Почти утраченные возможности

Настоящее обладание богатством — это способность увидеть, что оно у тебя есть.


Есть основания полагать, что наша музыкальная культура — одна из самых богатых в мире. Спортивные результаты национального фольклора впечатляют:
• в ходе этнографических экспедиций в Украине было обнаружено более 300 тысяч образцов музыкального народного творчества;
• помимо подклассов и разновидностей, существует более 60 оригинальных народных украинских инструментов;
• на проведенном в Париже (1934) всемирном конкурсе красоты языков украинский занял третье место (первое — французский, второе — персидский).


Руководитель хора им. Григория Веревки, Герой Украины Анатолий Авдиевский: «Если правда то, что на полках нашей Академии наук лежит более 300 тысяч песен, то можно лишь сказать, что такого количества не имеет ни один народ. Этому легко поверить, потому что славянская музыкальная культура, безусловно, очень богата».


Покорить Испанию


«Шароварный» имидж украинской национальной культуры, начавший формироваться еще в советские времена, а затем бойко растиражированный горе-патриотами, привел к тому, что до сих пор шаровары наиболее комфортно чувствуют себя за пределами Украины. Национальный заслуженный академический украинский народный хор им. Григория Веревки еще с 1960-х вел за рубежом полноценную творческую жизнь и получал зрительское признание.


В его составе не менее 75 человек, коллектив ежегодно отправлялся в заграничные туры, длившиеся месяцами, и со стороны западных партнеров это были полноценные коммерческие предприятия. Зарубежных импресарио прежде всего интересовали не политические, а концертные возможности хора, в состав которого входила танцевальная группа и оркестр. Случалось, контракты подписывались после специально организованных в Киеве просмотров.


До 2000 г. украинский хор им. Веревки был активно гастролирующим коллективом, а повторные приглашения свидетельствовали о его популярности. Восемь раз хор посещал Латинскую Америку, три раза — Францию, состоялись два больших тура в США. «Особенно лестными были отзывы критической прессы в Испании, — говорит Анатолий Авдиевский. — До нашего приезда испанцы считали себя обладателями самого богатого в мире фольклорного наследия».


Лирика, тронувшая Америку


«Коламбиа-Артикс», один из самых авторитетных организаторов гастролей мировых исполнителей самого высокого уровня, приглашала хор им. Веревки в США в 1996 и 2000 гг. Никакой ущербности по отношению к западным мэтрам наши не испытывали. Их размещали в пятизвездочных отелях, создавая все необходимые условия для работы и отдыха. Хор выступил в самых престижных залах всех американских штатов. Оба тура оказались действительно успешными.


Анатолий Авдиевский: «Это не были концерты для диаспоры. Наши концерты посещала самая широкая американская публика. Американцы говорили, что имеют возможность видеть любых артистов мира, и их не особенно удивил наш гопак (в китайском театре исполняют и более сложные трюки). Мужской вокал с казацкими песнями впечатляет. А вот женская хоровая группа вызвала настоящее эмоциональное потрясение. Многим из них она напомнила об утраченной глубине и чистоте чувств. И на самом деле украинская лирика — это нечто особенное в мировой музыкальной палитре».


Когда акустика — не главное


Несмотря на то что хор проводит более 70 концертов в год, его выступления в Киеве — редкость. Возможность увидеть национальное искусство в качественном, живом исполнении, постепенно становится уникальной. К таковой можно отнести концерты коллектива, которые состоятся 4 и 5 марта 2006 г. в Национальном дворце «Украина».


«Два выступления народного коллектива в главном зале страны в наше время, безусловно, культурное событие как для выступающих, так и для зрителя, — говорит Анатолий Авдиевский. — Это хороший признак. Даже при том, что Дворец «Украина» — неаккустическое помещение. Раньше там было оборудование, которое заключало оркестр как бы в открытую коробку, формирующую звук подобно рупору. Сейчас оно не используется, поэтому наша программа смещена в постановочную, визуальную сторону. Но некоторые сложные хоровые произведения мы, конечно, продемонстрируем. Я хочу, чтобы о нашем хоре создалось полноценное впечатление как о коллективе, который способен взять на себя серьезные творческие задачи. Если мы и исполняем модерные композиторские произведения Станковича, это всегда музыка на народной основе. Такова была и есть наша ведущая линия, которая дважды отражена в названии: «национальный народный хор».

Залишити відповідь