При грамотном подходе к разработке законопроектов эффективная защита национального производителя возможна и в условиях большей открытости украинской экономики, обусловленной вступлением в ЕС и ВТО.
Анатолий Пинчук, президент Центра развития внешнеэкономических отношений
В Верховной Раде еще в октябре прошлого года был зарегистрирован пакет из девяти законопроектов, разработанный украинским Центром развития внешнеэкономических отношений по заказу гражданской партии «Пора». Перед открытием сессии народным депутатом от блока «ПОРА-ПРП» Тарасом Стецкивым был подан еще один, десятый, законопроект Центра. О сути нововведений, заложенных в этих законопроектах, и о том, что необходимо сделать для создания благоприятной бизнес-среды в Украине, рассказывает Анатолий Пинчук, президент Центра развития внешнеэкономических отношений.
Основными идеями пакета законопроектов, разработанного Центром, является превращение системы налогообложения из механизма простого изъятия средств из реальной экономики в пользу дотируемых из бюджета направлений в институт стимулирования законной деловой активности, а также создание инструментов «цивилизованного протекционизма». В последнем случае речь идет об адаптации правовой базы упрощенной системы налогообложения малого бизнеса, деятельности СЭЗ, ТПР, технопарков таким образом, чтобы восстановление льгот для предпринимателей не нарушало принципов справедливой конкуренции и не противоречило нормам ЕС и ВТО. Эффективная защита национального производителя при грамотном, предлагаемом нашими законопроектами подходе, возможна и в условиях большей открытости украинской экономики.
Данные законопроекты прошли экспертизу представителями бизнес-сообщества в ряде регионов Украины, где были проведены специальные круглые столы. Показательно, что предлагаемые новации получили одобрение со стороны не только малого и среднего, но и крупного бизнеса. Это не просто подкрепляет нашу решимость добиваться принятия данных законов, но и позволяет рассчитывать на их широкую поддержку в сессионном зале со стороны депутатов, которые получат соответствующие сигналы от бизнес-сообщества. Увеличение роли парламента в новых политических реалиях дает предпринимателям мощный инструмент качественной защиты своих интересов, которым мы предлагаем умело пользоваться.
Одним из важнейших в пакете предлагаемых нами законопроектов является концепция введения единого социального налога. Мы сознательно отказываемся от сведения группы социальных фондов в единый фонд, поскольку это требует глубокого реформирования пенсионной и других социальных систем. Вместо этого мы предлагаем ввести единый социальный налог (ЕСН), который после его сбора ГНАУ будет расщепляться между отдельными фондами. Предприниматель будет подавать в налоговую только платежки на уплату ЕСН и сбора на несчастные случаи. Это не просто облегчит жизнь бизнесу, но и позволит ликвидировать целые департаменты во всех социальных фондах, которые сейчас занимаются администрированием налогов и сборов. Кроме прочего, мы предлагаем снизить ЕСН до 20% (в сумме с подоходным налогом нагрузка на зарплату будет составлять 33%). Это та грань, при которой станет невыгодно заниматься обналичиванием и выплачивать зарплату в конверте. Ведь расходы станут больше, чем сумма налогов.
Ключевыми моментами законопроекта, меняющего закон о НДС, являются введение «кассового» метода начисления этого налога и сверхдетально прописанные процедуры его администрирования и возмещения.
Касательно ставки мы считаем необходимым ее снижение в 2007 году до 17%, а в 2008 — до 15%. Также предложенный нами законопроект детально прописывает механизм обложения НДС операций финансового лизинга, взносов в уставный фонд, а также по договорам о совместной деятельности. Операции реимпорта (например, возврат в Украину продукции после разрыва соглашения) предлагается не приравнивать к операциям импорта и не облагать их НДС.
Вообще говоря, НДС сам по себе не является налогом, необходимым развивающейся украинской экономике. Но раз мы провозгласили курс на вступление в ЕС, то от него нам не уйти, ведь без НДС нам туда дорога закрыта.
Законопроект об изменениях закона о налоге на прибыль предприятий предполагает среди прочего замену правила первого события правилом начисления, увеличение норм амортизации (стимулирует обновление основных фондов), снижение ставки до 20%.
