Слияния и поглощения
AT&T восстанавливает былую мощь
В США готовится одна из наиболее заметных сделок в истории телекоммуникаций. Крупнейший в стране оператор фиксированной связи AT&T покупает за $67 млрд. третьего по величине национального телефонного провайдера BellSouth. Результатом поглощения станет появление на американском рынке нового лидера телекомсектора, владеющего телефонной и информационной сетью в 22 штатах. Объединенная бизнес-структура будет обслуживать 125 млн. абонентов локальных телефонных сетей и беспроводной связи, а также 9,9 млн. интернет-пользователей. Совокупный доход обновленной AT&T достигнет $100 млрд., а ее рыночная капитализация превысит $160 млрд. Это даст компании шанс обойти нынешнего национального телекоммуникационного лидера Verizon Communications (стоимость — $99 млрд.).
По мнению экспертов, главной «добычей» AT&T в ходе нынешнего поглощения станет корпорация Cingular Wireless — крупнейший оператор мобильной связи в США. Его поглощение позволит AT&T получить 54 млн. клиентов на услуги фиксированной связи дополнительно в 9 штатах. Хотя важнее другое: приобретая Cingular, AT&T получает широкий доступ к стремительно развивающемуся рынку беспроводной связи. В результате слияния в телекоммуникационном секторе США появятся два вертикально интегрированных гиганта — AT&T и Verizon. Каждый из них предлагает клиентам более дешевую услугу «4 в 1», объединяя стационарную телефонную и мобильную связь с кабельным телевидением и быстрым доступом к Сети. По мнению аналитиков, данная стратегия телекоммуникационных компаний сейчас является основным залогом сохранения прибыльности на фоне «депрессии» локального телефонного бизнеса, а также отстраивания от конкурентов из числа кабельных компаний.
Готовящаяся сделка, как полагают эксперты, фактически приведет к возрождению старой AT&T. До 1984 г. корпорация с капитализацией в $150 млрд. представляла собой настоящую монополию на рынке телефонной связи США. Государственные власти постановили разбить единую структуру на семь «дочек», которые владели локальными сетями по всей стране. В 1996 г. конгресс США разрешил консолидацию бизнеса разделенной компании. Покупка BellSouth — очередной шаг в этом направлении. AT&T заявляет, что, объединяя сети, сокращая персонал (около 10 тыс. человек) и собирая компании под единым брендом, корпорация сэкономит до $2 млрд. Эксперты же считают, что поглощение приведет к монополизации рынка и, как следствие, повышению цен для потребителей.
NBC Universal вошла в Сеть
Американские медийные компании продолжают наступление на Всемирную сеть. Корпорация NBC Universal (80% акций принадлежат General Electric) приобретает одного из последних национальных публичных операторов веб-ресурсов iVillage. Сумма сделки составит $600 млн. Главная цель поглощения — распространить телевизионные контент-каналы NBC на онлайновую аудиторию. Количество посетителей популярного развлекательного веб-портала только за январь 2006 г. достигло 14,5 млн. человек (в основном это женщины в возрасте около 37 лет). Охватить указанную аудиторию планируется, во-первых, за счет рекламы сайтов iVillage на телевизионных каналах NBC. Во-вторых, путем рассылки оригинального видео, посвященного моде, красоте, вопросам брака и воспитания детей непосредственно на сайты портала. Сделку предполагается завершить во II квартале 2006 г. Именно тогда истекает контракт NBC Universal с корпорацией Microsoft на хостинг информационной службы MSNBC на сайте MSN.com. О перспективности нынешней сделки свидетельствует хотя бы тот факт, что объемы продаж iVillage только за минувший год возросли на 36% (до $91 млн.), тогда как чистая прибыль утроилась (до $9,5 млн.). По прогнозам NBC, нынешняя покупка позволит увеличить ежегодную выручку сетевого бизнеса компании на 20% (до $200 млн. в нынешнем году).
