Несмотря на сложность проблемы, заключение многостороннего соглашения по вопросам инвестирования должно быть одной из самых важных задач международных отношений.
Встреча участников Дохийского раунда переговоров по вопросам торговли, прошедшая недавно в Гонконге, оставила у развивающихся стран ощутимое чувство разочарования. Произошло это потому, что вначале планировалось, что раунд будет посвящен проблемам инвестирования, но развивающиеся страны сами предпочли сконцентрироваться на проблемах сельского хозяйства.
В Китае, Бразилии, Малайзии и Мексике прямые иностранные инвестиции составляют от 8 до 12% общего прироста основного капитала и при этом они не формируют долга. Несмотря на то что наименее развитые страны привлекают менее 3% инвестиций «север-юг», данные потоки равны более 3% от их ВВП: это в среднем выше, чем для развивающихся стран.
В надежде стимулировать ПИИ увеличилось количество двусторонних соглашений, но они редко приводят к установлению пропорциональных обязательств. Конкуренция среди различных государств по привлечению инвесторов очень высока, и лишь некоторые страны, такие как Китай, способны вести переговоры с промышленно развитыми державами на равных. Поэтому развивающиеся страны заинтересованы в налаживании многостороннего диалога по условиям инвестирования, чтобы получить определенные коллективные гарантии.
Данные страны должны создать условия для иностранных инвесторов, которые помогли бы им максимально эффективно влиять на проблемы безработицы, распространения новой техники, стратегического партнерства и т. д. В то же время развивающимся странам может понадобиться оказывать поддержку в виде временных протекционистских мер своему частному сектору и новым отраслям промышленности. Эти меры помогут им обновить выпускаемую продукцию, пока они будут продвигаться к либерализации.
В таких предложениях нет ничего еретического. В конце концов развитые страны прошли через нечто подобное. В XIX веке Соединенные Штаты ограничили объем иностранных инвестиций в некоторые отрасли, включая финансы. Сегодня и США, и ЕС внимательно следят за международными сделками. Быстро развивающиеся страны Азии аналогичным образом отходят от чисто либеральной модели. Даже Ирландия, лидер экономической либерализации, стала использовать более избирательные подходы.
Отказ признать легитимность указанной стратегии привел к срыву многостороннего соглашения по инвестициям 1998 г. Проект заслуженно посчитали угрозой для независимости, так как он предполагал введение жестко закрепленного принципа полного равенства иностранных и местных компаний.
На каких условиях можно возобновить обсуждение многостороннего соглашения по вопросам инвестирования? Чтобы быть жизнеспособным, подобный документ должен учитывать легитимную необходимость частичного государственного регулирования и включать в себя моральный кодекс инвестора, а также формулу распределения издержек между государством, иностранными инвесторами и местными субподрядчиками при соблюдении, например, экологических стандартов.
Навязывание одинаковых условий инвестирования во всех странах может, конечно, понизить стремление инвестировать в наименее привлекательные из них. Однако можно разработать соглашение, устанавливающее различные категории стран, основной целью которого будет предотвращение демпинга.
Дабы быть успешными, многосторонние переговоры обязаны также отвечать ожиданиям иностранных инвесторов, которым нужны гарантии защищенности их инвестиций. Соглашение должно содержать положения по улучшению деловой среды, в первую очередь прозрачности и предсказуемости. Это следует сделать за счет ограничения государственного вмешательства без лишения правительства его прерогатив.
Но никакое многостороннее соглашение по вопросам инвестирования не сможет устранить всех институциональных проблем и трудностей на рынке, мешающих перемещению капитала в развивающиеся страны. Некоторые экономисты считают, что многие компании не верят в возможность высоких доходов от инвестиций в развивающиеся страны из-за недостатка информации. Хотя в соглашение можно включить и требования к распространению информации. Другие аналитики указывают на повышение уровня доходов при сильной концентрации инвестиций, что негативно сказывается на бедных государствах. В самом худшем случае результатом международных переговоров может стать признание существования данной проблемы, обсуждение наилучших способов координации инвестиций и эффективного распределения помощи по развитию.