Искусство — это большая политика до тех пор, пока им занимаются не политики, а большие творцы.
В России балет давно считается искусством, формирующим культурную репутацию государства. Классический танец в исполнении наших соседей по-прежнему лучший в мире.
В советские времена он входил в «меню» культурного угощения многих зарубежных гостей. Русский балет смотрели Джавахарлал Неру, Мао Цзэдун, Индира Ганди, принц Камбоджи Сианук, король Лаоса…
Хрущев, принимавший возросшие в результате оттепели потоки иностранных делегаций, жаловался: «Как подумаю, что вечером опять «Лебединое озеро» смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся…»
В программке мировых гастролей о Государственном академическом театре классического балета написано: «Визитная карточка России». Самореклама, отражающая объективные обстоятельства: в течение более чем 20 последних лет премьеры всех спектаклей супругов Касаткиной и Василёва проходили на сцене Кремлевского дворца съездов.
Еще одна хорошая новость состоит в том, что в этом году театр привезет в Киев не «Лебединое озеро», а «Спящую красавицу».
Как отступал Большой
Как говорят организаторы, сегодня Театр классического балета гастролирует больше, чем Большой и Мариинка. С точки зрения востребованности, за границей московский классический балет — если не образец, то пример успеха. По словам руководителя театра Натальи Касаткиной, еще до окончания гастролей у них всегда появляется новое приглашение.
Конкуренция с Большим театром нередко напоминает продвижение в глубь территории, выжженной отступающим противником.
«Когда мы приезжаем в какую-то страну впервые, — рассказывает Касаткина, — нам приходится бороться с дурной славой Большого театра. Слава Мариинки или Большого обеспечивают нынешней труппе этих театров аншлаг. Но когда зрители видят что-то не вполне соответствующее ожиданиям, негативное впечатление неизменно распространяется на весь русский балет. Например, в Париже в первые дни зал был заполнен на 75%, но уже через три дня перед «Шатле» стояла очередь желающих попасть на наш спектакль».
Лебединая твердость характера
Однажды, в конце XIX века итальянская балерина Пьерина Леньяли произвела фурор среди петербургских артистов, завершив коду «Золушки» тридцатью двумя фуэте.
Ныне хлесткое вращение на одной ноге с выбросом находящейся в воздухе второй и возвращением ее к колену опорной ноги при каждом обороте может исполнить любая правильно выученная молодая балерина. Спорт содействовал техническому развитию классического балета. В результате чего балет приобрел весь набор положительных и отрицательных свойств своего помощника. Сюда вошли значительные физические нагрузки и самоограничения, а также вероятность серьезных травм.
Мало кто знает, что великолепная воздушная Плисецкая при исполнении творческих обязанностей защемляла спинной нерв, вывихивала суставы, разбивала стопы. Премьера «Чайки» во Флоренции состоялась со сломанным вторым пальцем левой ноги — перед каждым выступлением его замораживали хлорэтилом. Остуженные ноги на репетиции «Лебединого озера» привели к порыву икры.
Преодолевать физическую боль может только искусство, глубоко принятое твердым характером.
Говорят, что 32 фуэте солистки Театра классического балета Екатерины Березиной кажутся естественными и легкими, как дыхание. Это означает, что она нашла нечто большее, чем просто устойчивую точку, на которой фиксируется взгляд после каждого оборота, чтобы не кружилась голова.
Прописка против индивидуальности
Супруги-балетмейстеры в Советском Союзе имели репутацию авангардистов. Когда Майя Плисецкая, вначале искавшая для постановки «Анны Карениной» хореографов со стороны, обратилась к ним, Василёв предложил создать декорацию, напоминающую стакан, из которого Анна не может выбраться в течение всего спектакля. Плисецкая посчитала это чересчур модерным. Но если великая балерина просто решила сама ставить свой балет, то Минкульт в конце 1960-х годов относил балетмейстеров к творчески неблагонадежным. По словам Натальи Касаткиной, основной проблемой стало чрезмерное проявление индивидуальности.
