Духовный голод можно удовлетворять столь же изысканной и «живой» пищей, как и голод физический. Украинские джазовые гурманы теперь в надежных руках.
В прошлом Киев уже посещали мировые джазовые звезды: великий гитарист Пэт Мэтини, пианист Лайл Мэйс, джазовый трубач Мэйнард Фергюсон, Джон Маклафлин со своим бэндом. Однако периоды активных выступлений перемежались временами полного затишья. Идея создания постоянного цикла джазовых концертов вызревала по мере того, как в Украине формировался круг людей, для которых джаз — не просто музыкальная экзотика, а искусство, которое любят и считают важным для внутреннего развития.
Деятельность Международного джазового абонемента, начало которой было отмечено сентябрьским концертом 2005 года, задала киевской джазовой жизни стабильный темп развития.
«&» беседовал с организаторами джазового абонемента: советником министра культуры, главой экспертного совета по вопросам джазовой музыки Петром Полтаревым и бас-гитаристом, участником международных джазовых проектов Аркадием Овруцким.
О мировых образцах музыкального вкуса
Петр Полтарев: Для организации такого проекта, кроме решения финансовых и организационных вопросов, нам необходимо было найти человека, который понимал бы, что в западном джазе считается наиболее актуальным и что пришлось бы по душе славянскому слушателю. И такой человек нашелся. Это Аркадий Овруцкий. Долгое время он играл в Нью-Йорке и учился в элитной джазовой школе. Устраивая данные проекты, мы, с одной стороны, учитываем отечественные вкусы, а с другой — подтягиваем их к мировому образцу.
«&»: Что такое вкус мирового образца?
П. П.: Джаз сегодня — это престижно и модно. В определенных кругах, естественно. В развитых странах спонсоры, поддерживающие джазовые проекты, — крупные сигарные фирмы, производители дорогих коньяков, мужской и женской парфюмерии. Это та музыка, которая ассоциируется с обеспеченным образом жизни. В то же время джаз — музыка, во многом требующая определенной подготовки. Не обязательно музыкальной, но интеллектуальной — в первую очередь. Нередко среди его поклонников студенты элитных учебных заведений. Даже на пике популярности рок-музыки и рок-н-ролла для Кембриджа, Йельского университета, Оксфорда, Сорбонны и других учебных заведений на первом месте стоял джаз. Интеллектуалы всегда требовали и более высокого уровня музицирования. В конце концов, и отдыхать, и развлекаться мы должны тоже учиться цивилизованно.
О том, что мы даем американцам
«&»: Вами уже организовано несколько концертов. Что они показали?
П. П.: Ощущение такое, что мы превзошли свои ожидания. Если на первом концерте зал был почти полон, то на последних — яблоку негде было упасть.
Аркадий Овруцкий: Американцы говорят, что киевская публика — самая теплая и понимающая.
П. П.: Да, они все влюблены в Киев. Уезжать не хотят, потому что им понравилось, они себя чувствуют здесь комфортно.
А. О.: Я разговаривал с саксофонистом Джеральдом Хайсом. Он в диком восторге. Его брат Луис тоже очень хочет приехать. А барабанщик Луис Хайс — звезда номер один.
П. П.: Особа, приближенная к императору. Партнер и друг Майлса Дэвиса, который является культовой фигурой.
А. О.: К нам приезжали очень хорошие музыканты. Но, естественно, у всех свои бюджеты. Может, мы доживем, когда получится привезти саксофониста Уэйна Шортера или Сонни Роллинса.
О соотношении затрат и отдачи
«&»: Сколько стоит пригласить в Киев джазового музыканта из США?
П. П.: Скажем так, на порядок ниже, чем звезду так называемой российской эстрады.
А. О.: Есть маленький нюанс. Организация через европейских агентов стоила бы гораздо выше. В нашем случае, когда это делается на уровне личных контактов, совершенно другие расценки. Музыканты сами заинтересованы в этом участвовать, потому что это творческий проект, а не коммерческий. Вы бы видели, насколько Джеральд Хайс свободен и открыт на сцене. Это прекрасный звук. Ведь самое главное, что отличает американских саксофонистов от наших, — это звукоизвлечение.
А. О.: Наша публика страшно изголодалась по живой энергетике. А здесь — живая музыка, которая никогда не повторится. Люди наконец начинают понимать, что такое присутствовать при акте творения. Человек — соучастник процесса, за это он платит деньги и получает удовольствие. Это обогащает, в конце концов.
«&» : Кто из джазовых музыкантов выступит в Киеве в ближайшее время?
П. П.: 12 февраля — Т-bonе. Блестящий джазмен, насколько я знаю, тем не менее играющий не чистый джаз, а синтез стилей. Это соединение фанки, соула и джаза в единое целое. Такого еще в Киеве не было никогда.
А. О.: Это нестандартный, яркий джаз. Он не имеет отношения к джазу 1930 годов, но несет заряд той энергетики, когда тысячные толпы танцевали под свинговые оркестры.