Производство
Ради роста продаж японцы становятся европейцами
Компания Toyota расширила свой европейский центр исследований и разработок (Toyota Motor Europe’s R&D Center). Он основан в Завентеме под Брюсселем еще в 1987 г. В марте 2004 г. было принято решение о дополнительном инвестировании 75 млн. евро в его расширение. Общий объем вложений в центр, где сейчас работают 580 человек, — 130 млн. евро.
Открытие центра соответствует стратегии локализации, согласно которой компания стремится отвечать на специфические нужды региональных потребителей и «производить автомобили для Европы в Европе». В бельгийском центре разрабатываются и тестируются все основные составляющие автомобилей, предназначенных для европейского рынка. Центр также призван укрепить отношения с европейскими поставщиками, которые поставляют 90% комплектующих для европейских Toyota. Ежегодно компания закупает у них продукции на сумму около 4,5 млрд. евро.
Toyota проводила расширение центра таким образом, чтобы оставалось пространство для дальнейшего роста на существующих площадях. Указанный подход оправдал себя в США. В частности, в построенных зданиях оставлены пустующие площадки, которые вскоре будут заполнены.
В рамках стратегии локализации Toyota открыла в Европе восемь производственных площадок, дизайнерский центр и Toyota Formula 1 Center. Сейчас все лидеры продаж в Европе — модели Yaris, Corolla, Corolla Verso и Avensis — здесь же и производятся. Дизайнерским центром, открытым в 2000 г. во Франции, разработан первый автомобиль для европейцев — Toyota Yaris. Также в Европе разработан Toyota Avensis — первый автомобиль, импортированный отсюда в Японию. А в 2002 г. Toyota Motor Manufacturing Turkey отстояла свое официальное признание как основного производственного центра автомобилей Corollа.
Усилия компании Toyota по локализации помогли существенно нарастить продажи в Европе — до 965 тыс. автомобилей в год, и достичь рыночной доли в 5%. На 2006 г. обозначена цель превысить показатель 1 млн. авто.
Центр R&D обосновали в Бельгии по ряду причин. Во-первых, в Брюсселе расположена управляющая компания по региону Toyota Motor Europe (ТМЕ), которая была создана в 2002 г. для координации деятельности производственных, маркетинговых и исследовательских подразделений, а также деятельности в сфере международных отношений. Поэтому компания хорошо знакома с особенностями ведения бизнеса в Бельгии. Во-вторых, в этой стране также расположены центры запчастей и логистики компании. В-третьих, открывая центр R&D возле Брюсселя, компания рассчитывает на близость к поставщикам и удобный доступ к своим производственным центрам. В-четвертых, страна удобно расположена с точки зрения привлечения потенциальных сотрудников. И в-пятых, здесь находится высокопрофессиональная рабочая сила и мощные университеты.
Реорганизация
Western Union отделяется от «матери»
Корпорация First Data, мировой лидер на рынке услуг электронной коммерции и обслуживания платежей, планирует выделить свою систему денежных переводов Western Union в отдельную компанию с рыночной капитализацией более $20 млрд. Реорганизацию планируется завершить во второй половине 2006 г.
Такой шаг, по мнению экспертов, выгоден для обеих компаний. First Data после реструктуризации сможет сосредоточиться на ключевом для себя направлении бизнеса — обслуживании трансакций с применением пластиковых карт. В то же время Western Union избавится от лишнего балласта в лице головной компании, которая растет гораздо медленнее «дочки». За прошлый год акции First Data выросли в цене лишь на 1,1%, в то время как ценные бумаги ее конкурента MoneyGram International прибавили 23% — столько же, сколько акции Western Union. Общая выручка платежной системы за прошлый год увеличилась на 14% (до $3,8 млрд.). Для сравнения: по итогам IV квартала прошлого года доходы First Data снизились на 12%, а операционная прибыль — на 14%.
Рост Western Union связывают с увеличением масштабов трансконтинентальных переводов, которые совершают мигранты. В настоящее через платежную систему проходит около 275 млн. трансакций в год. Такой оборот обеспечивают 271 тыс. пунктов приема платежей более чем в 200 странах мира.
Слияния и поглощения
Raiffeisen продолжает завоевывать СНГ
Австрийский банковский холдинг Raiffeisen объявил о приобретении российского «Импэксбанка» за $550 млн. Слияние «Импэкса» и российской «дочки» покупателя «Райффайзенбанк Австрия» будет проведено по завершению сделки в мае 2007 г.
Как отмечают участники рынка, для «Импэкса» сделка более чем успешная. Ее итогом станет появление на рынке седьмого по величине банка с совокупными активами 4,2 млрд. евро и долей рынка в 1,9%. По словам президента «Импэксбанка», приход крупного западного инвестора снимает часть рисков, с которыми связана работа банка на российском рынке, и гарантирует конкурентоспособность на долгосрочную перспективу. Такая уверенность вполне оправдана: после приобретения австрийцами «Аваля» за $1,028 млрд. активы украинского банка за 2005 г. выросли на 62,4% (до 19,26 млрд. грн.). Агентство Fitch уже отреагировало на сделку, поставив рейтинги «Импэксбанка» на пересмотр с возможностью их повышения.