Возможно, это обстоятельство способствовало тому, что в Театре классического балета начинали работать многие из тех, кто впоследствии приобретал мировую славу именно как яркая балетная личность. В их числе Ирек Мухаммедов (солист театра «Ковент-Гарден»), Галина Степаненко (прима Большого театра), а также Владимир Малахов, которого критики называют танцовщиком столетия. Малахова, ныне великого, в то время из-за отсутствия московской прописки не приняли в Большой. Зато взяли к себе Касаткина и Василёв. Во время работы с ними он получил золотые медали и Гран-при на пяти международных конкурсах, а также премию Сержа Лифаря Парижской академии танца.
Спор, который следует разрешить самому
В этом году Театр классического балета покажет в Киеве новую версию «Спящей красавицы», которая полтора года назад великолепно принималась в Каннах и была обласкана зрительской симпатией в Москве.
«Мы с Владимиром Василёвым создали свою драматургическую раму для балета «Спящая красавица», постарались сделать более глубокими характеры его героев — прежде всего Авроры и принца Дезире. Мы стремились к тому, чтобы эта история была достойна великой музыки Чайковского. В нашей постановке есть даже авангардные моменты, но они не разрушают, а, смеем надеяться, обогащают балет», — говорит Наталья Касаткина.
Одни критики считают, что постановку стоит посмотреть:
• для того чтобы знать историю балета;
• потому что работа серьезная, имеет свой стиль и манеру.
Другие советуют: можно посмотреть, но при этом надо понимать следующее:
• до собственного уровня 1980-х театр классического балета уже не дотягивает;
• опыты со скрещиванием сказок в либретто — коммерческий маневр, вызванный художественной слабостью.
Все согласны в едином: Аврора в исполнении Березиной в любом случае заслуживает аплодисментов.
И первые, и вторые все-таки этот балет посмотрели. Потому что русский классический балет — это всегда событие. Даже в России. Противоречие мнений лишь способствует возбуждению интереса.
А самый лучший способ разрешения споров — личное присутствие в зале Национальной оперы Украины 24-25 февраля 2006 г. в 19.00.
Балетмейстеры-диссиденты В настоящее время Наталья Касаткина и Владимир Василёв — единственные среди своих ровесников хореографы, которые начинали в 1960-х и продолжают активно работать сейчас. Наталья Касаткина с 1954 по 1976 г. была солисткой Большого театра. Поначалу она совмещала сольную деятельность и балетмейстерское сотрудничество с Владимиром Василёвым, также станцевавшим в свое время около 20 партий в Большом. Московский классический балет (с 1992 г. — Государственный академический театр классического балета) был организован ими в 1977 году. Постановки, обеспечившие хореографам уважение критиков и балетоманов: «Весна священная» (1965), «Сотворение мира» (1971), «Пушкин. Размышления о поэте» (1986) и опера «Петр Первый» (1975; Государственная премия СССР — 1976). Словарь балетомана Аттитюд (франц. attitude) — одна из основных поз классического танца, при которой согнутая в колене нога поднята и отведена назад. Арабеск (франц. arabesque, букв. — арабский) — одна из основных позиций классического танца (с поднятой и вытянутой назад ногой). Видоизменяется при различных положениях опорной ноги, рук, головы, корпуса. Кода — завершающая часть музыкального произведения, которая закрепляет главную тональность и обобщает предшествующее музыкальное развитие. Па-де-де (франц. pas de deux) — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной коды. Пируэт (франц. pirouette) — в балете полный оборот (или несколько оборотов) на одной ноге. Пуанты (от франц. pointe — острие, кончик). Танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги. Исполняется в специальных туфлях — пуантах с твердым носком, которые могут включать в себя свыше 50 деталей. За один спектакль балерине случается поменять более трех пар, а сезон иногда требует порядка двух тысяч смен.