Внесенный нами проект закона «Об общих принципах создания и функционирования территорий приоритетного развития, специальных экономических зон и туристическо-рекреационных зон» нацелен на создание условий, при которых стимулирование бизнеса, требующего особого налогового и таможенного режима, не будет сопровождаться злоупотреблениями. Однако полная отмена льгот в рамках СЭЗ и ТПР правительством Тимошенко породило множество исков зарубежных инвесторов против Украины и стало одним из главных факторов колоссального падения объема иностранных инвестиций.
Теперь мы предлагаем исправить эту ситуацию, жестко разграничив разницу между СЭЗ и ТПР, а также введя понятие туристическо-рекреационной зоны (ТРЗ). Первые создаются для поддержки экспортно ориентированной деятельности и подразумевают льготы по налогу на землю, а также особый таможенный режим. Товары, ввозимые на территорию СЭЗ, не подлежат обложению ввозной пошлиной, акцизом и НДС, а также таможенным сбором. В ожидании лучшей конъюнктуры на внешних или национальном рынке разрешается свободное сохранение этих товаров на территории СЭЗ. Однако в случае ввоза товаров из СЭЗ на таможенную территорию Украины применяются такие же правила, что и при обычном импорте. Это позволит избежать злоупотреблений. Также прибыль субъектов СЭЗ от реализации утвержденных инвестпроектов облагается в размере 50% от существующей ставки. Территории приоритетного развития в свою очередь создаются в депрессивных районах, где среднемесячный размер зарплаты не превышает 85% от среднего по Украине, а уровень безработицы превышает 110% от среднего по Украине. Мы предлагаем, чтоб в рамках ТПР не было таможенных льгот, но присутствовала льготная система амортизации балансовой стоимости основных фондов, используемых в рамках инвестпроектов.
Также предлагается первые пять лет в случае утверждения инновационных инвестпроектов специальной комиссией Кабмина прибыль субъектов ТПР при реализации этих проектов облагать налогом в размере 25% от обычной ставки, а следующие пять лет — в размере 50%. Освобождение от таможенного сбора предусмотрено для оборудования и комплектующих, аналоги которых не производятся в Украине.
Суть преференций в ТРЗ сводится к компенсации инвестору затрат на создание коммуникаций и инфраструктуры.
Любопытно, что по нашим расчетам бюджет от нововведений тоже выиграет. Так, если соответствующие законы будут введены в действие с 1 января 2007 г., то поначалу налоговые поступления в бюджет и вправду сократятся. Но явление будет временным, поскольку уже к августу доходы бюджета достигнут прежнего уровня, а далее будут значительно увеличиваться. За счет расширения налоговой базы и сокращения издержек на администрирование налогов.
Кроме того, мы предлагаем ввести налог на имущество физических и юридических лиц — и как компенсатор потерь бюджета, и как инструмент расширения налоговой базы. В основном речь идет о недвижимости. Ставки налога по разработанной Госкомстатом методике будут определяться в зависимости от площади и рыночной стоимости объектов. Кроме фискальной, эти налоги будут иметь важную экономическую и социальную функции. Так, недвижимость станет менее привлекательным объектом для инвестирования и будет извлекать из реальной экономики меньше средств. Плюс к этому более зажиточные граждане станут платить больше, чем можно будет снизить социальное напряжение в Украине. Либеральная политика в нашем понимании должна сводиться к поощрению экономической активности, а не простого накопления, которое порождает глубокие имущественные диспропорции.
В пакет, помимо прочего, входят изменения в законы об упрощенной системе налогообложения, о доходах предприятий и физических лиц — все они нацелены на либерализацию и дебюрократизацию налоговой системы, приведение ее в соответствие стандартам ЕС.
Уже сейчас мы подготовили законопроект, устанавливающий ограничения на действия контролирующих органов и предусматривающий ответственность для должностных лиц за нанесение предприятию ущерба в результате немотивированной проверки.
Мы считаем, что решение по основным законопроектам (и в первую очередь о едином социальном налоге) реально принять на этой сессии. Во многом оно станет тестом для политических сил на реальную, а не предвыборную поддержку развития бизнеса. Фактически парламенту этого созыва представляется последний шанс сделать чрезвычайно важное для совершенствования предпринимательской среды дело. Надеемся, депутаты в полной мере этим шансом воспользуются.