В свою очередь Raiffeisen в результате поглощения станет крупнейшим иностранным банком в России, опередив нынешнего лидера — Международный московский банк. При этом австрийцы приобретают банк с разветвленной филиальной сетью (как и у «Аваля») и развитием розничного бизнеса. Стоимость «Импэкса» к собственному капиталу составляет 2,8, в то время как подобные сделки на рынке обычно проходят с коэффициентами 2-2,5. Однако, по мнению ряда экспертов, могут возникнуть сложности из-за того, что структура клиентской базы в обоих банках очень разная. Raiffeisen известен на рынке консервативной процентной политикой, тогда как «Импэксбанк» привлекает клиентов за счет высоких ставок. Их снижение может привести к оттоку частных клиентов. К тому же «Импэкс» специализируется на мелких и средних компаниях, чья кредитоспособность может вызвать вопросы со стороны Raiffeisen, строящего свой бизнес по западным стандартам.
Реорганизация
Kraft Foods затеяла новый ремонт
Kraft Foods, крупнейший производитель продуктов питания в США, к 2009 г. сократит 8 тыс. рабочих мест (8% персонала) и закроет 20 заводов. Такие шаги будут предприняты в рамках расширения программы реструктуризации, цель которой — стабилизировать операционные и финансовые показатели компании в условиях роста производственных затрат. Итогом же программы должно стать сокращение ежегодных расходов на $700 млн.
Интересно то, что заявление о реструктуризации последовало за объявлением об экономических успехах компании в IV квартале 2005 г. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года валовая прибыль компании выросла на 23% (до $773 млн.), а объем продаж — на 10% (до $9,66 млрд.). Достичь этого удалось прежде всего за счет увеличения экспорта сыра Philadelphia в Италию и кофе Jacobs в Россию и Украину. Впрочем, эти цифры не выглядят столь обнадеживающе на фоне растущих закупочных цен на сырье (главным образом на кофе и орехи), упаковочные материалы и энергоносители. Только за 2005 г. затраты компании по этим статьям возросли на $800 млн. В такой ситуации повышать цены на продукцию руководство сочло рискованным, поскольку это грозило снизить потребительскую активность, да и подорвало бы конкурентные позиции брендов.
Для повышения эффективности бизнеса Kraft Foods в 2004 г. уже провела масштабную реструктуризацию, сократив 5,5 тыс. рабочих мест и закрыв 19 производственных площадок. Такие шаги позволили сократить ежегодные расходы на $450 млн. В 2005 г. Kraft Foods также продала несколько кондитерских брендов. Это позволило свернуть продуктовые линейки, которые не пользуются особым спросом, и сконцентрироваться на производстве полезных для здоровья продуктов. Сегодня Kraft Foods уделяет особое внимание продвижению своих профильных товаров — сыра, печенья, кофе и безалкогольных напитков.
Корпоративные финансы
Американский фаст-фуд обосновался на бирже
Одна из крупнейших частных компаний США — сеть ресторанов быстрого питания Burger King — проведет первичное размещение акций на бирже. Ориентировочными сроками IPO называют конец февраля-начало марта 2006 г. Такой шаг руководство Burger King объясняет необходимостью оптимизировать потенциал компании и повысить выплаты акционерам.
В последние годы дела Burger King шли неважно. Сеть фаст-фудов не выдерживала растущей конкуренции со стороны других игроков рынка. Снижающаяся отдача от ресторанного бизнеса вынудила бывшего владельца сети компанию Diageo в декабре 2002 г. продать Burger King группе инвесторов. Сеть из 11 тыс. ресторанов была продана всего за $1,5 млрд. при реальной стоимости в $2,26 млрд. Однако даже новому руководству изменить ситуацию удалось не сразу. В 2004 г. Burger King опустился на третье место по объемам продаж, уступив не только неизменному лидеру McDonald’s, но и быстрорастущей сети закусочных Wendy’s. Негативную тенденцию удалось преломить лишь в августе 2004 г. Тогда компания инициировала выпуск новых продуктов, которые благодаря агрессивной рекламной кампании стали популярными у потребителей.
По мнению экспертов, Burger King выбрал правильное время для размещения акций на рынке. Доказательством того служат несколько удачных IPO. В их числе сеть закусочных Chipotle Mexican Grill, принадлежащей McDonald’s (акции компании уже в первый день торгов выросли вдвое), и кондитерских Tim Hortons (владелец Wendy’s). Как отмечают аналитики, активное привлечение капитала операторами фаст-фуда свидетельствует о том, что в данном сегменте рынка остаются перспективные ниши, что позволяет существующим игрокам запускать новые проекты по расширению бизнеса.