Готовящаяся сделка в который раз подтверждает желание крупных игроков медиарынка укрепить свои позиции в Интернете и использовать сетевые ресурсы для получения дополнительных конкурентных преимуществ в традиционных сегментах. Примером тому может служить агрессивная политика News Corp.: только в 2005 г. она приобрела молодежный портал MySpace.com и игровой сайт IGN. По прогнозам экспертов, вскоре в США не останется ни одной крупной независимой онлайновой компании.
Кризис-менеджмент
Альянс GM и Suzuki под вопросом
Крупнейший мировой автопроизводитель General Motors частично сворачивает свое участие в японской корпорации Suzuki Motor. Американцы продают 17,4% акций японского концерна стоимостью $2 млрд. Таким образом, GM намерена уменьшить долю принадлежащих ему ценных бумаг Suzuki до 3% в рамках мероприятий по реструктуризации активов. Такой шаг, как ожидается, поможет повысить ежегодную доналоговую прибыль GM на $550-750 млн.
О возможности продажи доли GM в Suzuki аналитики предупреждали неоднократно: американский концерн несколько раз пересматривал программу капиталовложений не в пользу японской корпорации. К столь радикальным мерам концерн подтолкнуло неуклонное снижение финансовых и операционных показателей. 2004 финансовый год GM закончила с убытком в $8,6 млрд., тогда как годом ранее чистая прибыль составила $2,8 млрд. (рекордный показатель с 1992 г.). Подобный результат стал следствием падения объемов продаж: по итогам 2005 г., они снизились почти на $1 млрд. — до $193,5 млрд. Нынешнее решение GM приняла, даже несмотря на то что Suzuki в феврале объявила о 5,5-процентном повышении ежеквартальной текущей выручки за счет оживления продаж по всему миру.
Представители обеих компаний уверяют, что готовящаяся сделка вовсе не означает разрыв отношений между компаниями. Однако, по мнению наиболее скептично настроенных экспертов, такой шаг фактически означает распад альянса американского и японского концернов, просуществовавший с 1981 г. К тому же Suzuki активно рассматривает возможность продажи 11% акций южнокорейской Daewoo, которая является подразделением GM и входит в единую структуру американской корпорации — GM Daewoo Auto&Technology.
Volkswagen «обтесывает»свою структуру
Немецкий автомобильный гигант Volkswagen объявил о продаже своего подразделения Europcar. Покупателем европейского лидера по прокату автомобилей выступила французская инвестиционная компания Eurazeo, которая согласилась заплатить 1,26 млрд. евро. Вся транзакция при этом оценивается в 3,32 млрд. евро с учетом задолженности Europcar в размере 2,06 млрд. евро.
На сегодня Europcar работает в 145 странах мира и владеет автопарком из 220 тыс. автомобилей. За последний год продажи компании выросли на 9% и составили 1,28 млрд. евро. Правда, эксперты уверяют: предел роста компании еще не достигнут, учитывая, что на рынках США и Китая она пока не представлена.
Продажа «дочки» — очередной шаг в рамках масштабной программы реструктуризации бизнеса Volkswagen, направленной на стабилизацию финансовых и операционных показателей. Только в первой половине 2005 г. продажи концерна сократились на 3,9%, а его чистая прибыль за три последних финансовых года упала на 77%. В рамках антикризисного плана Volkswagen уже заявил о намерении продать 15% акций немецкому производителю люксовых спортивных авто Porsche. Кроме того, к 2009 г. автоконцерн сократит приблизительно 20 тыс. рабочих мест (около 16% общего штата) на своих европейских предприятиях. Благодаря этим инициативам к 2008 г. руководство планирует утроить доналоговую прибыль Volkswagen (до 5,1 млрд. евро).
Кстати, Volkswagen пошел по стопам конкурента — американского Ford Motor. В конце прошлого года корпорация продала крупнейшее в мире агентство по аренде автомобилей Hertz Corp. Стоимость сделки с учетом задолженности убыточного подразделения составила $15 млрд.