления отношениями с клиентами), которые предоставляются корпоративным пользователям через Интернет. Пример salesforce.com сегодня интересен в связи с появлением ряда сетевых технологий, которые позволят существенно расширить количество бизнес-моделей для сетевых приложений и в то же время вывести их из сферы интересов только крупных корпораций на простор массового рынка. Прежде всего речь идет о технологии создания сетевых приложений Ajax («Аякс»), в которую венчурные капиталисты Силиконовой долины в настоящее время инвестируют десятки миллионов долларов. Что же делает данную технологию столь интересной для бизнеса и привлекательной для инвесторов?


Новый рынок или следующий «доткомовский пузырь»?


Впрочем, считать Ajax панацеей вряд ли стоит. Скептики указывают на то, что слишком уж много шума поднялось вокруг набора технологий, которые используются уже несколько лет и не являются принципиально новыми. Особо злостные говорят о том, что на конференциях, посвященных Ajax, можно встретить активных участников в раздувании «бума доткомов» в 2000 г., что привел к банкротству многих компаний, занимавшихся сетевым бизнесом. Так что столь настороженное отношение через пять лет после обвала рынка вполне закономерно. Правда, лишь на первый взгляд.


Если присмотреться, то можно увидеть, что Интернет как основная среда использования Ajax за последние пять лет претерпел очень серьезные изменения. Всемирная паутина стала куда более ориентирована на услуги, чем в 2000 г., а сетевые службы составляют серьезную конкуренцию компаниям из «реального мира». Подтверждение тому — настороженное отношение руководства американского ритейлера WallMart к компании Google, одна из служб которой — Froogle — дает пользователям возможность быстро находить самые дешевые товары. Еще один пример — технология VoIP, позволяющая совершать звонки через Интернет на стационарные телефоны. Прибыль компании Skype, предоставляющей связь с помощью VoIP, в 2005 г. составила около $60 млн., в следующем году этот показатель прогнозируется на уровне $200 млн. Традиционным же телекоммуникационным компаниям достаточно тяжело тягаться с новичками, подобными Skype, поскольку расценки у последних существенно ниже. Все эти факты говорят об одном: рынки интернет-услуг 2000-го и 2005 г. очень серьезно отличаются как по качеству, так и по количеству сервисов. И появление в этом контексте Ajax как технологии, позволяющей повысить уровень таких услуг на быстрорастущем рынке, вполне закономерно.


Объединение старого дало новый результат


С технической точки зрения Ajax не является чем-то новым. По сути, это набор технологий (язык программирования JavaScript, XML, базы данных) и принципов их взаимодействия, основу которых заложила корпорация Microsoft в 2000 г. Ценность Ajax в том, что именно благодаря ей скорость работы сетевых приложений, которая раньше считалась немыслимой, уже стала реальностью. Если раньше любые изменения данных в сетевых приложениях приводили к перезагрузке всей страницы, то программы на основе Ajax просто обновляют изменившиеся части со скоростью, которая мало чем уступает скорости работы ПО, установленного на жестком диске компьютера. Таких результатов удалось достичь благодаря тому, что часть данных обрабатывается у пользователя на компьютере, тогда как по сети передаются лишь данные об их изменениях. Перетаскивание сообщений в папки, присвоение им свойств с помощью ярлыков, настройка внешнего вида программы — все это придает ajax-приложениям схожесть с традиционными.


Первые решения из отряда Ajax — онлайновая система картографической информации Google Maps, которая позволяет тянуть карту в разные стороны, чтобы увидеть те или иные ее участки. При этом изменяется только сама карта, с которой работает пользователь, но сама страница не перезагружается.


Интересным с точки зрения использования Ajax также является сервис Goovy. Этот проект, находящийся пока еще на стадии разработки, предлагает пользователям перенести их рабочий стол в Сеть. То, что пользователь видит в окне своего браузера, действительно рабочий стол, на котором нашлось место и для «программы» чтения электронной почты, и для новостей, и для сохранения контактов. А все сетевые приложения действуют по образу и подобию установленных на компьютер.


Разработчики проекта gOffice пошли еще дальше. Они предлагают клиентам возможность создавать свои документы (текстовые, презентационные, электронные таблицы) в режиме он-лайн. И хотя разработка проекта еще далека от завершения, она уже бросает вызов традиционным понятиям о совместной работе над документами и офисной работе как таковой. Подобный подход имеется и у сетевого сервиса NumSum, позволяющего создавать временные электронные таблицы и давать разрешение на использование их другим пользователям.


И все же наиболее известный из используемых Ajax проектов после Google Maps — сетевой сервис Meebo. Он дает пользователям возможность воспользоваться услугами одного из популярных сервисов мгновенных сообщений — AOL, Yahoo Messenger, MSN Messenger, Jabber или ICQ. По скорости работы и доставке сообщений Meebo практически не отличается от инсталлированных на ПК программ. Этот сетевой сервис работает в условиях, когда по той или иной причине пользователь не может установить ПО на компьютер (например из соображений безопасности). Благодаря этому данный сервис пользуется большим спросом среди пользователей, которым приходится часто бывать в разъездах. Сама же компания Meebo, появившаяся в сентябре 2005 г., уже успела привлечь более $100 тыс. венчурных инвестиций.


Можно практически мгновенно создавать информационную бизнес-инфраструктуру


Казалось бы, какой смысл воссоздавать в Сети то, что уже существует в виде надежного и хорошо изученного программного обеспечения, которое спокойно устанавливается на локальный компьютер? Более того, имеет ли смысл оплачивать дополнительные расходы за интернет-трафик только для того, чтобы загрузить ПО через браузер?


Оказывается, преимуществ у софта, созданного с использованием Ajax, более чем достаточно, особенно если речь идет о корпоративных клиентах. Первым и главным преимуществом является интеграция личного бизнес-пространства в мировую информационную инфраструктуру. На практике это означает повсеместную доступность важных бизнес-инструментов. Скажем, пользователь пакета программ для корпоративной коммуникации Zimbra Collaboration Suit имеет доступ к своим контактам, рабочим планам, электронной почте из любого места, где доступен Интернет.


Другое преимущество сетевого ПО — облегчение его поддержки для пользователя. По сути, клиент избавляется от хлопот, связанных с обновлением таких программ, а также возможной несовместимостью версий или форматов данных между разными версиями той или иной программы — в этом заинтересован в первую очередь поставщик услуги.


Сетевые решения также позволяют практически мгновенно создавать информационную бизнес-инфраструктуру. Роль Ajax в данном случае состоит в удешевлении и «демократизации» предложений, аналогичных предложениям того же salesfoce.com (самое дешевое предложение от salesfoce.com обойдется пользователям в $995 в год на человека). Важным плюсом Ajax является и его принципиальная кросс-платформенность, то есть возможность использовать ПО на основе Ajax в любой операционной системе. Такое свойство позволяет компании легко создать разнородную среду платформ, менее уязвимую к вирусам и сетевым атакам, и при этом использовать однородную систему бизнес-инструментов. Более того, огромный интерес к Ajax в Силиконовой долине вызван и тем, что данная технология способна породить качественно новые модели ведения бизнеса, основанного на сетевых услугах. В их числе:
• модель «Программное обеспечение по подписке». Активно и успешно используется salesforce.com, IBM, NetSuite, которые получают доход за счет продажи ПО в Сети как услуги. При этом поставщик такого ПО создает вокруг себя экосистему из поставщиков дополнений к своему программному обеспечению, что позволяет увеличить ценность предложения для клиента. Данная модель прежде всего подходит для корпоративных пользователей, которые могут адаптировать сетевой софт к собственной бизнес-модели;
• модель непрямой оплаты услуг. В данном случае клиент получает в бесплатное пользование сетевые услуги, а расплачивается своими личными данными. Это позволяет поставщику подобных услуг продавать рекламодателям хорошо структурированную базу пользователей услуги. Такая непрямая оплата услуг, где клиент платит своим вниманием (самое время вспомнить термин «экономика внимания» (economy of attention)) и привела к появлению гиганта сетевого бизнеса Google. Второй игрок на этом рынке — Yahoo! — также получает большую часть своих доходов за счет рекламы;
• гибридные модели. На основе двух предыдущих моделей скорее всего сформируются разного рода гибридные способы зарабатывания денег на сетевом ПО. Наиболее вероятна из них — бесплатная услуга со встроенной рекламой, от которой можно избавиться, став подписчиком услуги.


Особо следует отметить, что все эти модели позволяют поставщику обеспечить себе стабильные потоки доходов, которые не зависят от циклов выпусков новых версий ПО, с чем неизбежно сталкиваются разработчики программного обеспечения, которые продают его как товар. Кроме того, возможным вариантом бизнес-модели является и приспособление уже раскрученных ajax-приложений к нуждам специфической компании, но эта модель вряд ли станет доминирующей.







Microsoft «опять опоздала на вечеринку»


Именно так прокомментировали некоторые аналитики недавние меморандумы руководителя софтверного гиганта Билла Гейтса и его технического директора Рея Оззи, в которых те призывали своих разработчиков обратить особое внимание на сетевые услуги и технологии, в том числе и Ajax. По словам Гейтса, волна сетевых приложений будет «очень разрушительной» для традиционных бизнес-моделей на основе решений Microsoft. Такие опасения небезосновательны: стоит вспомнить компанию Zimbra, замахнувшуюся на один из наиболее популярных корпоративных продуктов — Microsoft Outlook. В то же время Zimbra — лишь одна из целого ряда компаний нового поколения, пытающихся предоставлять сетевые услуги, аналогичные возможностям продуктов Microsoft. Так что игнорировать эту угрозу для корпорации чревато потерей «места под солнцем».


Первым ответом Microsoft на эти угрозы стал анонс запуска сетевой версии пакета Office. Пока неизвестно, будет ли сетевой офисный пакет работать по схеме подписки или же компания рискнет попробовать силы в традиционной вотчине Google — бесплатных услугах с вмонтированной рекламой. Но факт разработки таких продуктов, а также активная работа над Ajax говорят об одном: рынок сетевых приложений имеет достаточно большие перспективы. Очевидно, что основная борьба за него развернется между Google и Microsoft, на «вторых ролях» окажутся Apple и Yahoo. Следует ожидать и появления новых игроков вроде Zimbra. Но в нынешних условиях им скорее всего придется присоединиться к одному из уже существующих лагерей.

Залишити відповідь